Сроки и порядок проведения выездных налоговых проверок – : , ,

Содержание

Порядок и срок проведения выездной налоговой проверки |

Налоговая проверка с выездом производится налоговиками обычно по месту нахождения проверяемой организации. Для ее осуществления необходимо решение о проведении. В этом документе определяется наименование предприятия, в отношении которого будет проводиться проверка (наименование указывается полное и сокращенное по Уставу; фамилия, имя отчество полностью).

Кроме того, четко оговаривается предмет проверки, который состоит, как правило, в правильности начисления и уплаты налоговых сборов. Также указывается период, за который будет осуществляться проверка и состав проверяющих. Решение выносится и подписывается руководителем и заверяется с помощью печати налогового органа. Сроки проведения выездной налоговой проверки будут рассмотрены в данной статье.

Налоговым законодательством нашей страны определены ограничения для налоговиков, которые действуют в связи с осуществлением выездных налоговых проверок.

Всего существует несколько таких ограничивающих факторов:

1. Проверка проводится по месту расположения проверяемой организации. В случае если у налогоплательщика нет возможности предоставить проверяющим помещение, выездная проверка может быть проведена по месту расположения налогового органа. Также выездные налоговые проверки могут проводиться по месту нахождения центрального офиса, а не основного производства или отдельных цехов проверяемой организации.

2. Закон запрещает проводить две или большее количество проверок по одноименному предмету за один и тот же период.

3. Запрещено проводить выездную проверку более чем два раза за календарный год в одной и той же проверяемой организации. Если, конечно, речь не идет о нестандартной ситуации, когда принимается решение о том, что существует объективная необходимость в проведении такой проверки более 2 раз.

4. Запрещено требовать для проверки документы, срок давности которых превышает три предшествовавших календарных периода.

5. Период, в который осуществляется проверка, не может составлять по длительности более двух месяцев. Впрочем, при определенных обстоятельствах срок проведения выездной внеплановой проверки продлевается и может достигать четырех месяцев, а в нестандартных ситуациях срок может быть продлен до шести месяцев. Положения, при каких обстоятельствах это возможно, строго регламентированы законом и должны соблюдаться налоговыми службами.

6. Проверка не может осуществляться единственно с целью контроля над соответствием примененных в контролируемых сделках цен рыночным ценам. Существуют определенные порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок.

При проведении проверок установлены следующие ограничения в отношении самостоятельных проверок в филиалах или представительствах:

— запрещено выезжать на проверки в филиалы или представительства два и более раза по одному и тому же предмету за тот же период;

— проведение в одном и том же филиале или представительстве организации более двух выездных проверок, пока длится один календарный период, запрещено.

По существующим ныне правилам выездная проверка предприятия не может проводиться в срок, превышающий два месяца. Первым днем исчисления этого периода считается день, когда налоговый орган вынес решение начать налоговую проверку, а последним днем считается дата составления инспектором справки о проведении проверки.

Но по особому решению руководителя УФНС в определенном субъекте Российской Федерации срок выездных проверок может продляться до четырех месяцев, а в исключительных ситуациях — до полугода.

Часто у налоговиков просят: «Укажите максимальный срок проведения выездной налоговой проверки». Во многих случаях это сделать затруднительно, так как существует множество факторов, которые могут в каждом конкретном случае повлиять на ее продолжительность.

Перечень причин, которые позволяют продлевать сроки выездных проверок, следующий:

  • большое число документов, подлежащих поверке;
  • длительность периода, подлежащего проверке;
  • большое количество налогов, подлежащих проверке;
  • несвоевременное предоставление истребованных для проверки документов проверяемой организацией;
  • наличие обособленных подразделений.

В соответствии с решением руководителя ИФНС проведение проверки могут приостановить в следующих случаях:

  • для истребования у контрагентов и других лиц документов или информации о той организации, которая проходит проверку;
  • при проведении экспертизы, к примеру, документов;
  • для истребования информации от иностранного государственного органа в пределах международных договоров РФ;
  • для того чтобы перевести на русский язык проверяемые документы, если они составлены на другом языке.

Порядок проведения и сроки выездной налоговой проверк и в 2016 году и в нынешнем 2017 году осуществлялись на основании НК РФ от 25.07.2013.

В то время, когда проверка приостановлена, инспектор не имеет права требовать от предприятия предоставления документов. А также он не может производить каких-либо действий на ее территории или в помещениях. Документы, которые были истребованы ИФНС, до того как была приостановлена проверка, необходимо предоставить в срок, который содержится в требовании. Принимать решение о приостановлении выездной проверки налоговая служба может неоднократно. При этом общее время приостановления выездной проверки, имеющее под собой любые основания, не может превышать шестимесячный срок. Таким образом, предельный срок проведения выездной налоговой проверки предприятия, учитывая сроки продления и приостановления, не может превышать 12 месяцев.

