Сроки таможенного контроля – Ст. 277 Таможенный Кодекс РБ Сроки проведения отдельных операций таможенного контроля 204-З от 4.01.2007 г. Таможенный Кодекс Республики Беларусь Статья 277 (Таможенный Кодекс Беларуси, ТК РБ, ТКРБ) Комментарий

Глава 15 «Общие положения о таможенном контроле»

Статья 94. Принципы проведения таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов  Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

2. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.

3. В целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами.

4. В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями).

(п.4 в ред. Протокола от 16.04.2010)

5. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств – членов  Таможенного союза.

6. При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

(п.6 в ред. Протокола от 16.04.2010)

 

Статья 95. Проведение таможенного контроля

1. Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов  Таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

2. Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

1) товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с настоящим Кодексом;

2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

4) лиц, пересекающих таможенную границу.

3. Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.

 

Статья 96. Товары, находящиеся под таможенным контролем

1. При ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

Товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории Таможенного союза, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с настоящим Кодексом, считаются находящимися под таможенным контролем с момента их образования.

2. Товары, указанные в пункте 1 настоящей статьи, считаются находящимися под таможенным контролем до:

1) помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;

2) приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров Таможенного союза в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса;

(пп.2 в ред. Протокола от 16.04.2010)

3) помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств – членов  Таможенного союза;

4) обращения в собственность государства – члена  Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства;

5) фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза;

6) отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;

7) признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.

3. Товары, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не считаются находящимися под таможенным контролем после признания таможенными органами факта их уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, либо в результате наступления иных обстоятельств в случаях, установленных международными договорами и (или) законодательством государств – членов  Таможенного союза.

4. Товары Таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.

5. Товары, указанные в пункте 4 настоящей статьи, фактически не вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, не считаются находящимися под таможенным контролем со дня отзыва таможенной декларации в соответствии со статьей 192 настоящего Кодекса.

6. Таможенные органы осуществляют контроль за исполнением лицами обязательств об обратном ввозе и (или) вывозе товаров, в том числе товаров, полученных в результате переработки товаров, если такие товары подлежат обязательному обратному ввозу и (или) вывозу в соответствии с таможенными процедурами, установленными настоящим Кодексом.

(п.6 в ред. Протокола от 16.04.2010)

7. Таможенные органы вправе останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию Таможенного союза без разрешения таможенного органа водные и воздушные суда. При этом действия по задержанию (возвращению) иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств, проводятся в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза и (или) международными договорами.

(абзац в ред. Протокола от 16.04.2010)

В случае остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них время такого контроля не должно превышать 2 (двух) часов. Об осуществлении такого контроля составляется акт по форме, определяемой решением Комиссии Таможенного союза, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику.

 

Статья 97. Зоны таможенного контроля

1. Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств – членов  Таможенного союза.

В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.

2. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.

3. Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяются законодательством государств – членов  Таможенного союза.

 

Статья 98. Представление документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля

1. Декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.

2. Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.

3. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством государств – членов  Таможенного союза от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам.

4. В целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и  бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами.

5. Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение 5 (пяти) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств – членов  Таможенного союза.

Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение 5 (пяти) лет после года, в течение которого проводились таможенные операции.

 

Статья 99. Таможенный контроль после выпуска товаров

Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Законодательством государств – членов  Таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 (пяти) лет.

Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 настоящего Кодекса.

 

Статья 100. Таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза

1. Таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства Таможенного союза, в том числе проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

2. Законодательством государств – членов  Таможенного союза может быть установлена возможность таможенного декларирования, совершения иных таможенных операций и уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза, либо не выпущенных в соответствии с одной из таможенных процедур, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением этими лицами предпринимательской деятельности.

 

Статья 101. Участие специалиста при проведении таможенного контроля

1. В необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.

2. Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе.

3. Специалист вправе:

1) знакомиться с материалами, связанными с осуществлением конкретных действий, совершаемых с его участием;

2) знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий при проведении таможенного контроля, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы.

4. Специалист обязан:

1) участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

2) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

5. Полученная специалистом информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иная конфиденциальная информация не должны им разглашаться, использоваться в иных целях, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств – членов  Таможенного союза.

6. Расходы, возникшие у таможенных органов в связи с привлечением специалиста, возмещаются за счет средств лица, в отношении которого или товаров которого проводится таможенный контроль, если в ходе проведения таможенного контроля выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза. В иных случаях такая оплата услуг осуществляется за счет средств бюджета государства – члена  Таможенного союза, таможенным органом которого проводился таможенный контроль.

 

Статья 102. Привлечение специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля

1. Таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.

2. Специалисты и эксперты, привлекаемые из других государственных органов, обязаны не разглашать сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также конфиденциальную информацию, касающуюся участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела.

3. Расходы, связанные с привлечением специалистов и экспертов из других государственных органов, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, возмещаются в порядке, определяемом пунктом 6 статьи 101 настоящего Кодекса.

 

Статья 103. Взаимодействие между таможенными органами и контролирующими государственными органами на таможенной границе

1. При проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение в порядке, определяемом законодательством государств – членов  Таможенного союза.

2. В целях повышения эффективности таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы и контролирующие государственные органы обмениваются информацией (сведениями) и (или) документами, необходимыми для проведения таможенного и иных видов государственного контроля, с использованием информационных систем и технологий.

3. В целях ускорения процедур государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу таможенный досмотр может проводиться с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе.

(п.3 в ред. Протокола от 16.04.2010)

 

Статья 104. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, в том числе таможенному перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.

(п.1 в ред. Протокола от 16.04.2010)

2. Убытки, причиненные лицам неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, в соответствии законодательством государств – членов  Таможенного союза.

3. Убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств – членов  Таможенного союза.

 

Статья 105. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля

1. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля устанавливается настоящим Кодексом, международными договорами государств – членов  Таможенного союза и иными международными договорами.

2. Таможенному досмотру не подлежит личный багаж:

1) глав государств – членов  Таможенного союза и следующих вместе с ними членов их семей;

 2) глав правительств, членов правительств государств – членов  Таможенного союза, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей;

 3) глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел, посещающих государства – члены Таможенного союза с официальным визитом;

4) иных лиц в соответствии с международными договорами государств – членов  Таможенного союза и иными международными договорами.

3. Освобождаются от таможенного досмотра:

1) иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом;

2) военное имущество, которое согласно специальным заявлениям соответствующих государственных органов государств – членов  Таможенного союза, перемещается через таможенную границу;

3) исключен –  в ред. Протокола от 16.04.2010.

 

Статья 106. Сбор таможенными органами информации о лицах  при проведении таможенного контроля

1. В целях проведения таможенного контроля таможенные органы вправе осуществлять сбор информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, включающей сведения:

1) об учредителях организации;

2) о государственной регистрации юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя;

3) о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;

4) об открытых банковских счетах;

5) о деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности;

6) о местонахождении организации;

7) о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном (регистрационном, учетном) номере налогоплательщика;

8) о платежеспособности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

9) в отношении физических лиц – о персональных данных граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, сведения из документа, удостоверяющего личность, идентификационный (регистрационный, учетный) номер налогоплательщика (при наличии), а также о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу.

2. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеют право на ознакомление с документированной информацией о себе, имеющейся у таможенных органов, и на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности.

3. Сбор информации о лицах осуществляется таможенными органами при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, а также посредством получения указанной информации от других государственных органов государств – членов  Таможенного союза.

 

Статья 107. Использование технических средств и судов при проведении таможенного контроля

1. В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства таможенного контроля, перечень и порядок применения которых устанавливаются законодательством государств – членов  Таможенного союза.

Указанные технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.

2. Таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, может проводиться с использованием водных и воздушных судов таможенных органов.

(п.2 в ред. Протокола от 16.04.2010)

3. Порядок использования водных и воздушных судов таможенных органов для целей таможенного контроля устанавливается законодательством государств – членов Таможенного союза.

(п.3 в ред. Протокола от 16.04.2010)

 

Статья 108. Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств, необходимые для таможенного контроля

1. По требованию таможенного органа декларант, владелец склада, таможенный представитель и иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары.

2. Перевозчик обязан способствовать проведению грузовых и иных операций в отношении товаров, которые он перевозит, и транспортных средств, на которых перевозятся такие товары.

3. Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств не должны повлечь для таможенного органа каких-либо расходов.

 

Статья 109. Идентификация товаров и транспортных средств, помещений и других мест

1. Товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.

Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.

2. Порядок применения и требования к изготовлению средств идентификации устанавливаются законодательством государств – членов Таможенного союза.

(п.2 в ред. Протокола от 16.04.2010)

3. В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками.

4. Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.

Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт по форме, устанавливаемой решением Комиссии Таможенного союза.

www.tsouz.ru

Срок проведения таможенного контроля — Portal Law

ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
г. Москва, Лубянский проезд, д. 5, стр. 1
(495) 649-11-65; (985) 763-90-66

 Вопрос: Работники таможни осуществили осмотр складских помещений российской организации, которая более трех лет назад занималась внешнеэкономической деятельностью и ввозила иностранные товары. Организация считает, что сотрудники таможенного органа действовали с нарушением законодательства, а именно — за пределами трехлетнего срока проведения таможенного контроля. Правильно ли считает организация?

Ответ: Вывод организации неправомерен. Таможенные органы вправе проверять легальность ввоза иностранных товаров, при этом срок такого контроля не ограничен, а также не может быть связан с моментом выпуска товаров и (или) утраты проверяемыми товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

Обоснование: В соответствии со ст. 99 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Согласно п. 1 ст. 96 ТК ТС при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы. Статус находящихся под таможенным контролем товары утрачивают в случае их помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта и иных случаях, предусмотренных п. 2 ст. 96 ТК ТС. Таким образом, положения ст. 99 ТК ТС применяются при наличии подтвержденной информации о факте утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
В соответствии с п. 1 ст. 100 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства Таможенного союза, в том числе проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
При этом срок проведения такого контроля ст. 100 ТК ТС не ограничен, а также не может быть связан с моментом выпуска товаров и (или) утраты проверяемыми товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
Таким образом, вывод организации неправомерен. Таможенные органы вправе проверять легальность ввоза иностранных товаров, при этом срок такого контроля не ограничен, а также не может быть связан с моментом выпуска товаров и (или) утраты проверяемыми товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

П.А.Лесников
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса

По всем вопросам можно записаться на прием к специалистам по телефонам:

(495) 64 — 911 — 65 или 649 — 41 — 49 или (985) 763 — 90 — 66
Внимание! Консультация платная.

Бесплатно Вы можете задать свой вопрос в разделе     «Вопрос адвокату»

 

С аналогичной тематикой и практикой нашего Центра по теме ТАМОЖЕННЫЕ СПОРЫ — вы можете ознакомиться ниже, перейдя по ссылке:

  1. Продление срока действия таможенной процедуры временного ввоза
  2. Таможенное оформление ввозимого на территорию РФ товара
  3. Заявление недостоверных сведений в декларации
  4. Добавление информации о паспорте сделки в таможенную декларацию
  5. Внесение изменений в декларацию на товары для продления срока временного ввоза
  6. Отсутствие маркировки EAC препятствует выпуску товаров
  7. Срок временного ввоза для автомобиля
  8. Проведение таможенной проверки по вопросу соблюдения запретов и ограничений
  9. Таможенные платежи (сборы, пошлина, НДС)
  10. Отказ во внесении изменений в декларацию на товары

portal-law.ru

Есть ли границы у таможенного контроля?

С 30 августа 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ), предусматривающие возможность введения запрета на оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров, а также расширение полномочий таможенных органов. В ходе «санкционного противостояния» законодатель пришел к выводу, что мер по запрету на ввоз в страну отдельных групп товаров может оказаться недостаточно, поэтому разрешил вводить ограничения на их перевозку, хранение, приобретение (в том числе физическими лицами для личного пользования) и иной оборот на территории РФ.

Бессрочные сроки

В свете расширения компетенций таможенных органов все более актуальным становится вопрос о защите прав юридических и физических лиц при осуществлении таможенного контроля.

Конституционный суд РФ (далее – КС РФ) неоднократно обращал внимание на то, что осуществление контрольных функций должно основываться на принципе соблюдения баланса частных и публичных интересов. Одним из способов обеспечения такого баланса является четкая правовая регламентация деятельности контролирующих органов. В первую очередь путем установления простых и ясных правил проведения проверок.

Однако этот принцип не работает, когда речь заходит о проверках, проводимых таможенными органами.

Основа нормативного регулирования любой проверки – установление срока и периода ее проведения. В соответствии с таможенным законодательством максимальный срок проведения выездной проверки (то есть промежуток времени, в течение которого в отношении лица могут осуществляться проверочные действия) составляет три месяца. Даже с учетом возможности приостановки этого срока существуют временные ориентиры для осуществления таможенными органами контрольных функций.

Однако с камеральными проверками ситуация диаметрально противоположная. Срок их проведения не установлен ни в Законе № 311-ФЗ, ни в действующем в настоящее время Таможенном кодексе Таможенного союза (далее – ТК ТС), ни в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), вступление в силу которого запланировано на 2018 год.

Казалось бы, указанные пробелы не являются критическими, поскольку традиционно недостатки законодательства устраняются правоприменительной практикой. Вместе с тем большая часть судебных решений содержит вывод о том, что в нормативных актах отсутствует формальное ограничение продолжительности проведения проверки, но последняя не может быть осуществлена за пределами трехлетнего периода со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем (ст. 164 Закона № 311-ФЗ, ст. 99 ТК ТС).

Получается, что фактически суды признают право таможенных органов на протяжении трех лет держать проверяемое лицо в неведении и создавать обременения для него и его контрагентов. Возникает резонный вопрос: чем же обусловлен столь продолжительный срок возможности реализации таможенными органами своего права?

Но и этим суть проблемы не исчерпывается. Так, правовой вакуум образуется в случае, если таможенный орган решит, что товар перемещался с сокрытием от таможенного контроля. При этом трехлетний срок, исчисляемый с момента завершения таможенного контроля, не может быть применен, поскольку товары под таможенным контролем не находились.

Таким образом, полномочия таможенного органа по проверке подозрений о незаконном перемещении товаров через таможенную границу вне установленных мест или вне установленного времени работы таможенных органов в таких местах либо с сокрытием от таможенного контроля ничем не ограничены.

Впрочем, хотя отсутствие понятного срока камеральной таможенной проверки и болезненно для предпринимателя, оно не влечет для него столь же негативные последствия, как отсутствие законодательно закрепленного периода, в отношении которого может быть проведена проверка и за который могут быть истребованы таможенные платежи.

Как уже указывалось выше, действующее законодательство предусматривает трехлетний ограничительный период проверки, но он не может быть применен, если товар не декларировался.

На практике возникают ситуации, при которых проверка охватывает семь и более лет с момента предполагаемого незаконного ввоза товара. С учетом того, что срок хранения документов для целей таможенного контроля составляет пять лет, вменение нарушения за его пределами, по сути, лишает лицо права на надлежащую защиту своих интересов. Субъект утрачивает возможность предоставить доказательства своей невиновности или отсутствия вменяемого нарушения.

Но и это еще не все. Подконтрольному лицу фактически без ограничения временного периода могут быть предъявлены претензии о взыскании таможенных платежей, в том числе ввозного НДС, администрирование которого осуществляют таможенные органы.

В соответствии со ст. 81 ТК ТС, ст. 56 ТК ЕАЭС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу (за исключением случаев недостоверного декларирования) сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен – день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Соответственно, применяются ставки налогов и пошлин, действующих на эту дату.

Данную норму с трудом можно назвать стимулирующей таможенные органы на установление даты фактического пересечения товаром таможенной границы. Зачем выявлять этот день, допуская возможность спора о дате, когда достаточно заявить, что день перемещения товара не установлен.

Пространные полномочия

Кто-то скажет, что дыма без огня не бывает, что надо вести бизнес честно и тогда не придется беспокоиться о том, сколько длится таможенная проверка и какой период может проверяться.

Но проверки проводятся не только у субъектов, участвовавших в незаконном перемещении товара через таможенную границу, но и у лиц, в отношении которых имеется информация, что в его владении или пользовании такие товары находятся.

Приобретение импортного товара у российского субъекта на территории РФ не страхует покупателя от таможенной проверки.

Приведем пример из практики.

