Юридические лица публичные и непубличные: Публичные и непубличные общества — что это такое? | ФНС России

Содержание

Публичные и непубличные общества — что это такое? | ФНС России

Дата публикации: 24.12.2014 08:05 (архив)

С 01.09.2014 вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ, которым внесены существенные изменения в главу 4 «Юридические лица» части первой Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым акционерные общества делятся на публичные и непубличные общества, то есть деление АО на закрытые и открытые упразднено. Иными словами, организационно-правовая форма «акционерное общество» сохраняется, но изменяются типы таких хозяйственных обществ.

По новым правилам АО делятся на два типа: публичные и непубличные.

В силу п.1 ст.66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются к АО, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Таким образом, публичным может стать и общество, не отвечающее соответствующим признакам.

Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным выше, признаются непубличными.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, обязательно должно иметь фирменное наименование, которое фиксируется в учредительном документе (в АО это устав) и ЕГРЮЛ. Полное фирменное наименование публичного АО на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «публичное акционерное общество», сокращенное — полное или сокращенное наименование общества и слова «публичное акционерное общество» или «ПАО».

Непубличное общество становится (по своему усмотрению) публичным со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании, содержащем указание на то, что общество следует считать публичным. Фирменное наименование непубличного АО на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «акционерное общество», сокращенное — полное или сокращенное наименование общества и слова «акционерное общество» или «АО» (Письмо ФНС России от 04.

09.2014 № СА-4-14/17740@).

Как следует из общей нормы (абз.3 п.1 ст.53 ГК РФ) учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом должны быть включены в ЕГРЮЛ.

На основании п.11 ст.3 Федерального закона № 99-ФЗ АО, созданные до 01.09.2014 и отвечающие признакам публичных акционерных обществ, признаются публичными, причем вне зависимости от наличия в их фирменном наименовании указания на то, что общество является публичным. В связи с этим такие общества обладают правом публичного размещения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, хотя в их наименовании может отсутствовать указание на то, что общество является публичным.

В целях информирования инвесторов и иных заинтересованных лиц Банк России рекомендовал АО, отвечающим признакам публичных АО, ценные бумаги которых находятся в процессе размещения, раскрывать информацию о соответствии компании признакам публичных обществ. Учредительные документы (устав) и наименования АО, созданных до 01.09.2014, нужно привести в соответствие с нормами ГК РФ в новой редакции при первом изменении учредительных документов. Это требование Федерального закона № 99-ФЗ.

В п.7 ст.3 Федерального закона № 99-ФЗ добавлено, что изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с новыми нормами Гражданского кодекса не влечет возникновения необходимости внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Не нужна и перерегистрация юридических лиц, созданных до 01.09.2014. Следовательно, все выданные АО до 01.09.2014 правоустанавливающие, правоудостоверяющие, правопрекращающие и иные документы сохраняют свою юридическую силу, поэтому их замена в обязательном порядке не требуется. В частности, сказанное касается лицензий и иных разрешительных документов, выдаваемых Росприроднадзором и его территориальными органами (Письмо Росприроднадзора от 14.10.2014 № АА-03-04-36/16011).

В то же время юридические лица не лишены права обратиться в соответствующий орган за внесением изменений в выданные ранее документы (если соответствующим нормативным документом регламентирована процедура выдачи документа взамен ранее выданного). К примеру, законодательством о налогах и сборах не предусмотрен порядок замены уведомлений о постановке на учет в налоговых органах, и при приведении наименования АО в соответствие с гл.4 ГК РФ замена указанных уведомлений по основаниям, предусмотренным НК РФ, не нужна (Письмо ФНС России от 16.09.2014 № СА-4-14/18715).

Перерегистрация ранее созданных юридических лиц, указанных в ст.ст. 8, 9 ФЗ от 05.05.2014 № 99-ФЗ, в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона не требуется.

Созданные до 01.09.2014 акционерные общества, отвечающие этим признакам, по умолчанию считаются публичными АО (по общему правилу фирменное наименование такого общества должно содержать указание на то, что общество является публичным). Общество, по всем признакам относящееся к непубличным, может стать публичным, если указание на это будет зафиксировано в его фирменном наименовании. Устав обществ, созданных до 01.09.2014, и их фирменные наименования должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями, что нужно сделать при первом изменении устава, осуществляемом на основании решения общего собрания акционеров.

Важно отметить, что при регистрации изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствии с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная пошлина не взимается.

Публичные и непубличные общества и другие изменения ГК РФ

1 сентября 2014 года вступил в силу важный закон ФЗ № 99 от 05.05.2014г., который внес существенные изменения в Гражданский кодекс и в регулирование деятельности юридических лиц. Нововведения коснулись как классификации и определения юрлиц, так и более частных моментов: общих собраний, возможности наличия сразу нескольких генеральных директоров, возникновения новых документов – корпоративный договор и многое другое.

Нормативный акт и сейчас вызывает немало споров и разночтений, так как еще не все изменения прописаны в других законах и есть ряд вопросов по реализации тех или иных нововведений. Давайте разберемся, что же изменилось в Гражданском кодексе.

Классификация юридических лиц

Теперь в Гражданском кодексе выделяется четыре подгруппы для юридических лиц:

  1. коммерческие;
  2. некоммерческие;
  3. унитарные;
  4. корпоративные.

Новыми среди этого списка стали понятия «Унитарные юридические лица» и «Корпоративные юридические лица».

Корпоративные юридические лица

Особенностью данной формы юридического лица является участие их учредителей в формировании высшего органа в нем (п. 1 ст. 65,3 ГК РФ). Такими формами могут обладать:

  • хозяйственные товарищества;
  • хозяйственные общества;
  • крестьянские хозяйства;
  • хозяйские партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • потребительские кооперативы;
  • общественные организации;
  • союзы и ассоциации;
  • товарищества собственников недвижимости;
  • казачьи общества;
  • общины коренных многочисленных народов.

Унитарные юридические лица

К ним относятся юридические лица, в которых учредители не стали их участниками и поэтому не обладают их членством. Формы организаций являющиеся унитарными:

  1. ГУП;
  2. МУП;
  3. Религиозные организации;
  4. Фонды;
  5. Автономные некоммерческие организации;
  6. Учреждения;
  7. Публично-правовые компании.

Обладание полной информацией позволяет понимать, каким образом формируются органы управления в той или иной форме юридического лица. Нововведения также затронули способы изменения формы юридического лица и информации об этом.

Публичные хозяйственные общества

Публичное акционерное общество (ПАО) представляет форму организации, при которой ценные бумаги и акции обращаются и размещаются на условиях полной публичности. Прекращение обращения акций на рынке может привести к переходу данной формы в непубличную. С 1 сентября 2014 года все ОАО, соответствующие определению публичности автоматически стали ПАО.

Законом установлена компетенция общего собрания акционеров, не подлежащая расширению уставом. В данной форме юридического лица формируется наблюдательный совет, состоящий не менее чем из пяти членов общества.

Ведением реестра акционеров, а также исполнением функций счетной комиссии занимается специальная, имеющая лицензию на занятие данной деятельностью, независимая организация. Начало действия закона об обязательном ведении реестра акционеров регистратором – 1 октября 2014 года (ФЗ № 142 от 02.07.2013г.).

По наличию количества акций и голосов у акционеров нет ограничений, и вся информация об этом относится к публичной, что закреплено на законодательном уровне.

Непубличные хозяйственные общества

С 1 сентября 2014 года все остальные общества, кроме публичных, относятся к непубличным, касается это ООО и ЗАО. При этом общества с ограниченной ответственностью переименовывать не нужно, а вот закрытые акционерные общества должны убрать из своего наименования слово «закрытое», оставив только АО.

Непубличное акционерное общество имеет существенное различие с публичным обществом и связано это с тем, что у них больше полномочий по формированию органов управления. Общее собрание имеет полномочия, которые установлены законом и могут дополняться уставом общества. Также эти полномочия могут передаваться и ЕИО, сформированному наблюдательному совету. У непубличного общества имеется право не создавать ревизионную комиссию.

В своем уставе общество может указать порядок и сроки созыва общего собрания акционеров, способы их уведомления об этом событии.

Обратите внимание, что теперь независимую аудиторскую проверку нужно проходить всем АО раз в год как публичным, так и непубличным. Независимо от годовой выручки и иных критериев. ООО также вправе проводить годовой аудит, но либо по желанию, либо если это предусмотрено российским законодательством.

У корпорации может быть 2 генеральных директора

С новыми поправками у корпорации могут произойти серьезные изменения, которые касаются назначения органов управления обществом. В уставе компании можно будет указать на определение полномочий единоличного исполнительного органа одновременно нескольким генеральным директорам. Их полномочия могут состоять в разделении их решений или же объединении и все это можно прописать в уставе. В роли единоличного исполнительного органа могут быть определены юридические лица и также физические лица (ст. 65,3 п. 3).

По принципу двух ключей будут защищаться интересы участников обществ. Суть такой работы состоит в том, что каждый из участников общества имеет право на назначение директора для управления определенной категорией вопросов. Имеется возможность для совместной работы всех директоров в целях одобрения определенного рода сделок. В зарубежной практике существует опыт коллегиального исполнительного органа управления, а в России только еще думают над созданием такой сложной структуры управления. C этой целью Министерством экономического развития в существующие законы об АО И ООО будут вносить изменения.

Планируется указать следующий порядок создания нескольких исполнительных органов правления. Если у общества планируется вводить сразу несколько ЕИО, то необходимо в уставе прописать каким образом будут приниматься решения по ключевым вопросам: совместно или по отдельности каждым управленцем. При этом нужно указать, что третье лицо, которое будет использовать принятое решение, может полагаться на неограниченные полномочия ЕИО. Исключениями являются следующие случаи:

  • в уставе указано, что в обществе полномочия ЕИО предоставлены сразу нескольким лицам, о чем есть запись в ЕГРЮЛ;
  • осведомленность третьего лица об имеющихся ограничениях в полномочиях ЕИО. Публичная публикация устава не является доказательством такой осведомленности.

Удостоверение решения общего собрания общества

В соответствии с новыми поправками в Гражданском кодекс принятое решение участниками общего собрания общества подтверждается следующими способами.

  • Публичное акционерное общество (ПАО) принимает решение общего собрания, которое подтверждается уполномоченным лицом, либо тем, кто ведет реестр акционеров или же лицом, выполняющим функции счетной комиссии.
  • Непубличное акционерное общество (АО) принимает решение общего собрания, которое удостоверяется в нотариальной форме, либо лицом, которое ведет реестр, либо тем, кто выполняет функцию счетной комиссии.
  • В ООО решения общего собрания удостоверяются нотариально либо согласно уставу единогласно решением общего собрания участников.

Для ООО не желающего удостоверять решения собрания нотариальным способом имеется возможность делать это иным способом, который должен быть указан в уставе общества. В качестве способов удостоверения можно использовать следующие виды:

  1. с помощью подписания решения всеми участниками собрания, которые присутствуют, включая секретаря комиссии и председателя;
  2. с помощью большинства участников проголосовавших и обменявшись информацией электронным способом связи.

Выбор наиболее подходящих способов принятия решения и узаконивания его в рамках общества является защитой от голосования против одного из участников, влияющего на все решения отрицательным образом.

Корпоративный договор

Для участников хозяйственных публичных и непубличных обществ в Гражданском кодексе появилась отдельная статья о корпоративном договоре. Этот документ устанавливает правила голосования на общем собрании. Также в этом договоре можно указывать порядок приобретения либо отчуждения долей в уставном капитале общества и когда можно воздерживаться от их отчуждения.

Если условия корпоративного договора будут нарушены, то все убытки, возникшие по этой причине, могут быть взысканы в судебном порядке, собственно, как и принятые решения, противоречащие договору. Вся информация о заключении договора должна раскрываться на законных основаниях.

В непубличном обществе информировать о заключении корпоративного договора необходимо только его участников. Вся содержащаяся в нем информация носит конфиденциальный характер и не подлежит разглашению. У участников такого общества объем прав прямо пропорционален их долям. По новым правилам эту ситуацию можно изменять и вносить сведения об этом в ЕГРЮЛ.

Корпоративный договор может быть заключен не только между членами общества, но и с кредиторами или иными третьими лицами. Целью такого договора является определение полномочий и порядка действий при решении вопросов, связанных с осуществлением корпоративных прав. То есть участники общества теперь могут возложить свои права на третьих лиц при решении вопросов корпоративного плана: голосование на собрание, отчуждение и приобретение долей.

Исключение участника из корпорации

Если участник общества в результате неправомерных действий третьих лиц утратил свою долю и понес убытки в связи с этим, то он вправе требовать в судебном порядке восстановление своих утраченных прав и всех затрат в связи с этим.

Обязанности участников общества:

  • акционеры должны принимать участие в установленном порядке и сроки в образовании имущества корпорации;
  • сохранять конфиденциальную информацию и не разглашать ее никому;
  • принимать полное участие в решении всех важных вопросов;
  • не совершать такие действия, которые могут навредить корпорации.

Министерство экономического развития планирует узаконить требование о том, что акционеры вправе требовать исключение одного или ряда лиц, которые обладая статусом акционера, принимают решения или ведут деятельность, которая вредит целям и достижениям общества. При этом акции должны быть приобретены кругом акционеров. Если же в уставе указаны положения, которые касаются мер, применяемых к виновным лицам, то суд вправе отказать в удовлетворении иска иным способом, чем указано в уставе.

Ответственность дочерних юридических лиц

В связи с возникшими вопросами по поводу согласия, которое должно давать основное общество дочернему, Министерство экономического развития предложило внести изменения в закон.

  1. Если сделка дочернего общества заключена с согласия или для целей необходимых основному обществу, то она считается законной, и тогда основное общество будет отвечать солидарно по обязательствам с дочерним.
  2. Должен быть заключен договор между основным и дочерним обществами, в котором должно быть указано право основного общества давать дочернему обществу указания.
  3. Заключенной считается только та сделка, которая получила одобрение от основного общества на основании договора между основным и дочерним обществом. У дочернего общества имеется право ограничения ответственности основного общества.

Реорганизация юридического лица

Как и раньше реорганизация юридических лиц возможна в пяти вариантах: преобразование; выделение; слияние; присоединение; разделение. Однако теперь возможна реорганизация юрлица:

  • с одновременным сочетанием различных ее форм;
  • с участием двух и более юрлиц (в разных организационных формах, если законом разрешена подобная реорганизация).

При этом Общества теперь, как и хозяйственные товарищества, не могут быть реорганизованы в некоммерческие организации и в унитарные коммерческие организации Также упрощена процедура преобразования одного общества в другое, АО в ООО. Теперь не нужно уведомлять о начале процесса кредиторов, в СМИ. Права и обязанности останутся неизменными. А при слиянии и присоединении больше не понадобится передаточный акт. Также упразднено понятие «Разделительный баланс», вместо него нужно оформлять передаточный акт и то только при разделении и выделении.

Недействующие юридические лица

Юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность, если в течение 12 месяцев не представляет отчетность, а также не осуществляет операций по счетам. Запись о такой организации исключается из ЕГРЮЛ по закону.

Обратите внимание, что ФЗ № 99 от 05.05.2014г. упразднил такую организационную форму, как общество с дополнительной ответственностью (ОДО).

Подытожим:

Итак, как видите, было внесено множество изменений в Гражданский кодекс с 1 сентября 2014 года, касающихся юридических лиц. Многие из них значительно упрощают деятельность организаций, например, это касается реорганизации, другие же, напротив, усложняют, как например, новая классификация юрлиц, изменения наименований, обязательное заверение решений общих собраний и т. д. Безусловно, это не последние поправки, но за последнее время они оказались самыми существенными и многочисленными. Также будут внесены ближайшее время сопутствующие изменения в те отдельные нормативные акты, которые затронули новые положения кодекса, например, в Закон об АО, ООО и т. д. Будьте внимательны, следите за обновлениями, а мы Вам в этом поможем своими статьями и новостями.

См. также:

Понравилась статья? Расскажите о ней своим друзьям

4.1. Публичные и непубличные общества

Новым критерием классификации обществ в ГК РФ является критерий их публичности. Согласно п. 1 ст. 66.3 ГК публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Соответственно, общество, которое не отвечает вышеуказанным признакам, признаются непубличными.

Хотя в законе говорится о публичных обществах вообще, однако реально речь может идти только о применении данной классификации к акционерным общества. В литературе правильно отмечено, что такой классификации можно подвергать только акционерные общества, имея в виду установление более жестких требований к статусу публичных АО, акции которых котируются на фондовых биржах, а участники (акционеры) нуждаются в повышенной охране от различных злоупотреблений. Но применительно к обществам с ограниченной ответственностью она теряет смысл, поскольку ООО ни при каких условиях не могут стать публичными хозяйственными обществами — им нечего котировать на биржах*(23).

Публичное акционерное общество может, прекратив обращение акций на рынке, стать непубличным и наоборот. Следовательно, принятие большинством акционеров на общем собрании решения об изменении наименования акционерного общества, а именно включение указания на его публичный характер, а также решения о внесении соответствующих изменений в устав позволяет изменить статус данного акционерного общества, Согласно п. 11 ст. 3 Закона N 99-ФЗ акционерные общества, созданные до дня вступления данного Закона в силу и отвечающие признакам публичных «акционерных обществ, признаются публичными вне зависимости от указания. При этом акционерные общества, созданные до 1 сентября 2014 года (даты вступления в силу изменений в ГК) и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (пункт 1 статьи 66.3 ГК РФ), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.

Сведения о публичном статусе акционерного общества должны быть известны всем третьим лицам непосредственно из наименования данного юридического лица. Таким образом, публичное акционерное общество обязано представить для включения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на его публичный статус. Также этот статус должен быть отражен в уставе, утвержденном решением собрания акционеров.

Можно выделить следующие признаки публичных обществ:

Во-первых, обязанности по ведению реестра акционеров публичного общества и исполнение функций его счетной комиссии должны быть возложены на профессиональную независимую организацию. Эта же организация должна будет подтверждать достоверность протоколов общих собраний публичных акционерных обществ.

Во-вторых, в публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру.

В-третьих, на публичные общества возлагается обязанность публичной отчетности.

Что касается непубличных акционерных обществ, то их деятельность менее регламентирована законом. Так, согласно п. 3 ст. 66.3 ГК по решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:

1) о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопросов:

внесения изменений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;

реорганизации или ликвидации хозяйственного общества;

определения количественного состава коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;

определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;

утверждения не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов (пункт 5 статьи 52) хозяйственного общества;

2) о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;

3) о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;

4) об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;

5) о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний участников хозяйственного общества, принятия ими решений, при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании непубличного общества и на получение информации о нем;

6) о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) или коллегиального исполнительного органа общества;

7) о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции, а также о максимальной доле участия одного участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества;

8) об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах;

9) иные положения в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах.

Вопрос о необходимости разделения хозяйственных обществ на публичные и непубличные возник достаточно давно. Фактически такое разделение существовало и ранее, однако юридически оно не было оформлено.

Это обусловлено тем, что подавляющее число открытых акционерных обществ, несмотря на свою организационно-правовую форму, по своей сути всегда являлись непубличными компаниями. Они не осуществляли открытую подписку на ценные бумаги, и их ценные бумаги не обращались на биржах. Однако наиболее крупные акционерные общества можно было отнести к публичным обществам, поскольку на их акции осуществлялась открытая подписка и они обращались на бирже.

Тем не менее, в связи с тем, что в свое время в рамках приватизации государственного и муниципального имущества организационно правовая форма открытого акционерного общества большинству из них была по существу навязана, они были вынуждены исполнять требования законодательства по раскрытию информации, неся при этом различного рода издержки. Над многими акционерными обществами, висела угроза штрафных санкций за нарушение или ненадлежащее исполнение этих требований со стороны регулятора. И это при том, что сведения, поступающие от таких акционерных обществ в информационное поле рынка ценных бумаг, представляли небольшой интерес для его участников, тем самым засоряя его.

Принципиальное различие между публичными и непубличными обществами заключается в том, что к публичным обществам в большей степени применяется императивное регулирование, исключающее свободу усмотрения для компаний, привлекающих средства неопределенного числа инвесторов. Тогда как применительно к непубличным обществам ГК РФ с учетом изменений, внесенных Законом N 99-ФЗ, допускает диспозитивное (дозволительное) регулирование, предоставляющее возможность выбора той или иной опции.

Публичных компаний в России насчитывается немного, подавляющее большинство акционерных обществ являются непубличными. В совокупности с преобладающей в России организационно-правовой формой общества с ограниченной ответственностью (94% от общего числа коммерческих организаций*(24)) непубличные компании составляют абсолютное большинство юридических лиц в предпринимательской сфере. Применение ко всем этим субъектам диспозитивного регулирования позволяет сделать вывод о либерализации российского законодательства в сфере предпринимательской деятельности.

Публичные непубличные общества статья 66.3 ГК Закон № 99-ФЗ от 05.05.2014

 

  1. Публичные и непубличные общества

  2. Публичные акционерные общества

  3. Полезны ссылки

 

Публичные и непубличные общества

Законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» вводится новая статья о публичных и непубличных обществах:

 


Статья 66

3. Публичные и непубличные общества

(по состоянию на 01.07.2018)

  1. Публичным обществом является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

  2. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными.

  3. По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:

    1) о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопросов:

    • внесения изменений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;

    • реорганизации или ликвидации хозяйственного общества;

    • определения количественного состава коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 653) и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;

    • определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

    • увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;

    • утверждения не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов (пункт 5 статьи 52) хозяйственного общества;

    2) о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;

    3) о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;

    4) об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;

    5) о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний участников хозяйственного общества, принятия ими решений, при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании непубличного общества и на получение информации о нем;

    6) о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 653) или коллегиального исполнительного органа общества;

    7) о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции, а также о максимальной доле участия одного участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества;

    8) об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах;

    9) иные положения в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах.

  4. В случаях, если положения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, не относятся к числу положений, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами обязательному включению в устав непубличного хозяйственного общества, они могут быть предусмотрены корпоративным договором, сторонами которого являются все участники этого общества.


Комментарий к статье 66

3 ГК

Вместо конструкций открытого и закрытого акционерных обществ вводится дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ, имея в виду, что статус публичных (крупных) хозяйственных обществ, акции которых и ценные бумаги, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на фондовых биржах и других организованных финансовых рынках, требует более строгого регулирования, ибо это касается имущественных интересов большого числа акционеров и других лиц.

Статьей установлено, что публичным хозяйственым обществом может быть только акционерное общество.

Вводя новые обязательные требования к закрытым акционерным обществам законодатель впервые разумно позаботился о правилах приведения документов в соответствие с новыми требованиями введя правило о том, что учредительные документы и наименования юридических лиц, созданных до вступления Проекта в законную силу должны быть приведены в соответствие с требованиями нового законодательства при первом изменении в учредительные документы.

В статье 66.3 ГК РФ содержится ряд положений, которые могут быть включены в устав непубличного общества по единогласному решению участников (учредителей), например о передаче на рассмотрение наблюдательного совета или коллегиального исполнительного органа части вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников.

Своим Письмом от 4 сентября 2014 г. № СА-4-14/17740@ ФНС РФ разъяснила каким должно быть полное и сокращенное фирменное наименование публичного и непубличного АО:
  • фирменное наименование публичного акционерного общества должно содержать указание на то, что такое общество является публичным. При этом, по мнению ФНС России, полное фирменное наименование публичного АО на русском языке должно содержать полное название общества и слова «публичное акционерное общество», сокращенное — полное или сокращенное название общества и слова «публичное акционерное общество» или «ПАО»;

  • в полном фирменном наименовании непубличного АО должны быть указаны слова «акционерное общество», в сокращенном — «акционерное общество» или «АО».

 

Понятие «публичные акционерные общества»


в Законе № 99-ФЗ от 05.05.2014 «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ»

В Законе от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» новая редакция статьи 97 ГК развивает и детализирует понятие публичное общество в отношении АО:

Статья 97. Публичное акционерное общество

(по состоянию на 01.07.2018)

Редакция ст. 97 ГК РФ
до 01.09.2014
Редакция ст. 97 ГК РФ с 01.09.2014
(в редакции Закона № 99-ФЗ)
  1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

  2. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

  3. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

  4. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

    К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

  5. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

  1. Публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 663) обязано представить для включения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

  2. Акционерное общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

    Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

  3. Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества (пункт 1 настоящей статьи) влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе, установленным настоящим Кодексом, законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

  4. В публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления общества (пункт 4 статьи 653), число членов которого не может быть менее пяти. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества.

  5. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются независимой организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.

  6. В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 100 настоящего Кодекса.

  7. Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.

  8. Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом.

  9. Дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

Комментарий к новой редакции статьи 97 ГК

Статьей 97 ГК устанавливается дополнительное требование к фирменному наименованию публичного акционерного общества — оно может (но НЕ  должно) содержать указание на его публичность. Полагаю, что это может выглядеть так: «Публичное акционерное обществао «Однодневка». При этом (по логике законодателя) сведения о публичности заявить авансом, т.е. — еще при регистрации АО.

Другим обязательным требованием становится число членов наблюдательного совета — не менее 5.

Следует ожидать, что законодатель детализирует требования и положения о публичности, правах акционеров и прочих положений в законе об АО.

 

Статья написана и размещена 17 июня 2012 года. Дополнена — 05.01.2013, 10.05.2014, 25.09.2014, 04.07.2017

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2020

 

Полезные ссылки по теме «Публичные и непубличные общества»

  1. Краткий обзор всех существенных изменений в ГК РФ

  2. Изменения в статьи 1 — 10 ГК РФ (Закон № 302-ФЗ от 30.12.2013):

  3. Изменения в статьи 48 — 12328 ГК РФ — положения о юридических лицах (Закон № 99-ФЗ от 05.05.2014)

  4. Изменения в Гражданский кодекс РФ, внесенные Законом № 100-ФЗ от 07.05.2013 и Законом № 142-ФЗ от 02.07.2013:

  • Изменения в ГК РФ, внесенные Законом № 367-ФЗ от 21.12.2013 (статьи 334 — 3922 ГК)

  • Изменения в статьи 307 — 395 ГК РФ в части обязательственного права (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

  • Изменения в общие положения о договоре (статьи 4291 — 4491) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

  • Изменение и расторжение договора (статьи 450 — 453) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

  • Создание организации

  • Юридическое лицо — понятие и виды

  • Подготовка и оформление документов для регистрации

  • Регистрация организации или ИП в налоговой инспекции

  • Постановка на учет юридического лица или ИП в ПФР, ФОМС, ФСС, Росстате

  • Печать организации

  • Открытие расчетного счета в банке

  • Регистрация изменений в уставе, учредительных документах, ЕГРЮЛ

  • Смена директора и внесение изменений в ЕГРЮЛ о его паспортных данных

  • Реорганизация юридического лица

  • Способы ликвидации организации

  • Tags: публичные, непубличные, общества, публичные общества, непубличные общества, изменения, Гражданский кодекс

    Публичные общества — ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА

    Также публичными являются АО, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ).

    Публичные общества обязаны указывать в уставе и в ЕГРЮЛ, что являются публичными (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ).

    Если АО создано до 01 сентября 2014 года и в уставе и в наименовании указано на публичный статус, но при этом другие критерии публичности (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ) не выполнены, то до 01.07.2020 года АО должны определиться со статусом публичного общества.

    Необходимо обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций АО.

    Акционерные общества, существующие до изменения законодательства (до 1 сентября 2014 года).

    Если ОАО отвечает признакам публичного общества, то оно автоматически признается таковым, независимо от того, содержится ли в наименовании указание на публичный характер общества (пункт 1 статьи 66.3 ГК РФ). 

    К деятельности такого АО с 1 сентября 2014 года применяются положения ГК РФ о публичных обществах.

    В какой срок нужно сменить наименование «Открытое акционерное общество» на «Публичное акционерное общество»?

    Не установлена точная дата, до которой необходимо внести изменения в наименование АО.

    Требования законодательства – изменения нужно сделать при первом изменении устава (п. 1 ст. 97 ГК РФ, ч. 7 ст. 3 Закона N 99-ФЗ1).

    Должны ли непубличные акционерные общества и ООО указывать в наименовании на непубличный характер общества?

    Нет, такой обязанности не установлено. Не нужно указывать в наименовании на непубличный характер общества.

    Если ОАО публично не размещает ценные бумаги, то какие изменения в наименовании оно должно произвести?

    Необходимо сменить «Открытое акционерное общество» на «Акционерное общество» при первом изменении устава.

    Учредительные документы общества должны быть приведены в соответствие с гл. 4 ГК РФ в редакции, действующей с 01.09.2014 (ч. 7 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).

    Изменения должны быть зарегистрировать в ЕГРЮЛ (пп. «а», «б» п. 1, п. 5 ст. 5, ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ2).

    Поскольку ЗАО не вправе размещать акции путем открытой подписки, то какие изменения они должны внести в наименование?

    «Закрытое акционерное общество» необходимо сменить на «Акционерное общество» при первом изменении устава (п. 2 ст. 39 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 1 ст. 97 ГК РФ, ч. 7 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).

    Также из устава ЗАО надо исключить все положения, основанные на нормах Федерального закона N 208-ФЗ, поскольку эти нормы применяются к ЗАО до первого изменения их уставов (ч. 9 ст. 3 Закона N 99-ФЗ). Соответствующие изменения надо зарегистрировать в ЕГРЮЛ (пп. «а», «б» п. 1, п. 5 ст. 5, ст. ст. 17, 18 Федерального закона N 129-ФЗ). 

    Как указать в заявлении о государственной регистрации публичный характер общества. 

    В заявлении о государственной регистрации юридического лица нет специальной графы для указания сведений о публичном характере организации.

    ФНС России разъяснила, что сведения о публичном статусе общества отражаются в разделе о наименовании юридического лица.

    Полное фирменное наименование публичного акционерного общества должно предусматривать слова «публичное акционерное общество», например, публичное акционерное общество «Рязань 62», а сокращенное наименование – ПАО «Рязань 62».

    (П. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», приказ ФНС России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@, письмо ФНС России от 4.09.2014 г. № СА-4-14/17740@).

    Ст. 66.3 ГК РФ. Публичные и непубличные общества

    1. Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

    2. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными.

    3. По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:

    1) о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопросов:

    внесения изменений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;

    реорганизации или ликвидации хозяйственного общества;

    определения количественного состава коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;

    определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

    увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;

    утверждения не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов (пункт 5 статьи 52) хозяйственного общества;

    2) о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;

    3) о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;

    4) об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;

    5) о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний участников хозяйственного общества, принятия ими решений, при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании непубличного общества и на получение информации о нем;

    6) о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) или коллегиального исполнительного органа общества;

    7) о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции, а также о максимальной доле участия одного участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества;

    8) об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах;

    9) иные положения в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах.

    4. В случаях, если положения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, не относятся к числу положений, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами обязательному включению в устав непубличного хозяйственного общества, они могут быть предусмотрены корпоративным договором, сторонами которого являются все участники этого общества.

    См. все связанные документы >>>

    1, 2. Вопрос о необходимости разделения хозяйственных обществ на публичные и непубличные возник достаточно давно. Фактически такое разделение существовало и ранее, однако юридически оно не было оформлено.

    Это обусловлено тем, что подавляющее число открытых акционерных обществ, несмотря на свою организационно-правовую форму, по своей сути всегда являлись непубличными компаниями. Они не осуществляли открытую подписку на ценные бумаги, и их ценные бумаги не обращались на биржах. Однако наиболее крупные акционерные общества можно было отнести к публичным обществам, поскольку на их акции осуществлялась открытая подписка и они обращались на бирже.

    Тем не менее, в связи с тем что в свое время в рамках приватизации государственного и муниципального имущества организационно-правовая форма открытого акционерного общества большинству из них была по существу навязана, они были вынуждены исполнять требования законодательства по раскрытию информации, неся при этом различного рода издержки. Над многими акционерными обществами висела угроза штрафных санкций за нарушение или ненадлежащее исполнение этих требований со стороны регулятора. И это при том, что сведения, поступающие от таких акционерных обществ в информационное поле рынка ценных бумаг, представляли небольшой интерес для его участников, тем самым засоряя его.

    Принципиальное различие между публичными и непубличными обществами заключается в том, что к публичным обществам в большей степени применяется императивное регулирование, исключающее свободу усмотрения для компаний, привлекающих средства неопределенного числа инвесторов. Тогда как применительно к непубличным обществам ГК РФ с учетом изменений, внесенных Законом N 99-ФЗ, допускает диспозитивное (дозволительное) регулирование, предоставляющее возможность выбора той или иной опции.

    Публичных компаний в России насчитывается немного, подавляющее большинство акционерных обществ являются непубличными.

    Таким образом, новым критерием классификации обществ в ГК РФ является критерий их публичности. Согласно п. 1 ст. 66.3 ГК публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. К последним относится Закон о рынке ценных бумаг.

    Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Соответственно, общество, которое не отвечает вышеуказанным признакам, признается непубличным.

    Хотя в законе говорится о публичных обществах вообще, однако реально речь может идти только о применении данной классификации к акционерным обществам. В литературе правильно отмечено, что такой классификации можно подвергать только акционерные общества, имея в виду установление более жестких требований к статусу публичных АО, акции которых котируются на фондовых биржах, а участники (акционеры) нуждаются в повышенной охране от различных злоупотреблений. Но применительно к обществам с ограниченной ответственностью она теряет смысл, поскольку ООО ни при каких условиях не могут стать публичными хозяйственными обществами — им нечего котировать на биржах .

    ———————————

    Суханов Е.А. О достоинствах и недостатках новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ // Хозяйство и право. 2014. N 9. С. 32.

    Публичное акционерное общество может, прекратив обращение акций на рынке, стать непубличным и наоборот. Следовательно, принятие большинством акционеров на общем собрании решения об изменении наименования акционерного общества, а именно включение указания на его публичный характер, а также решения о внесении соответствующих изменений в устав позволяет изменить статус данного акционерного общества. Согласно п. 11 ст. 3 Закона N 99-ФЗ акционерные общества, созданные до дня вступления данного Закона в силу и отвечающие признакам публичных акционерных обществ, признаются публичными вне зависимости от указания. При этом акционерные общества, созданные до 1 сентября 2014 года (даты вступления в силу изменений в ГК) и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (пункт 1 статьи 66.3 ГК РФ), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.

    Сведения о публичном статусе акционерного общества должны быть известны всем третьим лицам непосредственно из наименования данного юридического лица. Таким образом, публичное акционерное общество обязано представить для включения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на его публичный статус. Также этот статус должен быть отражен в уставе, утвержденном решением собрания акционеров.

    Можно выделить следующие признаки публичных обществ.

    Во-первых, обязанности по ведению реестра акционеров публичного общества и исполнению функций его счетной комиссии должны быть возложены на профессиональную независимую организацию. Эта же организация должна будет подтверждать достоверность протоколов общих собраний публичных акционерных обществ.

    Во-вторых, в публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру.

    В-третьих, на публичные общества возлагается обязанность публичной отчетности.

    3. В отличие от публичных непубличные хозяйственные общества имеют значительную свободу в определении многих вопросов управления деятельностью обществом, перечисленных в п. 3 ст. 66.3 ГК.

    Данный перечень является открытым — в подпункте 9 п. 3 комментируемой статьи указано, что это могут быть и иные, нежели обозначенные в других подпунктах, положения в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах, т.е. Законом об обществах с ограниченной ответственностью или Законом об акционерных обществах.

    4. Пункт 4 комментируемой статьи говорит о том, что корпоративный договор в непубличных хозяйственных обществах может восполнять устав хозяйственного общества, устанавливая, что в случаях, если положения, предусмотренные п. 3 ст. 66.3 ГК, не относятся к числу положений, подлежащих в соответствии с Кодексом или другими законами обязательному включению в устав непубличного хозяйственного общества, они могут быть предусмотрены корпоративным договором, сторонами которого являются все участники этого общества.

    Публичные и Непубличные Хозяйственные Общества — Смысл Деления и Особенности Регулирования (The Public and Non-Public Companies

    35 Pages Posted: 10 Feb 2015

    Date Written: July 1, 2014

    Abstract

    Russian Abstract: в процессе реформирования гражданского законодательства была принята новая классификация юридических лиц и унитарное предприятие. Как часть корпоративными организациями (корпорациями) особое место занимают компаний (акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью), которые составляют основную часть коммерческих организаций. Новая редакция Гражданского кодекса, в отличие от ранее принятое разделение акционерных обществ на открытие и закрытие вводит новое разделение: на публичные и непубличные компании для дифференциального регулирования их деятельности. В статье исследуется смысл такого разделения хозяйствующих субъектов в государственных и негосударственных, раскрыты особенности регулирования их деятельности, а также анализ других нововведений в регулировании деятельности юридических лиц и особенно корпораций.

    English Abstract: In the process of reform of the civil legislation adopted a new classification of legal entities and unitary enterprise. As part of corporate entities (corporations) occupy a special place companies (joint stock companies and limited liability companies) account for the bulk of commercial organizations. The new edition of the Civil Code rather than the previously accepted division of joint stock companies at the opening and closing introduces a new division: for public and non-public company for the differential regulation of their activities. The article explores the meaning of such a division of business entities in the public and non-public, disclosed features of the regulation of their activities, as well as analysis of other innovations in the regulation of the activities of legal entities and especially corporations.

    Note: Downloadable document is in Russian.

    Keywords: public company, non-public company, freedom of intra-self, dispositive regulation, consensus, the rights of members of the collegial management board, the fate of the closed joint-stock companies, Director — Representative of a legal entity

    JEL Classification: G30, K22

    Suggested Citation: Suggested Citation

    Glushetskiy, Andrei, Публичные и Непубличные Хозяйственные Общества — Смысл Деления и Особенности Регулирования (The Public and Non-Public Companies — Sense of Division and Feature of Regulation) (July 1, 2014). Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=2550226 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2550226