Инспекторы налоговых служб имеют в своем арсенале два метода проведения выездных проверок: сплошной и выборочный. Чаще инспекторы используют сплошной метод проверки, так как решения, принятые на основании проведения выборочных проверок, нередко признаются недействительными. При применении сплошного метода инспекторы имеют право затребовать все документы организации, за те периоды, которые охватывает проверка: первичную документацию, кассовую книгу, книгу покупок, книгу продаж, журналы регистрации счетов-фактур, учета доходов и расходов и т. д.

При этом им следует уложиться в общий срок проведения выездной налоговой проверки.

В частности, налоговики проверяют, ведет ли налогоплательщик учет, наличие документов, предусмотренных законодательством, фактическое представление отчетности в налоговый орган. Инспектор при проведении проверки обязан установить, правильно ли выбран в соответствии с видом деятельности режим налогообложения, фактические обстоятельства, с которыми связана обязанность по уплате налогов, соблюдает ли налогоплательщик требования закона о налоговых сборах. Инспектор вправе истребовать любые дополнительные документы и пояснения, которые касаются предмета проверки. Кроме того, налоговики имеют право обращаться к сторонним организациям и контрагентам для осуществления запросов, касательно проверяемого налогоплательщика. Инспектор исследует:

  • Насколько правильно составлены документы, а также проверяет наличие в них установленных сведений.
  • Систематичность и полноту учета документов.
  • Соответствие налоговой базы, объектов налогообложения.
  • Достаточность и правильность исчисления налогов, а также своевременность и правильность их уплаты в соответствующие бюджеты.
  • Своевременность и достоверность отчетности, предоставленной в налоговые органы.

Анализ и сопоставление документов проводится и в том числе с теми документами, которые были запрошены у сторонних организаций и контрагентов. Проверяющие сличают записи, имеющиеся в первичных документах, с записями по бухгалтерской и налоговой отчетности. Таким образом, делают заключение о наличии или отсутствии налоговых нарушений. Если выявлено, что по факту нарушено законодательство, устанавливается событие и состав нарушения, формируется доказательственная база, начисляются пени. При проведении данного мероприятия, как правило, документы берутся для проверки выборочно, с целью выявления систематических нарушений. Выбор методики проведения проверки напрямую зависит от периода, который подлежит проверке, проверяемых налогов, количества проверяющих и объема деятельности предприятия.

Порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок должны обязательно соблюдаться.

Видов проверок не очень много, они бывают комплексными и тематическими, а также плановыми и внеплановыми. Тематическая проверка нужна для анализа документов по одному налогу. Комплексная, соответственно, по нескольким видам налогов. Как комплексная, так и тематическая проверка проводится при помощи сплошного или выборочного метода. Каковы сроки проведения выездных налоговых проверок каждого вида, зависит, прежде всего, от величины предприятия и объема документации, которую нужно пересмотреть. Для мелких предприятий она может составить 5 рабочих дней, для крупных — от 15 рабочих дней. Поводом для внеплановых выездных проверок могут стать выявление нарушения налогоплательщиком законодательства по части денежных операций, постановление суда, объявление компании о банкротстве. Важно знать, что любые проводятся на основе утвержденного решения налоговой службы и с обязательным составлением акта по ее завершении.

В завершающий день инспектор готовит справку о данной проверке, в которой отражаются сроки проведения проверки и ее предмет. Инспектор вручает экземпляр справки налогоплательщику или его представителю. Фактическое окончание налоговой проверки удостоверяется при помощи данной справки. Дата составления справки должна совпадать с фактическим окончанием проверки. Но дата вручения справки представителю поверяемой организации может отличаться от дня ее составления, что не отменяет дату окончания проверки. Справку подписывают все уполномоченные на то лица. После того как справка о проведении проверки составлена и подписана, все мероприятия по ней прекращаются. Можно уточнить у налоговых органов, каковы сроки проведения выездных налоговых проверок.

НК устанавливает правила, по которым результаты выездных проверок должны быть оформлены. Факта установления налогового правонарушения недостаточно, его нужно правильно оформить. Инспектор по истечении 2 мес. от составления справки должен предоставить акт налоговой проверки, в котором фиксирует все данные по ней (это касается и выявленных нарушений и той ситуации, когда таковых не обнаружено). Если проверка проводилась в определенной группе налогоплательщиков, акт должен быть предоставлен по истечении 3 мес. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки мы рассмотрели выше.

У акта, как и у любого документа подобного рода, имеется своя установленная законом форма, он должен составляться в соответствии с ней. Требований к оформлению этого документа несколько. В первую очередь, он должен быть составлен в документарном виде, на русском языке со сквозной нумерацией страниц. В акте не должно быть помарок, исправлений и подчисток. Использование при составлении акта аббревиатур и сокращений допускается только с расшифровкой при первом употреблении в тексте. В акте должны быть отражены в систематизированном виде все обнаруженные и документально подтвержденные фактические нарушения налогового законодательства, а также иные обстоятельства (или их отсутствие), обнаруженные в процессе проверки. Также важно соблюдать по НК сроки проведения выездной налоговой проверки.

Документ должен иметь ссылки на статьи налогового кодекса, которые предусматривают ответственность за обнаруженные правонарушения. Также в акте отражаются выводы и предложения инспектора, связанные с устранением нарушений. В акте не должно отражаться субъективных предположений и мнений должностных лиц, не имеющих под собой достаточных оснований. Акт всегда содержит три части: вводную, описательную и итоговую. Неотъемлемую часть акта составляют приложения. На усмотрение инспектора приложение может быть оформлено, как пояснение к тексту акта. В них могут быть отражены расчеты различного рода и подробные данные по каждому нарушению. Приложения – это неотъемлемая часть акта, и подписываются они наряду с ним. В обязательном порядке инспектор прикладывает к акту документы, подтверждающие выявленные нарушения (копии документов, протоколы опроса свидетелей, ответы контрагентов и т. д.).

По факту составления акт подписывается лицами, ответственными за проведение проверки, и лицом, в отношении которого эта проверка проводилась (это может быть и его представитель). При проведении проверки группы компаний акт подписывают представители всех налогоплательщиков. Напомним, максимально оговоренный законодательством срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется 12 месяцами.

Должным образом оформленный и подписанный акт проверки передается под расписку в течение пяти суток с момента составления. Акт может быть выслан по почте (что чаще всего и происходит) с уведомлением. Если проверяли консолидированную группу, акт в течение десяти дней должен быть вручен каждому ответственному представителю этой группы.

При этом обязательно учитывается максимальный срок проведения выездной налоговой проверки.

В случае, если налогоплательщик имеет возражения по поводу изложенных в акте выводов, не согласен с применяемыми к нему мерами воздействия, он имеет право в течении двух недель со дня получения акта представить свои возражения письменно в налоговый орган, который занимался проверкой. При этом он вправе подтвердить свои возражения документально, приложив соответствующие документы и справки к заявлению. Если таковые возражения имеются у налогоплательщиков консолидированной группы, то они имеют право предоставить их в налоговый орган в течение месяца с момента получения акта. Ведь срок проведения выездной налоговой проверки составляет два месяца.

В результате проведенной проверки и рассмотрения ее материалов руководитель выносит решение. Решение может содержать положения о привлечении налогоплательщика или нескольких лиц к ответственности за совершение нарушения. Если правонарушений обнаружено не было, то решение содержит отказ в привлечении к ответственности, соответственно, в таком документе отсутствует и штраф, однако возможно начисление налогов и пеней. Решение по итогам проведенной проверки подписывает тот руководитель, который занимался непосредственным рассмотрением материалов проверки.

Мы рассмотрели срок проведения выездной налоговой проверки.

ymp3.ru

Каковы сроки проведения выездных налоговых проверок? Порядок и максимальный срок проведения выездной налоговой проверки

Срок проведения выездной налоговой проверки, а точнее сказать, его нарушение, чаще всего вызывает споры. В целом вся деятельность данной отрасли регулируется очень тщательно и конкретно. Однако для того, чтобы осознать всю ее суть, прежде всего необходимо понять, что под данными действиями подразумевает НК РФ.

Что такое налоговая проверка

Контроль государства затрагивает все сферы жизни общества. Уплата налогов – один из основных способов обеспечения бюджета страны, что и объясняет всю значимость данной отрасли. Если говорить о контроле в рассматриваемой сфере, то он распространяется абсолютно на любое лицо, будь оно физическим или юридическим. Все средства, методы и условия его осуществления фиксируются законом, что также подтверждает особое значение и внимание со стороны государства.

Итак, что же такое контроль в конкретной, рассматриваемой сфере? Налоговая проверка – это всегда совокупность определенных действий. Она направлена на определение того, законно или нет осуществляются те или иные исчисления. Субъектом подобной деятельности, соответственно, будет являться исключительно налоговый орган, обладающий большим количеством специальных полномочий в этой сфере.

Классификация

Виды проверок не очень разнообразны, но деление на них довольно существенно. В зависимости от значимости обычно выделяют две классификации налоговых проверок, встречающихся чаще всего. Первый критерий — это частота проверок. Они могут быть как первичные, так и вторичные. То есть из самого названия видов следует, что проверки принципиально отличаются между собой, когда они совершаются в первый раз или же когда это происходит повторно. Собственно, все различие только в порядке и сроках.

Вторая классификация — самая популярная, применяемая постоянно и являющаяся основной: выездная проверка и камеральная. Это контроль, осуществляемый по месту нахождения организации либо в самом налоговом органе соответственно. Чаще всего первый вариант — наиболее масштабный, требующий тщательного изучения всех документов и фактов, а второй является наиболее простым способом контроля над совершаемыми исчислениями граждан.

Налоговый орган и его полномочия

НК РФ считается одним из самых объемных кодифицированных законов Российского государства. Он содержит в себе огромное количество норм, относящихся как к отдельным видам налогов, порядку их уплаты, так и к полномочиям соответствующих органов. Их деятельность регламентируется ничуть не меньше, а порой даже больше, чем действия граждан в данной сфере.

Итак, одним из главных полномочий налогового органа является проведение проверок, контроль над отчислениями граждан. Кроме того, они обязаны четко соблюдать все необходимые регламенты, например, срок проведения выездной налоговой проверки подразумевает пару месяцев работы. Несоблюдение данного правила влечет негативные последствия для соответствующего органа.

Выездная форма проверки

Каждый вид контроля встречается в правоотношениях, связанных с данной сферой, постоянно. Выездная проверка отличается несколькими аспектами от иных подобных видов. Ее особенность — в том, что она полностью поглощает территорию плательщика. Помимо всего прочего, срок проведения выездной налоговой проверки также специфичен по сравнению с другими вариантами контроля.

Итак, как определить рассматриваемое понятие? Выездная проверка — это некая форма контроля, подразумевающая изучение и сравнение всех необходимых первичных документов организации. Важно помнить, что подобные действия осуществляются исключительно по решению руководства и притом только на месте налогоплательщика. Именно эти специфические черты и отличают выездную проверку от иных не менее важных видов.

Определение целей данной деятельности

Какова мотивация государства, когда оно создает такое количество норм для регулирования тех или иных отношений? Разумеется, весь смысл в контроле. Всякое отношение требует правил, иначе все перерастет в неуправляемые действия совершенно разнообразного и, более того, хаотичного характера. Собственно, налоговое право, проверки, в том числе выездные, имеет схожие с государством цели, так как именно им они и выстроены.

Основными целями, которые ставят перед собой налоговые органы, считаются весьма типичные для этой сферы результаты. При выездной проверке происходит выявление нарушений, их предотвращение и устранение. Обычно подобная деятельность осуществляется в случае реорганизации или же вовсе ликвидации юридического лица, а соответственно, целью является также выявление возможных незаконных доходов и удержаний.

Условия осуществления проверки

Любая деятельность требует четкого регламентирования. Налоговые органы имеют немало правил, которые заключены не только в НК РФ, но и в иных актах. Кроме того, существуют и локальные акты, которые определяют весь процесс реализации подобных действий. Итак, что касается функции контроля, а в данном конкретном случае мы рассматриваем порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки, безусловно, необходимо несколько условий.

Рассматриваемая форма контроля специфична по всем пунктам, в том числе в вопросе ее осуществления. Первое, что необходимо для выездной проверки, – согласие руководителя налогового органа. Без его решения осуществлять подобные действия невозможно. Кроме того, всегда важно помнить, что срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать установленных пределов.

Еще одним условием для проведения данной проверки является положение организации, на которую направлены эти действия. Выездная форма контроля реализуется только тогда, когда происходит ликвидация, то есть упразднение, юридического лица, или же изменение его ОПФ, то есть реорганизация. Это важный аспект, так как именно на этом этапе особенно значимым является выявление возможных нарушений, а также скрытых доходов и неуплаченных налогов.

Порядок проверки

Все необходимое фиксирует в себе Налоговый кодекс РФ. Он детально и точно объясняет, какие действия следуют друг за другом, чтобы впоследствии результаты осуществленного контроля не потеряли своей значимости. Налоговым органам остается лишь придерживаться установленных правил, которые гласят, каковы сроки проведения выездных налоговых проверок, какие оговорки и ограничения существуют.

Итак, если говорить о порядке проведения проверки, то он прост. После того как получено разрешение руководителя налогового органа, в организацию направляется как минимум два инспектора. Обычно большее их количество не требуется. Они на протяжении необходимого времени, но при этом не превышая срок проведения выездной налоговой проверки, исследуют и сравнивают все необходимые бумаги.

Каковы сроки проведения выездных налоговых проверок

Порядок любой деятельности всегда регламентирован. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется после ее назначения. Как было сказано выше, разрешение руководства — начальный этап, а значит, оно и является точкой отсчета дней, отведенных на реализацию функции контроля. Налоговый кодекс РФ фиксирует в себе несколько сроков. Минимальный из них составляет два месяца — это общий срок проведения выездной налоговой проверки. Однако это не значит, что органы ограничены только этими днями.

Закон подразумевает возможность увеличить данный период времени. Разумеется, это требует особого разрешения. Этот вопрос отходит на рассмотрение органа власти, который осуществляет надзор в данной сфере, а именно — к налоговому органу. В каждом конкретном случае основания и порядок для этого рассматриваются отдельно.

Верхние временные пределы

То, каков максимальный срок проведения выездной налоговой проверки, фиксирует только НК РФ. Как и во многих источниках права, вариант увлечения периода времени для более эффективной деятельности органов власти весьма популярен и абсолютно приемлем. Однако закон при этом не дает возможности осуществлять такую деятельность, как налоговый контроль, на протяжении любого времени.

Статья 89 кодекса помимо минимального, или, иными словами, общего, определяет еще и максимальный срок проведения выездной налоговой проверки. Закон закрепляет период времени в шесть месяцев. Конечно, теоретически, а в итоге и на практике, встречаются разные случаи, но данное правило считается ключевым, его нарушение влечет последствия для налогового органа.

Согласно нормам кодифицированного акта, срок проведения выездной налоговой проверки не может превышать установленной верхней границы в полгода. Этого времени, по мнению законодателей, достаточно для полного и тщательного контроля, при этом необходимо понимать, что подобное увлечение времени работы допускается и применяется не всегда. Нет оснований полагать, что любая просьба о продлении сроков будет удовлетворена, а значит, ориентир должен быть на минимальный период времени.

Основания для продления сроков проверки

Как уже было сказано, Налоговый кодекс допускает увеличение времени, в течение которого соответствующие органы будут осуществлять необходимые действия по контролю в сфере налогов и сборов. Закон устанавливает срок в два месяца, четыре и шесть. Последние два варианта — исключения, без должных на то оснований не применяемые на практике. Итак, несмотря на факт того, что срок проведения выездной налоговой проверки составляет шестьдесят дней, следует обратить внимание и на иные варианты.

Время, уделяемое контролю со стороны налоговых органов, зависит о того, насколько крупная организация, есть ли нарушение законодательства со стороны налогоплательщика, и, конечно, присутствуют ли обстоятельства из категории форс-мажорных. В случае если есть условия, подходящие хотя бы к одной из перечисленных категорий, срок проведения выездной налоговой проверки вполне может увеличиваться по распоряжению главы соответствующего органа.

Порядок продления

Любое изменение хода той или иной работы налоговых органов требует особого внимания. Изменение сроков означает изменение порядка, так как весь план действий должен быть полностью пересмотрен под новые принятые положения. Итак, для продления времени проверки необходимо разрешение, как и для осуществления такой деятельности в целом. Но кто дает на это право?

Как известно, срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется с того момента, как было получено разрешение руководителем соответствующего органа. Когда время реализации контрольных функций требует продления, смысл действий тот же, за исключением того момента, что согласие дает иной субъект. В случаях продления сроков участвует в принятии решений либо Управление налоговой службы, либо вовсе ФНС России.

Что входит в срок выездной налоговой проверки

Особенность данной формы контроля документооборота налогоплательщиков — в том, что она осуществляется исключительно на территории организаций, ставших объектом подобных действий. Итак, за счет того, что сотрудники налогового органа осуществляют контроль на территории налогоплательщика, все действия, совершаемые ими, будут в совокупности давать именно выездную проверку, когда они осуществлены в организации. Все, что происходит за ее пределами, даже если реализуется инспекторами, не будет входить в рассматриваемый срок.

Если же говорить о каких-то конкретных действиях, то налоговая проверка включает в себя три самых распространенных, которые помогают собрать все необходимые сведения. Это осмотр всех помещений и территорий организации, истребование и исследование документов, имеющих отношения к налоговой сфере, и проведение инвентаризации, что также в итоге может указать на нарушение законодательства.

Значение выездной налоговой проверки

Федеральные органы власти контролируют каждую сферу деятельности всего общества. Налоги и сборы не обделены вниманием. Вопрос о регулировании данного направления всегда стоял практически на первых местах. Что касается контроля со стороны налоговых органов, он не менее важен, как и регулирование законом. Все это взаимосвязано, так как кодекс дает теорию, а УФНС России, а нередко и Федеральный орган, реализуют ее на практике. Выездные налоговые проверки — одни из самых распространенных, так как считаются наиболее эффективными в борьбе с нарушением законодательства, неуплатой налогов и сокрытием доходов.

fb.ru

Сроки проведения камеральной и выездной налоговых проверок

Срок проведения камеральной налоговой проверки, аналогично сроку проведения выездных проверочных мероприятий, установлен НК РФ. Рассмотрим, каковы предельные сроки проведения проверочных действий, в каких случаях они могут быть продлены и приостановлены.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Сколько длится выездная налоговая проверка?

Предельный срок рассматриваемых проверочных действий – 2 месяца (п. 6 ст. 89 НК РФ). Однако это лишь общее правило, из которого имеются исключения. В частности, филиалы и представительства фирмы могут проверяться не дольше месяца.

Проверка начинается с момента вынесения руководителем ФНС (его замом) решения. Например, если решение вынесено 7 февраля, то проверка, по общему правилу, не может продолжаться после 7 апреля.

Оканчиваются проверочные мероприятия составлением справки. Она заполняется в последний день срока оценки правильности исчисления и уплаты фирмой налогов (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Двухмесячный срок может продляться и приостанавливаться. Разберем эти вопросы подробнее.

Возможно ли продление срока выездной проверки? Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 6 месяцев, либо одного года?

Правило о двухмесячном сроке может быть изменено, поскольку п. 6 ст. 89 НК РФ предоставляет ФНС возможность увеличить его путем продления. Первое продление увеличивает срок на 2 месяца, а второе – еще на два.

Повторное продление возможно только в исключительных случаях, которые ФНС необходимо обосновать. Таким образом, максимальный срок выездных мероприятий путем продления может быть увеличен до полугода.

Сроки не могут продлятся произвольно, этому должно быть дано обоснование со стороны ФНС. Основания для продления срока, и процедура отражены в Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Проверка продлевается, если:

  1. Налогоплательщик относится к категории крупнейших.
  2. Если в ФНС поступили сведения о нарушении требований законодательства проверяемым юр. лицом, а их проверка требует дополнительных временных затрат.
  3. Возникли чрезвычайные обстоятельства на территории проверяемого, в частности, пожар, потоп.
  4. В составе проверяемой фирмы имеются обособленные подразделения.
  5. Запрашиваемые документы не предоставляются проверяемой организацией.

Данный перечень оснований не является исчерпывающим. В частности, продление срока может быть мотивировано значительным объемом документации, которую необходимо изучить, большим количеством видов налогов, уплачиваемых фирмой, существенным разнообразием видов деятельности, которыми занимается проверяемое юридическое лицо.

Часто задается вопрос, какой предельный срок проверочных мероприятий? Такой срок составляет 1 год (полгода — максимальный срок с учетом продления, плюс полгода — с учетом максимально возможного приостановления).

Как продляется срок проведения выездной налоговой проверки?

Решение может быть принято руководителем или замом руководителя ФНС, вышестоящего проверяющей инспекции. В некоторых случаях, решение принимается исключительно руководителем ФНС России (его замом). В п. 3 Оснований, приведенных в Приложении № 4 к Приказу № ММВ-7-2/189@ содержатся основания для продления проверочных мероприятий высшими должностными лицами ФНС.

Они выносят соответствующее решение, если:

  1. Требуется продлить проверку, которая проводится региональной ФНС.
  2. Проводится межрегиональная проверка.
  3. Проверка осуществляется ФНС России.

Форма решения утверждена на законодательном уровне, однако она необязательна к применению, соответственно, данный документы может быть составлен по произвольному шаблону, а неиспользование утвержденной формы не является нарушением законодательства.

Приостановление срока выездной проверки

Как уже упоминалось, сотрудники ФНС вправе приостановить проверочные мероприятия (п. 9 ст. 89 НК РФ). Течение срока останавливается на период от одного дня до полугода, но не более, поскольку более длительное приостановление срока законом не предусмотрено.

При приостановлении проверочных мероприятий, должностные лица ФНС обязаны покинуть территорию проверяемого, прекратить истребование документов, вернуть истребованные ранее документы до окончания срока приостановления. Требование о возвращении документов не касается бумаг, изъятых во время выемки.

В период приостановления проверочных действий ФНС имеет право истребовать сведения у контрагентов проверяемого юридического лица (ст. 93.1 НК РФ), вызывать сотрудников организации для дачи пояснений, допрашивать свидетелей на территории ФНС (прямого запрета на это нет).

Проверка приостанавливается лишь при наличии оснований для этого, к которым в п. 9 ст. 89 НК РФ отнесены:

  1. Необходимость проведения экспертизы.
  2. Направление запроса в иностранные гос. органы.
  3. Перевод иностранных документов юридического лица.
  4. Истребование сведений и документов у контрагентов.

Напоминаем, что срок приостановления проверочных действий не может длиться более полугода. При этом, приостановление может производиться неоднократно.

Каков срок проведения камеральной налоговой проверки?

В п. 2 ст. 88 НК РФ закреплено, что камеральные проверочные мероприятия не могут продолжаться более 3 месяцев. Данный срок начинает течение после получение ФНС декларации налогоплательщика. При этом, если налоговый орган не сразу приступил к проверке документов, срок не приостанавливается.

Камеральные проверочные действия, в отличие от выездных, не могут ни приостанавливаться, ни продлеваться.

Например, декларация поступила в налоговый орган 1 июня 2017 года. Это значит, что максимальный срок камеральной проверки – до 1 сентября 2017 года.

Нарушение 3-месячного срока не влечет безусловного признания действий ФНС незаконными, поскольку такое нарушение не признается существенным.

Таким образом, НК РФ предусматривает различные сроки для проведения проверок, которые в некоторых случаях могут продлеваться, либо приостанавливаться.

zakoved.ru

Оформление результатов налоговой проверки | Современный предприниматель

Заключительный этап любой налоговой проверки – документальное оформление ее итогов. Датой окончания выездных контрольных мероприятий является день составления справки по результатам проверки, после чего инспекторам отводится некоторое время на составление акта. Рассмотрим, в каком порядке производится оформление результатов налоговой проверки.

Справка о проведении выездной проверки

В последний день выездной проверки руководитель группы проверяющих должен составить справку по форме приложения № 7 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189.

Что должна содержать справка, когда происходит оформление результатов выездной налоговой проверки:

  • дату составления (совпадает с датой окончания проверки),
  • реквизиты решения ИФНС о проведении проверки,
  • наименование/Ф.И.О. проверяемого налогоплательщика, его ИНН и КПП; при проверке консолидированной группы, указываются ее участники,
  • перечисляются все проверяемые налоги и периоды,
  • если срок проверки продлевался, или приостанавливался, это отражается в справке с указанием реквизитов решений ИФНС об этом,
  • подпись должностного лица ИФНС с расшифровкой,
  • если справка вручается налогоплательщику на руки лично, то он ставит на справке свою подпись, Ф.И.О., дату получения, представителю также следует указать реквизиты доверенности.

Справка в тот же день вручается налогоплательщику либо его представителю, возможна также передача справки в электронном виде. Если налогоплательщик получать справку отказывается, документ будет направлен ему почтой заказным письмом (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Когда справка составлена, налоговая выездная проверка считается законченной, а значит проверяющие больше не вправе запрашивать документы и даже находиться в офисе, или на иной территории налогоплательщика (письмо ФНС РФ от 29.12.2012 № АС-4-2/22690).

Акт налоговой проверки

Далее, по результатам выездной налоговой проверки составляется акт. На его подготовку налоговикам отводится до 2-х месяцев, считая от даты составления справки (для консолидированной группы – 3 месяца). Причем, не имеет значения, каким образом справка была передана налогоплательщику – сразу на руки, или отправлена почтой. Исчисление двухмесячного срока начинается именно со дня составления, а не получения справки налогоплательщиком.

Форма и требования к акту проверки установлены ст. 100 НК РФ и приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189 (приложения 23, 24). Составление акта обязательно, даже если проверяющие не выявили нарушений законодательства по налогам. Порядок реализации результатов налоговой проверки установлен статьями 100 и 101 НК РФ.

Форма акта может быть бумажной или электронной, при этом на бумаге акт может заполняться на бланке вручную, или с помощью компьютера. Все листы акта и приложений нумеруются, прошиваются, приложения заверяются подписью руководителя ИФНС. В тексте документа нельзя допускать корректировки и исправления, кроме оговоренных и заверенных подписями каждой стороны.

Акт, применяемый для оформления результатов налоговой проверки, состоит из 3-х частей:

Результат выездной налоговой проверки – это выявленные факты налоговых правонарушений. Все они должны быть обоснованы, по каждому указываются ссылки на нарушенные нормы налогового права, протоколы контрольных действий, первичные бухгалтерские документы и др.

  1. Вводная часть включает:
    • дату акта — это день подписания акта проверяющими,
    • название проверяемой организации, Ф.И.О. ИП, или физлица, адрес места нахождения,
    • реквизиты решения о выездной проверке,
    • список документов, которые налогоплательщик представил проверяющим при проверке,
    • перечень проверяемых налогов, сборов, взносов и периодов,
    • даты начала проверки и окончания,
    • проведенные при проверке контрольные мероприятия и т.п.
  2. Описательная часть содержит:
    • обнаруженные в ходе проверки, подтвержденные документами факты нарушения налогового законодательства,
    • если нарушений нет, делается запись об их отсутствии,
    • обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика.
  3. Итоговая часть включает:
    • выводы проверяющих и предложения по устранению нарушений, как результат налоговой проверки,
    • Ф.И.О. проверяющих и их должности,
    • количество листов приложений

Подписывается акт обеими сторонами, а при отказе налогоплательщика подписать, это фиксируется в акте. Один экземпляр остается налоговикам, а второй вручается налогоплательщику. На вручение отводится 5 дней. При отказе в получении, акт направляется заказным письмом по почте, при этом датой его вручения считают 6-й день со дня отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Порядок обжалования результатов налоговой проверки

Налогоплательщик, несогласный с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте выездной налоговой проверки, имеет право представить свои письменные возражения в ИФНС. Сделать это можно в течение 1 месяца с даты получения акта. Возражения возможны как в целом по акту, так и по его отдельным положениям, при этом можно приложить, или представить позднее в оговоренный срок, документы, подтверждающие правоту налогоплательщика (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Руководитель ИФНС рассматривает возражения налогоплательщика вместе с самим актом и материалами проверки. Результатом рассмотрения будет одно из решений:

  • привлечь налогоплательщика к ответственности,
  • отказать в привлечении к налоговой ответственности,
  • провести дополнительные контрольные мероприятия (п. 1 ст. 101 НК РФ).

spmag.ru

33.Порядок проведения выездной налоговой проверки

33.    Порядок проведения выездной налоговой проверки

Выездные  налоговые проверки проводятся по месту фактического нахождения налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов с изучением документов, хранящихся у этих лиц. Выездные налоговые проверки могут быть проведены только на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. Предмет проверки – правильность исчисления и своевременность уплаты налога. При этом может быть охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором назначена данная проверка.
Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентирует Налоговый кодекс.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено 89 статьей НК РФ. Однако, в исключительных случаях продолжительность выездной налоговой проверки  может быть увеличена до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.
Сроком проведения проверки является время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
При  реорганизации или ликвидации организации-налогоплательщика выездная налоговая проверка может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.
В ходе проверки должностные лица налоговых органов могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.
Должностные лица налоговых органов, проводящие выездную налоговую проверку имеют право доступа на территорию или в помещение налогоплательщика при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Они имеют право производить осмотр территорий, помещений и объектов налогообложения. Осмотр проводится в присутствие понятых (не менее 2 человек), может производиться фото-видео съемка. О производстве осмотра составляется протокол. В случае воспрепятствования доступу должностных лиц на указанные территории составляется акт. На основании этого акта налоговый орган вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. Доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения против воли проживающих в них физических лиц иначе как на основании судебного решения не допускается.
Для получения необходимых для проверки документов, налогоплательщику предъявляется требование о предоставлении документов (заверенных копий) в течение 10 дней со дня получения требования. Отказ от предоставления требуемых документов приравнивается к налоговому правонарушению и влечет за собой ответственность. В этом случае в определенные сроки (в ночное время – нельзя) производится выемка необходимых документов на основании постановления должностного лица налогового органа. При выемке необходимо присутствие понятых и лиц, у которых эта выемка производится. По итогам выемки составляется протокол.
Также может быть назначена экспертиза, привлечены специалисты и переводчики при необходимости.
По итогам выездной налоговой проверки составляется акт, в котором указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или отсутствие нарушений, выводы и предложения проверяющих, а также делаются ссылки на статьи Налогового кодекса, которые предусматривающие ответственность за конкретные нарушения законодательства о налогах.
Налогоплательщик вправе в течение 15 дней представить свои возражения по акту или его отдельным положениям. По истечении 10 дней акт проверки и документы рассматриваются руководством налоговой инспекции, и по ним принимается решение.

alekssandr.jimdo.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *