Бизнес вне конкуренции – Голубой Океан по японски

В свежем журнале Свой бизнес прочитал интервью с японским профессором бизнес-?колы INSEAD У. Чан Ким, он был в декабре в Москве со своим мастер-классом. Знатокам это имя конечно известно (я к ним не отно?усь, потому как впервые столкнулся с ним).

Стал он известным после выхода его книги “Стратегия голубого океана”. Голубой океан в его концепции – это пространство без конкуренции, новый бизнес. “Чем активнее вы копируете лидеров рынка, тем мень?е ?ансов у вас победить. Выигрывают компании, избегающие лобового столкновения в битве за потребителей. Японец называет этот подход “стратегией голубого океана”.

“Голубой океан” – это метафора низкоконкурентного рынка и антитетеза “алому” океану. Воды одного чисты и гостеприимны. Волны другого покраснели от крови, т.е от конкурентной битвы “за место под солнцем”. Где боль?е возможностей для развития и для получения адекватной нормы прибыли?”

Голубые океаны – обозначают нетронутые участки рынка, это новые виды бизнеса, взращенные как смесь нескольких старых, они конечно требуют творческого подхода, дают возможность расти и приносить прибыль. Хотя некоторые голубые океаны создаются за пределами предложенных границ отрасли, боль?инство из них все же возникают внутри алых океанов, раздвигая уже существующие отраслевые границы.

В голубых океанах как и в других новых “бизнесах”, конкуренция никому не грозит.

В интернете на эту книгу на?ёл интересную рецензию Выход из “конкурентной мясорубки”

Теперь конкретные примеры. Как мы выяснили, чтобы прорваться в мир «голубого океана», совсем не обязательно изобретать новую отрасль, как это сделали E-bay или Microsoft. «Голубой океан» можно открыть внутри уже существующей индустрии, достаточно изменить ее границы и освободить собственный новый бизнес от характерных ?тампов. Ким и Моборнь находят примеры внутриотраслевых «голубых океанов» повсюду: в про?лом и настоящем, от серийных автомобилей Форда до супермаркетов Wal-Mart. Один из кейсов, на котором в значительной степени построена вся книга, – это исследование стратегии канадской цирковой (sic!) компании Cirque de Soleil.

Отсюда следует еще один важный вывод: стратегия голубого океана совсем не обязательно связана с техническим прогрессом. Для нее есть место даже в такой древней?ей индустрии развлечений, как цирк. ?, в самом деле, феноменальный успех Cirque de Soleil – неболь?ой компании, основанной в 1984 году группой уличных актеров и только за последние 10 лет увеличив?ей свои обороты в 22 раза, – трудно понять в контексте цирковой отрасли, испытывающей сейчас серьезный кризис. Дети, основа прежней «целевой аудитории» цирков, все боль?е предпочитают видеоигры и другие ультрасовременные формы развлечений. В результате, число зрителей сокращается, расходы растут, и, кроме того, традиционный цирковой рынок давно поделен между крупными компаниями, такими как Ringling Bros.

В этой ситуации единственным ?ансом на успех для Cirque de Soleil была не конкуренция с другими компаниями на сужающемся рынке цирковой индустрии, а пересмотр границ последней, или, точнее говоря, полное освобождение от отраслевого мы?ления. Вместо того чтобы конкурировать с компаниями-монстрами (Ringling Bros и ему подобными, «уводя» у них публику), Cirque de Soleil привлек в цирк совер?енно новые группы потребителей. Его основной аудиторией стали взрослые зрители и корпоративные клиенты, привык?ие к таким «усложненным» видам зрелищ, как театр, опера и балет. Поэтому компания фактически предложила публике представления, по своей интеллектуальной нагрузке близкие к театральным спектаклям. В этом подходе есть существенное преимущество. Целевая группа, уже готовая к гораздо более дорогостоящим развлечениям, при соблюдении некоторых условий согласится платить за билет в несколько раз боль?е его традиционной стоимости. По сути, бизнес Cirque de Soleil осуществляется не в классической сфере цирка, а где-то на стыке между цирком и театром.

Ещё записи по теме

10 комментариев ↓

#1 SUMM-er on 04.10.08 at 22:04

Но что бы мы делали без конкуренции?

#2 Денис on 04.11.08 at 1:48

+1

#3 Хотабыч on 04.13.08 at 16:34

Да, идея избегать лобового столкновения в битве за потребителей! Это действительно нечто! Супер! я чувствую, что много пропустил!

#4 Солнце on 04.17.08 at 1:10

Этот принцип похож на Айкидо – избегать прямого контакта и все усилия противника переводить в контрудар! правда?

#5 Владислав on 04.18.08 at 19:04

Считаю такой подход абсолютно оправданным в современном бизнесе. Ведь у крупных корпораций намного боль?ий запас прочности, чем у начинающих в бизнесе.

#6 Окно on 04.25.08 at 20:32

Очень много начинающих предпринимателей заканчивают свой бизнес, когда ему нет и года…

#7 Arionmadysto on 04.17.09 at 9:26

как свами связаться? есть предложения по работе

#8 Oleg on 04.18.09 at 14:53

связь со мной указана на странице “о блоге”

/o-bloge/

#9 pivo on 04.25.09 at 13:04

)))А у вас пара о?ибок в тексте…)

#10 iiy on 08.08.10 at 15:33

замечательная технология, опробована на тренинге для различных компаний – http://www.ivanilov.ru/content/view/625/35/
есть отзывы от директоров и хозяев бизнеса…
рекомендую всем для изучения и внедрения!

Вы можете войти и оставить комментарий.

Комментировать с помощью логина в соцсети:

Connect with: