«Счастливого фермера» воплотила в жизнь екатеринбургская компания «i-Jet Media». Она была создана в 2005 году бывшими собственниками местного провайдера «Медиальт» и до 2009 года существовала без ярких прорывов. Но в апреле 2009-го появился «Фермер», и это тот случай, когда владельцы бизнеса проснулись знаменитыми: за две недели аудитория игры выросла с нуля до миллиона человек, а о екатеринбургском феномене заговорили серьезные инвесторы и разработчики.
Костарев: Смысл бизнеса — уловить тренд на рынке в одной части мира и успешно перенести его в другое полушарие. Для этого нужно не только много летать, но и уметь понимать основных игроков
Костарев и не говорит, что его бизнес – это создание компьютерных игр. Подлинный смысл его бизнеса – своевременный и техничный перенос трендов с одного рынка на другой. Успех в России получился после того, как в 2008 году Костарев на год уехал жить в США и изучать, какие проекты оказались успешными там. Он оценил популярность «Facebook» (американский аналог и прародитель «В Контакте») и понял, что нужно делать ставку на социальные сети. Потом, увидев дикую популярность «виртуального фермерства» в Азии, «i-Jet» придумал «Счастливого фермера» для российских соцсетей.
— Мы просто стараемся видеть чуть дальше, чем другие, — говорит Алексей. — Мы видим ситуацию на восемь месяцев вперед, а другие ленятся ее видеть. Мы смотрим не только на Китай – в Азию вообще, в Америку. То, что происходит на «Facebook», через какое-то время произойдет в других местах. Это нормальное течение. Если фермерская тема стала популярна в одном месте, она должна была бы прийти в Россию каким-то образом. Соответственно ее должен был привезти тот, кто больше видит. Таковыми оказались мы.
По сути, мы занимаемся тем, что изучаем, что на каком рынке происходит и когда это произойдет на другом рынке. В 2007 году социальная сеть «Facebook» первая выпустила внутреннее приложение как таковое. Появилось такое явление, как «игры с друзьями».
В 2007 году мы поехали в Штаты, окопались там и начали изучать это явление. Нам нужно было понять, как происходят процессы. Ведь если что-то случилось в 2007 году в Америке, через какое-то время это случится в России. Мы оказались тем инструментом, который дал этому реализоваться.
— Ты сторонник длительного развития бизнеса или тебе было бы интересно вырастить его капитализацию и продать?
— Американцы уже ответили на этот вопрос. Цикл любой компании: старт, рост, продажа. Есть понятие exit, выхода из бизнеса. Это в первую очередь IPO либо продажа стратегическому инвестору. Смысл любого бизнеса – exit, продажа. И это хорошо. Любой бизнес, который строится на продажу, стоит своих денег. В 2005 году мы из спортивного интереса заявили, что хотим довести капитализацию компании до $1 миллиарда. Сейчас мы стоим $100 миллионов, и я не отказываюсь от своих планов. Но это действительно спортивный интерес. Бизнес не может ориентироваться на деньги как на цель, во всяком случае, я не знаю подобных успешных бизнесов, стартовавших с нуля и добившихся чего-то только ради денег. Деньги – это мерило успешности бизнеса, а не самоцель.
Следующее, чем мы будем заниматься, — это инвестирование в новые проекты. Это вопрос простой эффективности. Сейчас мы тратим все ресурсы, чтобы развивать свой бизнес. А гораздо правильнее было бы занять свою голову помощью 20-30 другим бизнесам. На это есть силы и есть ресурсы. С другой стороны, нужно здесь поставить точку. А мы заявили точку в $1 миллиард – надо ее достигать.
Алексей Костарев считает, что у Свердловской области есть все шансы создать новую экономику, основанную на инновационном малом и среднем бизнесе. «На последнем конкурсе идей «БИТ Урал» три проекта из десяти можно было спокойно показывать в «Кремниевой долине». Еще два года назад таких проектов у нас вообще не было. Представь, что в Екатеринбурге скоро появится 20-30 компаний, которые будут созданы с нуля и станут стоить порядка 10-100 миллионов долларов. Это же зашибись для всех будет, да? И для налогов, и для государства, и для экономики».
Дмитрий Колезев, «URA.Ru», полностью здесь (много интересного)