Недавно меня посетила странная мысль. Что маркетинг на самом деле это внутренний процесс, а не внешний. Ну, как бы это сказать поточнее. Когда люди приходят в маркетинг, то они делают это ради денег и магии, правильно? Или магии и денег – не суть важно.
Маркетолог – это сверхчеловек. Поговорил с домохозяйками, получил инсайт, поменял синюю полоску на зеленую – хуяк, продажи повысились втрое. Бабки сыпятся с неба. Маркетолог разговаривает с Богом на равных. Он знает все секреты. Он знает то, чего не знаете вы. У него в руках страшная сила. Он скажет три магических слова, и вы встанете в очередь за Запорожцем. Он – сверхчеловек.
Как правило, выпускнику с дипломом сверхчеловека требуется всего несколько месяцев, чтобы выяснить свое реальное место в иерархии вселенной. Где-то между дном мирового океана и рыбьим калом, который там покоится. Вроде бы уже не минеральная пыль, но еще не инфузория-туфелька.
И там, на дне этого самого мирового океана начинает происходить самое интересное. Как быть? Что делать, если в книгах одно, а в жизни другое? Если очереди за Запорожцем не стоит? Если деньги не сыпятся? Если действия демиурга в отставке не имеют ровно никакого влияния на покупателей? Когнитивный диссонанс, мать его за ногу.
Можно отменить реальность. Можно просто менять синюю полоску на зеленую, и не смотреть на результаты продаж. Нет цифр – нет головняка. Это правильно, потому что в книге написано и правильно будет всегда, пока будет возможность не получать результаты.
Можно поменять синюю полоску на зеленую, а так же упаковку, а так же начинку, а так же затеять ребрендинг и дать много-много рекламы. Что-то обязательно произойдет. Что-то на что-то повлияет. Или не повлияет. Но ничего не будет понятно – и слава Богу!
Можно заняться прикладной шизофренией. То есть понятно, что ничего не работает, но начальству говорить, что работает. Просто эффект проявляется не быстро. Он синергетический и кумулятивный. А быстро только кошки родятся. В принципе, многие так и делают.
Можно бросить заниматься маркетингом, пока есть еще шанс попасть в рай. А можно очень-очень хотеть докопаться до сути вещей.
Но если докапываться до сути вещей, тогда главным объектом исследования становятся не рынок, клиенты и продажи - … а сам маркетолог.
К примеру, как часто вы использовали маркетинг, как отмаз для того, чтобы не заниматься чем, что нужно РЕАЛЬНО СДЕЛАТЬ, но не хочется? Лично я - часто, и многие мои бывшие клиенты шароварщики тоже.
Я отчетливо помню, как несколько лет назад ко мне обращались разработчики практически идентично говеных и неинтересных игр. Они были готовы закидать меня бабками за хорошие описания, давать очень жирные проценты аффилиатам, чуть ли не собирались отдать левую почку, если порталы возьмут их продукты. Все, что угодно, лишь бы не переделывать игры.
Насколько важна эта тенденция человека желать заниматься маркетингом, как средство ухода от необходимости решать реальные проблемы? По-моему, очень важна. По мне так это чуть ли не основной мотив маний брендинга, ребрендинга, нейромаркетинга, и прочих новомодных течений.
Или такой сценарий – как часто вам хотелось соврать? И врали вы или нет? Почему вдруг в определенный момент многие люди решают, что они никогда не будут говорить неправды в своих рекламных материалах?
Вранье может давать определенные дивиденды, верно? Не скажем, что это сшили в Китае, скажем, что сшили в Италии. Вероятность, что шмотку купят, теперь выше. Но лично когда я вру другим, у меня появляется неожиданный побочный эффект – я начинаю врать и себе. Появляется фантомная реальность, которую приходится защищать.
Доходит до абсурда – ты начинаешь отстаивать что-то не с точки зрения правда это или ложь (что тебе прекрасно известно), а с точки зрения совпадает это с твоей, пускай и лживой, позицией или нет. И, как говорил Дэн Кеннеди, pretty soon you start believing your own bullshit. Ты понимаешь, что это ложь, но продолжаешь верить в нее, потому что пока ты убеждал других, ты убедил самого себя.
Знаете, как происходит растление малолетних. Подходит дядя к мальчику или девочке, говорит им что-то, заводит в гаражи, и начинает трогать их интимные места. Проходит десять лет – мальчик стал преступником, убил бабушку, надругался над ее трупом. Девочка стала героиновой проституткой, залетела, родила ребенка и сбросила его с балкона. Вот что значит – дядя потрогал где не надо, когда не надо.
Простите меня, конечно, за излишнюю драматизацию. Возможно, девочка и мальчик попадут к детскому психологу, у них все будет нормально, а доблестные милиционеры поймают извращенца, пошлют его на зону, где он случайно упадет с третьего этажа на штыри. Просто вранье – это растление собственного интеллекта, и штука совсем не безобидная. Оно реально начинает расщеплять личность и начинать вредить.
Что маркетинг делает с человеком, который им занимается? По-моему, это безумно интересная тема. Пожалуй, я напишу про это книгу. И не буду слишком много врать.
Источник, Автор - Дмитрий Давыдов
Свежие комментарии