В 2013 году предприниматель приобрел на территории РФ автомобиль «Вольво» и автоприцеп «Когель» 1999 года выпуска иностранного производства. В 2015 году таможня провела в отношении него выездную таможенную проверку за период с 1999 по 2015 годы. В ходе проверки было выявлено, что неустановленные лица в неустановленную дату 1999 года ввезли указанные транспортные средства на территорию РФ. У предпринимателя изъяли автомобиль и автоприцеп и начислили ему таможенные платежи. Суд отменил решение таможенного органа, ссылаясь на недоказанность того факта, что предприниматель знал или должен быть знать, что товар ввезен незаконно (а это неудивительно, так как покупатель являлся уже третьим по счету собственником транспортных средств на территории РФ). Однако почти год предприниматель не мог использовать собственный транспорт и нес издержки, связанные с таможенной проверкой и оспариванием ее результатов (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22.06.2016 № Ф10-2014/2016 по делу № А23-5385/2015).

Впрочем, если лицо благополучно пережило таможенную проверку, то это не означает, что больше к нему не придут. Таможенные органы определяют свои полномочия как «все, что не запрещено, – разрешено». В качестве подтверждения этой позиции можно привести, например, ответ Саратовской таможни от 28.01.2016 на вопрос о возможности проведения повторной камеральной таможенной проверки в отношении одних и тех же лиц и товаров. Сотрудник таможни пояснил, что таможенное законодательство не содержит ограничений по проведению камеральной проверки в отношении одних и тех же лиц и товаров, поэтому повторная проверка допустима.

Очевидно, что столь пространные полномочия являются провоцирующим фактором для совершения правонарушений коррупционной направленности. В общем числе преступлений, выявленных Управлением по противодействию коррупции ФТС России в 2016 году, безусловным лидером является получение взятки должностными лицами таможенной службы1.

Ориентир – на налоговые механизмы

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами являются:

  • положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;

  • положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и/или обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Устранение правовых недостатков таможенного законодательства возможно путем корректирования Закона № 311-ФЗ. При формировании соответствующей          правовой модели могут быть использованы механизмы, эффективно работающие в рамках налоговых правоотношений, в которых сходные пробелы ликвидировались при активном участии КС РФ.

Подводя итог, также следует отметить, что в свете борьбы с коррупцией и набирающей обороты «санкционной войны» антикоррупционная экспертиза Закона № 311-ФЗ актуальна как никогда.

1. См. http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=24642:—-2016——-&catid=40:2011-0….

www.vegaslex.ru

Сроки таможенного досмотра товаров при международной перевозке. Что нужно знать перевозчику.

Одной из наиболее распространенных проблем, с которой в нашу компанию обращаются международные перевозчики, является проблема прохождения таможенного контроля на границе ТС. И в частности в тех случаях, когда осуществляется таможенный досмотр товаров.

Казалось бы, одной из задач, поставленных перед таможенными органами, является создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу. Также ТК ТС установлено, что срок выпуска товаров составляет один рабочий день. Да и таможенный досмотр таможня вроде бы должна проводить за один день.

Так почему же транспортные средства стоят на границе по две недели и более? Давайте разберемся, в чем корень проблемы.

Начать следует с того, что есть два понятия, которые необходимо различать:

А. Срок выпуска товаров.

Б. Срок проведения таможенного досмотра как одной из форм таможенного контроля.

Их взаимосвязь заключается в том, что сроки проведения досмотра, хотя и имеют свои правила течения, не могут выходить за рамки срока выпуска товаров.

Что такое срок выпуска товаров? Это срок с момента регистрации таможенной декларации до момента принятия таможней решения по декларации. И по умолчанию он действительно составляет один рабочий день. Но… проведение таможенного досмотра является одним из оснований, по которым таможня может продлить срок выпуска еще на 10 рабочих дней – итого 11 рабочих дней. А это уже больше двух недель. Таким образом, скорость прохождения таможенного поста напрямую зависит от того, сколько времени займет таможенный досмотр.

Сроки таможенного досмотра можно подразделить на несколько составляющих, каждая из которых влияет на время нахождения транспортного средства с товаром на таможенном посту:

  1. Срок вручения перевозчику уведомления о проведении досмотра.

Каждый раз, когда таможня решает досмотреть товар, вас должны сразу поставить в известность (выдать уведомление) и сообщить, какие действия требуются от вас для проведения досмотра (выдать требования о предъявлении товаров и проведении операций).

Данный этап складывается из нескольких последовательных действий: выявление профиля риска, составление докладной записки, принятие решения о проведении досмотра, назначение ответственного сотрудника отдела таможенного досмотра, вручение водителю уведомления о проведении досмотра, требования о предъявлении товаров и требования о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств.

Общий срок с момента выявления профиля риска до вручения водителю всех документов по предстоящему досмотру должен составлять 1,5-2 часа. Если, к примеру, в 10.00 вашу машину взвесили, выявили перевес, и со слов таможенного инспектора вы уже знаете, что будет проводиться досмотр, либо просто со стороны таможни возникла непонятная для вас пауза, то где-то в 12.00 вы уже можете требовать выдачи документов либо предоставления информации о том, что таможня планирует делать дальше, в том числе путем подачи письменного заявления.

Почему важен данный срок? Потому что дальнейший срок проведения таможенного досмотра начинает течь с момента предъявления товаров к досмотру. А вы, в свою очередь, не можете предъявить товар к досмотру, пока не получите от таможни требование об этом.

  1. Собственно срок проведения таможенного досмотра.

Досмотр должен быть проведен не позднее окончания следующего рабочего дня после принятия решения о проведении досмотра и с момента предъявления товаров к досмотру либо уведомления перевозчика о готовности предъявить товары, а если таможенный пост работает в круглосуточном режиме – не позднее 24 часов.

Приграничные посты, как правило, работают круглосуточно. Следовательно, если сегодня в 15.00 вы уведомили таможню о готовности выгрузить товар, то завтра к этому же времени инспектор должен провести досмотр.

Что значит предъявление товаров к досмотру? Для того, чтобы товар считался предъявленным, недостаточно того, что он находится в отсеке машины, стоящей на посту. В отношении него должны быть выполнены все операции, указанные таможенным органом в требовании (обозначены галочками). Это могут быть полная или частичная выгрузка, а также разделение товара по видам и наименованиям.

Если перевозчик не готов понести расходы на выгрузку товара сразу после получения уведомления о проведении досмотра, то таможня обычно просит водителя перевозчика написать заявление о предоставлении срока на выгрузку или разделение товара по видам и наименованиям. Если такое заявление пишется, то таможенный орган имеет право не проверять готовность машины к досмотру в течение всего срока, на который оно написано. Срок проведения досмотра при этом не начинает течь, так как товар еще не предъявлен.

В таких ситуациях важно следовать ряду рекомендаций.

Во-первых, заключите договор с СВХ на выгрузку товара.

Во-вторых, не пишите в таможню заявление о предоставлении срока, так как вы не обязаны его писать и для вас оно не несет никакой выгоды. А если пишете, то пишите на короткий срок (например, один день).

В-третьих, заключив договор на выгрузку, направьте в таможню уведомление об этом. Причем вне зависимости от того, писали или нет заявление о предоставлении срока. С момента такого уведомления для таможни начинают течь 24 часа, чтобы провести досмотр.

  1. Срок составления акта таможенного досмотра.

Акт таможенного досмотра составляется в срок не позднее одного рабочего дня после окончания досмотра. К примеру, если фактически досмотр завершен сегодня, то акт досмотра должен быть вручен перевозчику до конца завтрашнего дня. Акт таможенного досмотра, как завершающая стадия досмотра, обязательно должен быть составлен в пределах срока выпуска товаров.

Подводя итог, можно сказать, что нарушение любого из вышеуказанных сроков будет фактически нарушением ваших прав. В этом случае вы имеете право потребовать от таможни ускорения работы либо обжаловать бездействие таможни в вышестоящий орган, транспортную прокуратуру или в суд.

Но также следует признать, что очень часто задержки на границе возникают из-за непродуманных и неэффективных действий перевозчиков, не выполняющих своевременно требования таможни в рамках досмотра. Иногда даже перевозчики делают это сознательно. Но в конечном итоге, это лишь дает таможне возможность продлевать сроки досмотра. Правда и то, что, продлевая сроки досмотра, таможня часто нарушает сроки выпуска товаров. Но единственное решение, которое таможенный орган может принять в отношении товара, не завершив досмотр в соответствии с профилем риска, — это отказ в выпуске.

Учитывайте данную информацию при работе с таможней. Держите таможенный контроль под своим контролем.

Алексей Зимин
Юрист Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 31.05.2016

Подписывайтесь на наш чат в Телеграме
Делитесь статьей с друзьями и коллегами:

www.urvest.ru

20. Место и время проведения таможенного контроля, зоны таможенного контроля

1. Проверка соблюдения положений таможенного законодательства в отношении условно выпущенных товаров, допускается в течение сроков нахождения товаров под таможенным контролем либо до завершения действия таможенных процедур временного вывоза или переработки вне таможенной территории.

2. Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Статья 163. Зоны таможенного контроля

1. Места, являющиеся зонами таможенного контроля, определяются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и настоящим Федеральным законом.

2. Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль Государственной границы Российской Федерации, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в местах осуществления таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары.

3. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случаях:

1) если владелец земельного участка, помещения предполагает использовать указанные территории исключительно для хранения на них товаров, находящихся под таможенным контролем, либо совершения с такими товарами иных таможенных операций;

2) если на отдельных участках территории преимущественно перевозятся или хранятся товары, находящиеся под таможенным контролем, либо в отношении указанных товаров совершаются иные таможенные операции и ограничение на перемещение таких товаров через границы зон таможенного контроля либо ограничение доступа к таким товарам необходимо для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

. На сухопутном участке территории Российской Федерации зона таможенного контроля вдоль Государственной границы Российской Федерации может создаваться в пределах полосы местности шириной до30 километровот линии Государственной границы Российской Федерации в глубь территории Российской Федерации.

7. На морских, речных и озерных участках территории Российской Федерации зона таможенного контроля вдоль Государственной границы Российской Федерации может создаваться соответственно в пределах территориального моря Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, а также полосы местности шириной до15 километровот береговой линии в глубь территории Российской Федерации.

8. Зоны таможенного контроля вдоль Государственной границы Российской Федерации обозначаются по ее пределам в местах пересечения с транспортными путями, в местах пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами, товарами и транспортными средствами знаками, содержащими надпись белого цвета «Зона таможенного контроля» на зеленом фоне, изготовленными в соответствии с техническими условиями и стандартами, определенными для дорожных информационных знаков.

11. В приказе начальника таможни о создании зоны таможенного контроля в пункте пропуска должны быть указаны:

1) место нахождения пункта пропуска;

2) граница зоны таможенного контроля и места ее пересечения лицами, товарами и транспортными средствами.

13. Решения о создании зон таможенного контроля в иных местах принимает начальник таможни, в регионе деятельности которой расположены места и территории, где создаются такие зоны таможенного контроля.

14. Решение о создании зоны таможенного контроля, предусмотренное частью 13 настоящей статьи, оформляется приказом начальника таможни, в котором должны быть указаны:

1) место нахождения зоны таможенного контроля;

2) граница зоны таможенного контроля и места ее пересечения лицами, товарами и транспортными средствами;

3) средства, используемые для обозначения.

16. Временная зона таможенного контроля может создаваться по решению начальника таможенного поста. Указанное решение оформляется распоряжением начальника таможенного поста с указанием цели создания временной зоны таможенного контроля, места нахождения временной зоны таможенного контроля, срока действия, границы и мест ее пересечения лицами, товарами и транспортными средствами, а также примененных средств обозначения.

17. Граница зоны таможенного контроля обозначается знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках «Зона таможенного контроля». Указанные знаки являются основным средством обозначения зоны таможенного контроля. Зона таможенного контроля может быть обозначена нанесением надписи «Зона таможенного контроля» на русском и английском языках непосредственно на оградительных сооружениях и стенах помещений, составляющих ее периметр. Допускается замена надписи на английском языке надписью на любом другом языке, целесообразном для использования при создании конкретной зоны таможенного контроля.

19. Граница временной зоны таможенного контроля может обозначаться оградительной лентой, а также временно устанавливаемыми знаками. При этом допускается применение подручных материалов и средств.

studfiles.net

принципы, сроки проверки таможенной декларации, проверка достоверности сведений после выпуска товаров, зоны таможенного контроля.

Таможенный контроль – это совокупность мер и действий, выполняемых таможенными органами, с целью обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Таможенный контроль может проводиться только таможенными органами в лице их должностных лиц, в отношении товаров или транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, в отношении таможенных деклараций, иных документов и сведений о товарах, в отношении деятельности специальных участников таможенных отношений, таких как таможенный перевозчик, таможенный представитель, владелец склада временного хранения, владелец магазина беспошлинной торговли, также в отношении лиц, пересекающих границу. Производится как в специально установленных зонах таможенного контроля, так и в иных местах, определяемых таможенными органами.

В отношении таможенного контроля в кодексе предусмотрены следующие институциональные принципы:

1) принцип выборочности форм таможенного контроля;

2) принцип достаточности таможенного контроля;

3) принцип эффективности таможенного контроля;

4) принцип применения системы управления риском.

Под рисками в данном случае понимаются риски несоблюдения таможенного законодательства.

Таможенный кодекс предусматривает исчерпывающий перечень форм таможенного контроля.

Под зоной таможенного контроля понимаются социально обозначенные места, предназначенные для таких целей как перемещение товаров через таможенную границу, для хранения товаров, для беспошлинной торговли товарами и иные. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными или временными. Временные зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного контроля в формах осмотра или досмотра. Обозначение зоны таможенного контроля регулируется национальным законодательством (в РФ – закон «О таможенном регулировании»).

Декларант и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля. Перечень определен, но таможенные органы могут мотивированно запрашивать и иные документы и сведения. С целью проведения таможенного контроля таможенные органы могут запрашивать документы и сведения и у иных лиц (в банках, кредитных организациях). Документы, необходимые для проведения таможенного контроля должны храниться не менее 5 лет.

В случае если при проведении таможенного контроля требуются специальные познания, то могут привлекаться специалисты в соответствующей области.

Для наиболее полного контроля возможно взаимодействие таможенных органов с иными государственными органами.

Некоторые формы таможенного контроля на основании международных договоров не могут применяться (например, к дипломатам, членам их семей, официальным представителям иностранных государств не применяется досмотр).

Для проведения таможенного контроля могут применяться технические средства, но порядок их применения должен быть регламентирован.

В отношении товаров, находящихся под таможенным контролем не допускаются какие-либо действия, за исключением обычных транспортировочных действий или действий, связанных с хранением. В некоторых случаях допускаются и иные действия с согласия таможенных органов.

studfiles.net

Таможенный контроль: понятия, принципы, сроки

⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 59Следующая ⇒

ТК ТС раздел 3. Таможенный контроль,гл 15. Общие положения о таможенном контроле

таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза;

Принципы:

1. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения законодательства

2. При выборе объектов и форм ТК используется система управления рисками.

3. В целях совершенствования ТК таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами.

4. В целях повышения эффективности ТК т/органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками ВЭД, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями).

5. Т/органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный

6. При проведении ТК каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется.

Сроки осуществления ТК:

1. Проверка соблюдения положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в отношении условно выпущенных товаров, а также товаров, вывезенных из Российской Федерации под обязательство об обратном ввозе либо в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, допускается в течение сроков нахождения товаров под таможенным контролем либо до завершения действия таможенных процедур временного вывоза или переработки вне таможенной территории.

2. Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

 

27. Прибытие товара на таможенную территорию.Глава 23 тктс

ФЗ о ТР. Статья 193. Места ввоза товаров в Российскую Федерацию

Правительство РФ вправе определять пункты пропуска через Гос. границу РФ для прибытия в РФ отдельных категорий товаров, а также устанавливать в соответствии с законодательством РФ о Гос. границе РФ случаи и порядок, когда товары могут прибывать в РФ в иных местах, не являющихся местами прибытия в соответствии с ТКТС.

Статья 194. Обязанности перевозчика при ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории государства, не являющегося членом ТС

1. При ввозе товаров в РФ с тер-ии государства, не являющегося членом ТС, перевозчик обязан:

1) доставить товары в место прибытия или иное место, определенное в соответствии с частью 1 ст193

2) предъявить товары таможенному органу;

3) представить таможенному органу документы и сведения, перечень которых установлен ТКТС

4) представить сертификаты, разрешения, лицензии или иные документы, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений,;

5) совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой

28. Убытие товаров. ТК ТС, глава 24; ФЗ гл 22.

mykonspekts.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *