Складская логистика это – Что такое складская логистика — основные понятия, задачи и функции + практические советы эксперта по выбору компании по оказанию складских услуг

Содержание

важный элемент в стратегическом менеджменте предприятия

Современные условия на рынке складских услуг и транспортных перевозок таковы, что компаниям, действующим в этой сфере, приходится соблюдать довольно жесткие требования для того, чтобы «остаться на плаву» и не пропустить впереди себя конкурентов.

Постоянное давление экономического кризиса и перманентная конкурентная борьба на фоне растущих требований по улучшению качества оказываемых услуг заставляют многие компании уделять повышенное внимание такому аспекту, как транспортная и складская логистика. Это намного упрощает задачу сохранения уже занятых рыночных позиций и обеспечивает выход на новый, более совершенный уровень развития организации.

Должным уровнем организованная транспортно-складская логистика – это великолепный инструмент, обеспечивающий стабильное процветание фирмы, выход на новые рынки и неуклонное увеличение числа клиентов. Это обязательный элемент современного стратегического менеджмента, эффективность которого подтверждается опытом успешных международных предприятий. Эффективная транспортная и складская логистика приводят к росту прибыли даже при плохих экономических условиях – и одно это уже вызывает к ней неподдельное уважение. Рассмотрим подробнее оба эти направления. Начнем с поставок сырья и отгрузки готовой продукции.

Менеджеры, отвечающие за транспортную логистику, рассчитывают наилучший маршрут движения используемого предприятием транспорта, выбирают такой его вид, который оптимально подойдет для заданного расстояния и конкретного груза, определяют его загрузку. Все это особенно важно для отечественных условий: наши пробки в крупных мегаполисах и огромные расстояния давно уже не вызывают удивления. Использование расчетов транспортной логистики намного снижает общие издержки и, следовательно, приводит к увеличению дохода.

Складская логистика, в свою очередь, занимается вопросами рационального размещения складов на территории определенного региона или страны. Она особенно важна для предприятий с развитой филиальной сетью, работающих с помощью собственных либо арендованных складских помещений. Помимо этого, складская логистика отвечает за решение всех вопросов, связанных с организацией складских операций: отпуском и приемкой товаров, разгрузкой-погрузкой, распределением зон хранения и т.д.

В принципе, любое предприятие, используя учетную программу, наиболее подходящую к сфере своей деятельности, может самостоятельно наладить все внутренние процессы, связанные с грузоперевозками и эффективным использованием помещений для хранения своих товаров. Однако если предприятие небольшое, ему выгодно использовать услуги складской логистики сторонней фирмы. Это позволяет сэкономить расходы и довериться профессионалам, имеющим огромный опыт в данной сфере.

Многие логистические фирмы, помимо погрузо-разгрузочных работ, надежного хранения товара, комплектации заказов, предлагают потенциальным клиентам также утилизацию брака, формирование отчетности о перемещении товаров на складе, обработку груза и т.д.

Таким образом, любая фирма может воспользоваться складскими услугами профессиональных организаций, расположенных вблизи важных транспортных узлов и работающих с современным инновационным оборудованием. Что лучше, положиться на свои силы или привлечь опытных специалистов – зависит от самой фирмы. Главное – не упускать ни одной мелочи, способной повысить конкурентоспособность предприятия.

fb.ru

логистика

— 18-18

Понятие, виды и функции складов

Склады, их понятие и роль в логистике

Проектирование сквозных процессов в большинстве случаев дает оптимальное решение при условии накапли­вания сырья, полуфабрикатов, готовых изделий в том или ином звене логистической цепи на некоторое время. Целос­тный проект показывает, что необходимо сделать с грузом в месте накапливания. Возможно, поступившие грузовые единицы необходимо расформировать, товары переупако­вать, какое-то время хранить, затем сформировать новые грузовые единицы и в нужный момент доставить потреби­телю. С этой целью в логистической системе организуется склад.

Склады — это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.

Изготовителю продукции необходимы склады сырья и исходных материалов, с помощью которых обеспечивается непрерывность производственного процесса. Склады гото­вой продукции позволяют содержать запас, обеспечиваю­щий непрерывность сбыта. На складах торговли накаплива­ются и ожидают своего потребителя готовые изделия.

Представление о гармонично организованной логисти­ческой системе как о системе без складов ошибочно. Гар­мония в логистике достигается правильным сочетанием складского и транзитного способов продвижения веществен­ной субстанции от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Склад в логистике используется только тогда, когда это позволяет улучшить показатели сквозного процесса. Таким образом, роль склада заключается в создании усло­вий для оптимизации материального потока.

Логистика ставит задачу гармоничной организации внутрискладских процессов, а также задачу технической, тех­нологической и планово-организационной сопряженности внутрискладских процессов с процессами, происходящими в окружающей склад экономической среде.

Склады в логистике рассматривают как элементы сис­тем товародвижения и в то же время как самостоятельные системы. Соответственно, выделяют две группы задач:

  • задачи, связанные со складами, возникающие при проектировании систем товародвижения;

  • задачи по складам как по самостоятельным системам.

Виды складов

Склады являются одним из важнейших элементов ло­гистических систем. Объективная необходимость в специ­ально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого коли­чества разнообразных видов складов.

В широком диапазоне варьируются размеры складов: от небольших помещений общей площадью в несколько со­тен квадратных метров до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.

Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, в дру­гих необходимы специальные устройства, способные под­нять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.

Склады могут иметь разные конструкции: размещать­ся в отдельных помещениях (закрытые), иметь только кры­шу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на спе­циально оборудованных площадках, в так называемых от­крытых складах.

В складе может создаваться и поддерживаться специ­альный режим, например температура, влажность.

Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а может на условиях лизинга сдаваться в аренду физичес­ким или юридическим лицам (склад коллективного пользо­вания или склад-отель).

Различаются склады и по степени механизации склад­ских операций: немеханизированные, комплексно-механи­зированные, автоматизированные и автоматические.

Существенным признаком классификации складов яв­ляется возможность доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные или порто­вые склады (расположенные на территории железнодорож­ной станции или порта), прирельсовые (имеющие подве­денную железнодорожную ветку для подачи и уборки ваго­нов) и глубинные. Для того чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным транспортом.

В зависимости от широты ассортимента хранимого гру­за выделяют специализированные склады, склады со сме­шанным или универсальным ассортиментом.

Более подробно рассмотрим классификацию складов по признаку места в общем процессе движения материально­го потока от первичного источника сырья до конечного по­требителя готовой продукции (рис. 99).

По этому признаку можно выделить две основные груп­пы складов:

  1. склады на участке движения продукции производ­ственно-технического назначения;

  2. склады на участке движения товаров народного потребления.

В свою очередь, первая группа складов подразделяется на склады готовой продукции предприятий-изготовителей, склады сырья и исходных материалов предприятий-потре­бителей продукции производственно-технического назначе­ния и склады сферы обращения продукции производствен­но-технического назначения.

Склады второй группы подразделяются на склады пред­приятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся в местах производства этих изделий, и скла­ды, находящиеся в местах их потребления. Склады торгов­ли в местах производства принадлежат так называемым выходным оптовым базам, склады в местах потребления — торговым оптовым базам.

Принципиальная схема прохождения материального потока через цепь складов различных предприятий приве­дена на рис. 100.

Функции складов

Совокупность работ, выполняемых на различных скла­дах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в раз­ных логистических процессах склады выполняют следую­щие схожие функции:

  • временное размещение и хранение материальных запасов;

  • преобразования материальных потоков;

  • обеспечение логистического сервиса в системе об­служивания.

Любой склад обрабатывает, по меньшей мере три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний.

Наличие входного потока означает необходимость раз­грузки транспорта, проверки количества и качества при­бывшего груза. Выходной поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, внутренний — необходимость пере­мещения груза внутри склада.

Реализация функции временного хранения материаль­ных запасов означает необходимость проведения работ по размещению грузов на хранение, обеспечению необходимых условий хранения, изъятию грузов из мест хранения.

Преобразование материальных потоков происходит пу­тем расформирования одних грузовых партий или грузовых единиц и формирования других. Это означает необходимость распаковки грузов, комплектования новых грузовых еди­ниц, их упаковку, затаривание.

Однако это лишь самое общее представление о скла­дах. Любая из вышеперечисленных функций может изме­няться в широких пределах, что сопровождается соответ­ствующим изменением характера и интенсивности протека­ния отдельных логистических операций. Это, в свою оче­редь, меняет картину протекания всего логистического про­цесса на складе.

Рассмотрим функции различных складов, встречающих­ся на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.

На складах готовых изделий предприятий-изготовите­лей осуществляется складирование, хранение, подсорти­ровка или дополнительная обработка продукции перед ее отправкой, маркировка, подготовка к погрузке и погрузоч­ные операции.

Склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей принимают продукцию, выгружают, сорти­руют, хранят и подготавливают ее к производственному потреблению.

Склады оптово-посреднических фирм в сфере обраще­ния продукции производственно-технического назначения, кроме перечисленных выше, выполняют также следующие функции: обеспечивают концентрацию товаров, комплекта­цию ее в нужном ассортименте, организуют доставку това­ров мелкими партиями, как на предприятия-потребители, так и на склады других оптовых посреднических фирм, осу­ществляют хранение резервных партий.

Склады торговли, находящиеся в местах сосредоточе­ния производства, принимают товары от производствен­ных предприятий большими партиями, комплектуют и от­правляют крупные партии товаров оптовым покупателям, находящимся в местах потребления.

Склады, расположенные в местах потребления, полу­чают товары производственного ассортимента и, формируя широкий торговый ассортимент, снабжают ими розничные торговые предприятия.

Определение места расположения склада на обслуживаемой территории

Решая задачу определения оптимального количества складов в системе распределения, в качестве одной из главных зависимых переменных мы рассматривали транспортные расходы по доставке товаров потребителям материального потока со складов распреде­лительной системы. Изменение этой величины изучалось в зависимости от изменений количества складов в системе распределения. Однако величина транспортных расходов может существенно меняться не только в зависимости от количества складов, но также и в зависимости от места расположения этих складов на обслуживаемой территории (в предыдущем параграфе мы исходили из предположения, что склады на территории расположены оптимально).

Задача размещения распределительного центра приобре­тает актуальность при наличии развитой транспортной сети, так как в противном случае решение, скорее всего, будет оче­видным. Например, если на территории района есть только две пересекающиеся магистрали, вдоль которых расположены все потребители, то очевидно, распределительный центр целесообразно разместить на пересечении магистралей.

Задача размещения распределительных центров может формулироваться как поиск оптимального решения или же, как поиск субоптимального (близкого к оптимальному) ре­шения. Наукой и практикой выработаны разнообразные методы решения задач обоих видов. Кратко охарактеризу­ем некоторые из них.

Метод полного перебора. Задача выбора оптимального места расположения решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения распределительных центров и выполняется на ЭВМ методами математического программирования. Однако на практике в условиях развет­вленных транспортных сетей метод может оказаться непри­меним, так как число возможных вариантов по мере уве­личения масштабов сети, а с ними и трудоемкость решения растут по экспоненте.

Эвристические методы. Гораздо менее трудоемки суб­оптимальные, или так называемые эвристические методы определения места размещения распределительных цент­ров. Эти методы эффективны для решения больших прак­тических задач; они дают хорошие, близкие к оптималь­ным, результаты при невысокой сложности вычислений, од­нако не обеспечивают отыскания оптимального решения. Название «эвристические» означает, что в основе методов лежит человеческий опыт и интуиция (в отличие от фор­мальной процедуры, лежащей в основе метода полного пе­ребора). По существу, метод основан на «правиле Парето», т. е. на предварительном отказе от большого количества оче­видно неприемлемых вариантов. Опытный специалист-экс­перт, работая в диалоговом режиме с ЭВМ, анализирует транспортную сеть района и непригодные, на его взгляд, варианты исключает из задания машины. Таким образом, проблема сокращается до управляемых размеров с точки зрения количества альтернатив, которые необходимо оце­нить. Остаются лишь спорные варианты, по которым у эк­сперта нет однозначного мнения. Для этих вариантов ЭВМ выполняет расчеты по полной программе.

Метод определения центра тяжести физической мо­дели системы распределения (используется для определе­ния места расположения одного распределительного цент­ра). Метод аналогичен определению центра тяжести физи­ческого тела. Суть его состоит в следующем. Из легкого листового материала вырезают пластину, контуры которой повторяют границы района обслуживания. На эту пластину в местах расположения потребителей материального пото­ка укрепляют грузы, вес которых пропорционален величи­не потребляемого в данном пункте потока. Затем модель уравновешивают (рис. 105). Если распределительный центр разместить в точке района, которая соответствует точке центра тяжести изготовленной модели, то транспортные расходы по распределению материального потока на тер­ритории района будут минимальны.

При использовании метода надо учесть неизбежную ошибку, которая будет внесена весом пластины, выбранной для основы модели. Эта ошибка выразится присутствием на модели мнимого потребителя, расположенного в центре тяжести самой пластины и с грузооборотом, пропорциональ­ным ее весу. Ошибка будет тем меньше, чем меньше вес пластины.

Применение описанного метода имеет одно ограниче­ние. На модели расстояние от пункта потребления матери­ального потока до места размещения распределительного центра учитывается по прямой. В связи с этим моделируе­мый район должен иметь развитую сеть дорог, так как в противном случае будет нарушен основной принцип моде­лирования — принцип подобия модели и моделируемого объекта.

Методом определения центра тяжести можно оптими­зировать, например, размещение склада предприятия оп­товой торговли, снабжающего магазины района продоволь­ственными товарами. Уравновесить в этом случае необхо­димо грузообороты обслуживаемых магазинов. Если зона обслуживания оптового склада включает несколько насе­ленных пунктов, снабжаемых определенной группой това­ров только с этого склада, то на модели распределитель­ной системы грузы могут быть пропорциональны численно­сти населения соответствующих населенных пунктов.

Задача определения точки территории, соответствую­щей центру тяжести физической модели системы распре­деления, может быть решена с помощью известных мате­матических формул.

В качестве примера найдем место для размещения склада в распределительной системе, обслу­живающей пять потребителей (рис. 106). Нанесем на карту района обслуживания координатные оси и найдем координаты точек, в которых размещены потребители материаль­ного потока, например магазины (на рис. 106 указаны но­мера магазинов, в скобках — их месячный грузооборот).

:

Координаты центра тяжести грузовых потоков (хсклад , усклад), т. е. точки, в которой может быть размещен распре­делительный склад, определятся по формулам:

Точка территории, обеспечивающая минимум транспор­тной работы по доставке, в общем случае не совпадает с найденным центром тяжести, но, как правило, находится где-то недалеко. Подобрать приемлемое место для склада позволит последующий анализ возможных мест размеще­ния в окрестностях найденного центра тяжести.

Определение места расположения распределительного центра методом пробной точки.

Предлагаемый метод позволяет определить оптималь­ное место размещения распределительного склада в слу­чае прямоугольной конфигурации сети автомобильных до­рог на обслуживаемом участке.

Вначале на примере отдельного линейного участка транспортной сети разберем суть метода. Пусть на участке дороги произвольной длины (участок АН, рис. 107), имеется 8 потребителей материального потока: А, В, С, D, E, F, G и Н. Месячный объем завоза товаров к каждому из них ука­зан в скобках.

Оптимальное место расположения распределительного склада легко определить методом, который можно назвать как «метод пробной точки».

Суть метода состоит в последовательной проверке каж­дого отрезка обслуживаемого участка.

Введем понятие пробной точки отрезка, а также поня­тия левого и правого по отношению к этой точке объема завоза товаров.

Пробной точкой отрезка назовем любую точку, нахо­дящуюся на этом отрезке и не принадлежащую его концам (т. е. пробная точка не совпадает с точками А, В, С, D, Е, F, G и Н).

Левый от пробной точки объем завоза товаров — товаропоток к потребителям, расположенным на всем участ­ке обслуживания слева от этой точки.

Правый от пробной точки объем завоза товаров — товаропоток к потребителям, расположенным справа от нее.

Участок обслуживания проверяют, начиная с крайне­го левого конца участка. Вначале анализируют первый от­резок участка (в нашем случае, отрезок АВ). На данном отрезке ставится пробная точка и подсчитывается сумма объемов завоза товаров к потребителям, находящимся слева и справа от поставленной точки. Если объем завоза к по­требителям, находящимся справа больше, то проверяется следующий отрезок. Если меньше, то принимается реше­ние о размещении склада в начале анализируемого от­резка.

Перенос пробных точек продолжается до тех пор, пока не появится точка, для которой сумма объемов завоза к потребителям с левой стороны не превысит сумму объемов завоза к потребителям с правой стороны. Решение прини­мается о размещении склада в начале этого отрезка, т. е. слева от пробной точки. В нашем примере это точка F.

Рассмотрим вариант, представленный на рис. 108, ког­да сумма объемов завоза слева и справа от пробной точки очередного отрезка становится одинаковой.

Отметим нача­ло этого отрезка — точку О как первое из возможных мест

расположения распределительного склада на участке об­служивания и продолжим анализ до появления отрезка, для пробной точки которого значение левого объема завоза будет выше правого. Начало этого отрезка (точка Р) опре­делит последнее из возможных мест расположения распре­делительного центра на участке обслуживания. Распреде­лительный центр может быть расположен в любой из точек отрезка ОР участка обслуживания.

В заключение темы перечислим и охарактеризу­ем факторы, которые необходимо учитывать при выборе участка под распределительный центр уже после того, как решение о географическом месторасположении центра при­нято.

1. Размер и конфигурация участка. Большое количе­ство транспортных средств, обслуживающих входные и выходные материальные потоки, требует достаточной пло­щади для парковки, маневрирования и проезда. Отсутствие таких площадей приведет к заторам, потере времени кли­ентов (возможно, и самих клиентов). Необходимо принять во внимание требования, предъявляемые службами пожар­ной охраны: к складам, на случай пожара должен быть сво­бодный проезд пожарной техники.

Любой распределительный центр, являясь элементом некоторой логистической системы, в свою очередь, сам раз­ворачивается в сложную систему. Складские помещения распределительного центра — только один из элементов этой системы. Для эффективного функционирования рас­пределительного центра на отведенном для него участке необходимо организовать функционирование всех осталь­ных элементов, так как недооценка любого из них может отрицательно сказаться на работе всего центра. В частно­сти, на отводимой территории необходимо разместить:

  • административно-бытовые помещения, включающие в себя центральный офис, столовую, санитарно-бытовые помещения для рабочих;

  • пост охраны;

  • устройства для сбора и обработки отходов.

2. Транспортная доступность местности. Значимой составляющей издержек функционирования любого распре­делительного центра являются транспортные расходы. По­ этому при выборе участка необходимо оценить ведущие к нему дороги, ознакомиться с планами местной администра­ции по расширению сети дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории другими видами транспорта, в том числе и об­щественного, от которого существенно зависит доступность распределительного центра, как для собственного персона­ла, так и для клиентов.

3. Планы местных властей. Выбирая участок, необхо­димо ознакомиться с планами местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в от­сутствии факторов, которые впоследствии могли бы ока­зать сдерживающее влияние на развития распределитель­ного центра.

Кроме перечисленных факторов, при выборе конкрет­ного участка под распределительный центр необходимо ознакомиться с особенностями местного законодательства, проанализировать расходы по облагораживанию террито­рии, оценить уже имеющиеся на участке строения (если они есть), учесть возможность привлечения местных инве­стиций, ознакомиться с ситуацией на местном рынке рабо­чей силы.

В качестве примера учета различных факторов реше­ния задачи определения места расположения распредели­тельного центра на обслуживаемой территории рассмотрим задачу размещения оптового продовольственного рынка на территории обслуживаемого населенного пункта. Размеще­ние оптовых рынков требует учета большого числа факто­ров. При этом основными из них являются:

  • размер зоны обслуживания, в границах которой на­ходится достаточное количество потенциальных пользова­телей услугами оптового рынка;

  • наличие развитой транспортной инфраструктуры: автодороги, железные дороги, аэропорты, водные магист­рали;

  • возможность расширения участка земли в связи с ро­стом торговой активности рынка.

Например, при размещении тольяттинского оптового рынка было оценено несколько возможных вариантов. Один из них предполагал размещение оптового рынка на свобод­ной от застроек площадке, месторасположение которой по­зволяло бы потенциальным покупателя добираться до рын­ка в приемлемое время. Однако экономические расчеты по­казали, что затраты на проводку основных коммуникаций и прокладку дороги, соединяющей рынок с городской транс­портной системой, не окупаются ожидаемыми поступления­ми от арендной платы. Предпочтение было отдано варианту размещения оптового продовольственного рынка на площад­ке с уже имеющимися коммуникациями и зданиями. Рынок был размещен в центральной части города на территории бывшей овощной базы, часть персонала которой перешла на работу на созданный рынок. Выбор варианта был обуслов­лен его экономическими преимуществами, удобным для по­сетителей местом расположения рынка, а также умением персонала работать с продовольственной группой товаров.

  1. Местное законодательство. Необходимо учесть мес­тные правила строительства, безопасности, высоту зданий, ограничения на типы зданий и, возможно, другие факторы.

  2. Строительные факторы. Следует учесть общепри­нятые стандарты для аналогичных сооружений, т. е. рас­стояния между зданиями, подъезд к ним и т. п.

Вопросы:

  1. Дайте определение понятию «склад», покажите место складов в логистических процессах.

  2. Приведите классификацию складов по признаку места в общем процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции.

  3. Охарактеризуйте функции различных складов, которые материальный поток проходит на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя.

  4. Опишите порядок определения места расположения распределительного центра методом построения физической модели материальных потоков (метод определения центра тяжести).

18

studfiles.net

6. Логистика складирования

Цель раздела «Логистика складирования»: получение студентами базовых теоретических знаний и практических навыков в области принятия управленческих решений, связанных со складской деятельностью.

Задачи раздела: усвоение понимания назначения и целей складов; изучение теоретических основ организации логистического процесса на складе; изучение проблем эффективного функционирования логистики складирования; усвоение понимания назначения упаковывания; закрепление материала темы и проверка знаний предмета посредством тестирования и ответов на контрольные вопросы.

Глоссарий

Склад — сложное техническое сооружение, предназначенное для управления запасами на различных участках логистической цепи и выполнения конкретных функций по хранению и преобразованию материального потока в целом.

Логистика складирования — управление движением материальных ресурсов на территории складского хозяйства.

Логистический процесс на складе — упорядоченная во времени последовательность логистических операций, интегрирующих функции снабжения запасами, переработки грузов и физического распределения заказа.

Система складирования — определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающая оптимальное размещение материального потока на складе и рациональное управление им.

Система комиссионирования — комплекс операций по подготовке, отбору и сортировке товаров и их доставке в соответствии с требованиями клиента.

Грузовая единица — некоторое количество товаров, которое погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу и которое своими параметрами связывает технологические процессы на различных участках логистической цепи в единое целое.

Стандартизированная грузовая единица — консолидированные отдельные промышленные упаковки в единый стандартизованный «пакет», удобный для транспортировки и грузопереработки.

Упаковка — средство или комплекс средств для предохранения продукции от повреждений или потерь при транспортировании, хранении и перевалке; облегчающих выполнение логистических операций, разработанных с учетом требований техники безопасности погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ и требований охраны окружающей среды.

Контейнер — элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и вместимость не менее 1 м3.

Паллет — горизонтальная площадка минимальной высоты, соответствующая способу погрузки с помощью вилочной тележки или вилочного погрузчика и других технических средств, используемая в качестве основания для сбора, складирования, перегрузки, транспортировки грузов.

6.1. Роль и место складирования в логистической системе

6.1.1. Основные термины и понятия

Складское хозяйство является одним из важнейших элементов логистической системы, который имеет место на любом этапе движения материального потока -от первичного источника сырья до конечного потребителя. Перемещение потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых и предназначены склады. К основным причинам использования складов в логистической системе можно отнести следующие:

  • обеспечение бесперебойного процесса производства за счет создания запасов материально-технических ресурсов;

  • координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении за счет создания страховых и сезонных запасов;

  • обеспечение максимального удовлетворения потребительского спроса за счет формирования ассортимента продукции;

  • уменьшение логистических издержек при транспортировке за счет организации перевозок экономичными партиями;

  • создание условий для поддержания активной стратегии сбыта;

  • увеличение географического охвата рынков сбыта;

  • обеспечение гибкой политики обслуживания.

Такие термины, как «склад», «распределительный центр», «логистический центр», «терминал», почти взаимозаменяемы. Распределительный центр — это место хранения товаров в период их движения от места производства до оптовой или розничной торговой точки. Логистический центр – это центр, все виды деятельности которого, связанные с транспортировкой, логистикой и перераспределением товара – для национальных и международных перевозок, осуществляются множеством операторов на коммерческой основе. Терминал — складское хозяйство, расположенное в конечном или промежуточном пункте транспортной сети, организующее мультимодальные перевозки грузов с участием воздушного, автомобильного, морского транспорта. Наиболее общим термином является понятие «склад», под которым понимают сложное техническое сооружение, предназначенное для управления запасами на различных участках логистической цепи и выполнения конкретных функций по хранению и преобразованию материального потока в целом.

Объектом изучения логистики складирования являются товарно-материальные ценности в процессе их складирования, грузопереработки и упаковки.

На складе обрабатываются, по крайней мере, три вида потоков — входящие, исходящие и внутренние. Наличие входящего потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза, проверки товаросопроводительных документов и т. д. Исходящий поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, подготовку товарно- сопроводительных и грузовых документов. Внутренний поток обусловливает необходимость перемещения и грузопереработки товарно-материальных ценностей внутри склада и оформления складских документов. На складе входящие потоки преобразуются в исходящие, т. е. в результате переработки грузов могут изменяться такие параметры транспортных партий, как их величина, состав, число наименований грузов, упаковка, параметры отдельных грузовых складских единиц, время приема и выдачи и др.

Предметом логистики складирования является комплекс операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве.

Целью логистики складирования является организация эффективной системы складирования.

studfiles.net

что это такое? Транспортная и складская логистика. Задачи логистики :: SYL.ru

Что представляет собой логистика? Что это такое? Ответов на эти вопросы в равной степени столько же, сколько и экспертов в данной сфере. В настоящее время насчитывается неизмеримое количество специалистов, которые относят собственную деятельность к сфере логистики или только желают записать себя в логисты. Сегодня сфера логистики – это не просто высокооплачиваемая деятельность, но прежде всего высокий социальный статус, выгодное положение в обществе.

Логистика – что это такое? Этапы формирования научного знания

Для понимания значения термина «логистика» достаточно рассмотреть хронологию его формирования. Начальный этап развития логистики отличается зарождением базовых научных принципов. Возможно, именно по этой причине само понятие в современном значении возникло гораздо позже. Купцы древности разумели под логистикой знания о выгодном перемещении товаров как в пределах населенных пунктов, так между городами и соседними государствами.

Второй этап формирования логистики затрагивает применение ее научных достижений в военной сфере. Исходя из этого, основная масса древних логистических понятий принадлежит авторству военных теоретиков. В качестве первоочередных задач здесь выступал поиск возможностей для снабжения армии продовольственными запасами, амуницией, создания материально-технической базы военизированных формирований.

Современный этап формирования понятия рассматривает логистику как нахождение оптимальных вариантов для координации перемещения и переработки сырья, поиск решений по упаковке, складированию и доставке изделий конечному потребителю. В нынешнем понимании логистика охватывает широчайший диапазон видов деятельности, начиная с обработки сырьевой базы, контроля запасов, прогнозирования спроса и заканчивая разработкой эффективных маркетинговых механизмов.

Основные взгляды на понятие

Распространенным подходом является рассмотрение логистики как мировоззрения на бизнес-деятельность через издержки, которые нуждаются в надежном контроле и оптимизации.

Естественно, существует немало более узких взглядов на логистику, например, управление финансами, информацией, материально-техническими ресурсами. Однако такие формулировки не затрагивают другие многочисленные аспекты логистики. Поэтому более разумно рассматривать научное знание как учение о планировании, управлении, контроле и организации перемещения материальных ценностей, а также информации в среде бизнес-процессов организации.

Задачи логистики

Основная задача логистики заключается в организации действенной, интегрированной системы по контролю над функционированием информационных и материальных потоков, результатом движения которых становится обеспечение налаженной поставки определенных видов продукции.

Применение логистики позволяет максимально приспособить деятельность предприятия к существующей рыночной обстановке, повысить долю прибыли и получить очевидные преимущества перед прямыми конкурентами.

Задачи логистики направлены также на удовлетворение специфических нужд определенных групп потребителей. Показателями эффективности логистики в данном случае выступает скорость и своевременность поставок, доступность продукции для целевой аудитории. Основываясь на данных о потребительском интересе, логистика позволяет сформировать цепочки поставок.

Функции логистики

Насколько универсальна логистика? Что это такое в современном понимании? Если говорить о поддержании стандартов потребителя, то здесь на первое место выходят функции обеспечения заданного качества продукции, обслуживания и дистрибьюции.

Функции логистики в сфере управления транспортировками касаются обеспечения процессов погрузки и разгрузки перемещаемой продукции, ее доставки, сопутствующих операциях.

Отдельной функцией логистики является так называемый операционный менеджмент, который предполагает управление материальными, информационными и производственными ресурсами. Опирается операционный менеджмент на сокращение длительности производственных циклов и увеличение прибыли.

Сферы логистики

Сегодня основное место в деятельности предприятий занимает транспортная, производственная, закупочная, информационная, таможенная, распределительная, складская логистика.

  1. Производственная логистика – направлена на оказание материальных услуг и организацию потребительских благ. Принципы производственной логистики исключают взаимодействие в структуре предприятия на основе договоров. Все решения приобретают здесь исключительно управленческий характер.
  2. Логистика снабжения (закупочная логистика) – решает задачи по созданию материальной и сырьевой баз предприятий. Неотъемлемой частью закупочных процессов является тщательная планировка поставок и управление логистикой.
  3. Логистика сбыта – позволяет оптимизировать процессы по реализации готовой продукции. Данная функция рассматривается как отдельная область научных исследований, направленных на выгодное распределение материальных, информационных, сервисных, финансовых потоков между отдельными группами потребителей.

  4. Транспортная логистика – разрешает проблемы управления материальными потоками на конкретных транспортных участках. Согласно исследованиям, расходы на транспортировку продукции составляют в нашей стране порядка 50% от стоимости ее производства. Сокращение затрат на перемещение необходимого количества продукции с выбором оптимальных маршрутов и минимальными затратами остается важнейшей задачей, на решение которой направлена транспортная логистика.
  5. Таможенная логистика – нацелена на эффективное применение достижений основных методов научного знания при необходимости сокращения затрат в случае перемещения сырья, комплектующих или готовой продукции через границу.
  6. Информационная логистика – оптимизирует движение информационных потоков. Является всеобъемлющей сферой для всех функциональных областей логистики.
  7. Складская логистика – решает задачи хранения, обработки, приема и отгрузки продукции. Позволяет сохранить «замороженную прибыль» в надлежащем для сбыта состоянии.

Отличия логистики от экспедиторской деятельности

Несомненно, профессия логиста неразрывно связана с экспедиторской деятельностью. Однако, в отличие от логистики, экспедиторство ограничено управлением перемещения грузов, их сопровождением и доставкой на объекты.

В свою очередь, цех логистики значительно шире. Как правило, логисты выполняют заказы коммерческих организаций, компаний и предприятий, примеряя на себя функции экспедиторов, параллельно осуществляя управление информационными и материальными ресурсами.

Кто такой логист?

Главная задача специалиста в области логистики заключается в анализе ситуации на рынке, определении интересов потребителя и координации деятельности производственно-потребительских звеньев. По сути, на таких специалистах лежит весь отдел логистики, где на первое место выходит организация маршрутов движения материальных потоков с минимизацией затрат в каждом секторе логистической цепи.

Определяющим профессиональным требованием для логиста выступает наличие навыков финансиста, ведь основную массу времени такой специалист осуществляет работу с расчетами. Немаловажным для логиста является знание юриспруденции, так как расхождение деятельности с буквой закона чревато штрафными санкциями, издержками, потерями средств и как результат – нанесением убытков коммерческой организации.

Профессия логиста подвластна мобильным, коммуникабельным личностям с развитым аналитическим мышлением, которые не просто умеют работать самостоятельно, но и проявляют творческое мышление.

Значимые проблемы логистики

С какими проблемами сталкивается логистика? Что это такое в понимании современной предпринимательской деятельности? Сегодня логистика направлена на разрешение следующего ряда проблем:

  • поиск возможностей для обеспечения максимального соответствия информационных и материальных потоков;
  • обеспечение контроля над материальными потоками и своевременная передача данных об их движении в информационные логистические центры;
  • разработка оптимальных стратегий для перемещения продукции и материальных средств;
  • определение эффективных способов для урегулирования операций движения продукции;
  • стандартизация упаковки;
  • нахождение разногласий между возможностями и требованиями производства и закупки.

Достижения при разрешении вышеуказанных проблем измеряются конкретными результатами, которые демонстрирует логистика. Отзывы о применении логистических методов предприятиями показывают, что залогом высоких результатов выступает присутствие необходимых изделий с заданным качеством и объемами в нужном месте при наличии минимальных затрат.

В заключение

Отдельные предприятия имеют собственный взгляд на организацию производства. Одни имеют собственный отдел логистики, другие – пользуются услугами сторонних транспортных организаций.

Впрочем, наиболее перспективным подходом к организации производственной и коммерческой деятельности является применение знаний специализированных логистических компаний. Опытные специалисты в области логистики способны не просто организовать налаженную структуру логистической деятельности, но также повысить эффективность бизнеса в целом в основном за счет постановки правильных задач.

www.syl.ru

Эффективная логистика склада — залог успешного функционирования предприятия

 

Под складированием понимают процесс содержания материальных запасов участников логистического взаимодействия, их рационального размещения, обеспечения сохранности и безопасных условий работы. Его логистика – управление складом, осуществляемое при помощи комплекса взаимно связанных процедур, осуществляемых в ходе движения потоков материальных ценностей.

 

Объектами исследований при этом выступают товарные ценности и условия их упаковки, погрузки и размещения. Важнейшими логистическими задачами являются управление запасами, организация поставок и функционирования складской сети, разгрузка, упаковка грузов, их складирование.

 


Склад представляет собой довольно сложное сооружение, состоящее из нескольких элементов, связанных между собой и объединенных в определенную структуру с целью исполнения функций накопления и движения потоков товарно-материальных ценностей. А логистические склады – это еще и инструмент управления товарными запасами на всем протяжении цепи от локального производства до общегосударственной системы.


На промышленных объектах уровень организованности складского хозяйства оказывает заметное влияние на ритм производственных процессов, работу транспорта, стоимость продукции и эффективность предприятия в целом. Для логистической системы важность складов обусловлена их способностью сокращать транспортные расходы за счет перевозок небольшими партиями, координировать уровни спроса и предложения путем создания страховочных запасов, формировать ассортимент продукции и обеспечивать гибкость политики ее сбыта.

 

Функции логистичекого процесса на складе

 

 


Накопление запасов позволяет поддерживать непрерывность производства и логистического процесса на складе, а также добиться согласованности действий при выполнении отдельных операций. Перечень предоставляемых складскими комплексами услуг включает четыре направления: организационно-коммерческое (составление сопроводительных документов, заключение договоров, реализация излишков материальных запасов), складское (прием, сортировка, хранение товаров, сдача в аренду свободных площадей), материальное (фасовка, упаковка, маркировка товарных ценностей), транспортно-эксплуатационное (погрузо-разгрузочные и экспедиторские услуги).

 

Классификация складов

 

 


Функциональное назначение предполагает классификацию складов на таможенные, распределительные, транзитные и длительного хранения. Исходя из вида продукции они могут предназначаться для размещения инструментов, сырья (материалов), готовой продукции, тары и т.д. В зависимости от обеспечиваемого температурного режима и влажности их делят на отапливаемые, низкотемпературные, холодильные и другие.


Степень технической оснащенности позволяет выделять хранилища механизированные, автоматизированные и полностью автоматические. Тип используемого здания или сооружения позволяет классифицировать места складирования на открытые площадки или расположенные под навесом и закрытые сооружения разной этажности и высотности.

 

 

 

По принадлежности товарных ценностей склады бывают открытыми или закрытыми, по охвату деятельности – местными, региональными и центральными, по наличию транспортного сообщения – с авто- или железнодорожными подъездными путями, причалами либо комплексными.

 

Последовательность выполнения операций обеспечивает эффектиное хранение

 

 


Первое направление регулирует снабжение, формирование запасов и обеспечивает контроль поставок. Второе – предполагает координацию действий по приемке, разгрузке, перевалке, транспортировке и логистике ответственного хранения грузов. Третье направление включает операции контроля выполнения заказов и качества оказываемых услуг.


Структурное содержание системы складирования должно учитывать место конкретного склада в общей системе, цели и задачи его функционирования, ассортимент обрабатываемых материальных ценностей. Связи между элементами в каждой подсистеме призваны обеспечивать надежность и оперативность их взаимодействия.

 

Общее логистическое управление складом заключается в координировании материальных и информационных потоков для устойчивости функционирования и быстрой адаптивности системы складирования.

promplace.ru

Складская логистика

Новые рефераты:

  • Повышение пенсионного возраста.
  • Безработица и её социально-экономические последствия.
  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
  • Колебательные реакции.
  • Предмет формальной логики.
  • Роль и значение времени в управлении.
  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.

    Главная » Складская логистика » Складская логистика



    Складская логистика

     

    Одной из важнейших функций логистических систем является складирование. Необходимость наличия специально обустроенных мест для содержания запасов сырья и продукции существует на всех стадиях движения материального потока, начиная с подготовительных процессов в производстве и заканчивая реализацией готовой продукции конечным потребителям. Этим объясняется наличие большого числа разнообразных видов складов.
    Под складом понимаются специальные здания и сооружения, предназначенные для осуществления операций по приемке, хранению, размещению и распределению поступивших на них товаров.
    Основное назначение склада — концентрация запасов, обеспечение их сохранности, а также точного, бесперебойного и ритмичного обеспечения продукцией поступающих заказов потребителей.
    Склад, или система складов, вместе с обслуживающей инфраструктурой образует складское хозяйство. Специфика складского хозяйства определяется его функциональным положением, т.е. тем, где эти склады находятся и какие процессы они обслуживают.
    Склады существуют на производстве (на входе, внутри производства и на выходе производственного процесса), в торговле (оптовые, мелкооптовые, розничные), на транспорте.
    На промышленном предприятии существует самая сложная система складов. Основные задачи складского хозяйства на промышленном предприятии состоят в организации нормального обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами. На входе производственного процесса создаются склады сырья и материалов. Внутри производственного процесса — склады полуфабрикатов («незавершенное производство» в «переходах»), на выходе — склады ОТК, а также произведенной, но не отгруженной продукции.
    Склады являются важной подсистемой логистической цепи. Трудно найти организацию, которая бы в той или иной мере не взаимодействовала бы со складской логистикой. Логистическое управление устанавливает складам основные цели, предъявляет к ним организационные и технико-экономические требования, формирует критерии их оптимального функционирования. В свою очередь организация складского хозяйства (месторасположение складов, техническое обеспечение, способы хранения и др.) оказывает существенное влияние на издержки обращения и предопределяет успех в производственной политике и политике продаж компании.
    Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Перечислим основные виды затрат, связанные с созданием и содержанием запасов:
    • замороженные финансовые средства;
    Продукция произведена и оплачены расходы на нее (стоимость сырья, труда, обслуживания), а возврата средств нет, поскольку ее не оплатил, а точнее не приобрел, конечный потребитель.
    • нерациональная трата денежных средств;
    Негативной стороной складирования является увеличение стоимости товара за счет издержек на содержание запасов на складах. Это — расходы на складские операции, аренду склада, текущие затраты на содержание складов: разгрузка, погрузка, ведение учета, отопление и освещение складов. При этом каждый вид продукции требует особых условий хранения. Золото — надежность замков, мороженое — температурный режим, растения и животные — постоянный уход.
    • оплата труда складских работников;
    Эти работники ничего не производят. Их труд непроизводительный. Следовательно они лишь добавляют нагрузку на производственные издержки.
    • постоянный риск порчи, хищения.
    Кок говорил один киногерой: «Люди — воры, известное дело»\
    Подземные ходы делают, чтобы унести дорогостоящую продукцию. Иногда и нетрадиционные методы применяют— сознательную порчу продукции на складе. Ведь испорченную продукцию впоследствии спишут или произведут значительную уценку, а для складских работников это может быть выгодно. А кроме людей еще есть крысы, мыши, моль, тля, плесень. И все они хотят поживиться за счет складской продукции.
    Запасы — это расходы. Однако отсутствие запасов — это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь. Именно поэтому абсолютное большинство организаций не могут обходиться без складов. К основным видам потерь, связанных с отсутствием складских запасов, относят:
    потери от простоя производства;
    Всегда существуют риски непоставки сырья на производство или готовой продукции в торговую сеть. Покупатель есть, а продукции — нет. Он подождет-подождет и уйдет от нас. Поэтому производители склонны иметь запасов больше, чем меньше. К этому же их подталкивает приверженность к традиционным схемам управления. И они всегда к логистике относятся консервативно.
    потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления наибольшего спроса;
    В организацию обратился крупный покупатель. Если его спрос нельзя удовлетворить, то мы также рискуем потерять выгодного покупателя не только в данный момент, но и на перспективу. Поскольку в дальнейшем он к нам уже и не обратится.
    потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам и др.
    Маленькие партии менее выгодны, чем крупные. В закупочных ценах в этом случае, несомненно, проигрываем, если только закупки постоянно не пролонгируются. Зато выигрываем за счет экономии на содержании складских запасов. Здесь надо что-то выбирать. Но в определенных ситуациях каждое из возможных решений имеет свою целесообразность.
    Несмотря на то что содержание запасов сопряжено с определенными затратами, предприниматели вынуждены создавать склады, так как отсутствие запасов может привести к еще большей потере прибыли. Обычно запасы увеличиваются в условиях нестабильной экономической среды, период снижения конкуренции и усиления вмешательства государства в экономику. Также возможна потеря постоянного поставщика продукции и может потребоваться время на поиск нового.
    Положительная роль складирования заключается в том, что обеспечивается выравнивание производства (известно производственное выражение: работать на склад), создаются необходимые технические и организационные условия для комплектации грузов, концентрации и распределения запасов. Заказчик может требовать товары определенной комплектации, ассортимент в рамках установленной договором линейки. Особенно это относится к продажам через тендеры, по условиям которых заказ может включать до нескольких сотен наименований продукции. Обеспечить такой заказ без наличия складов практически невозможно.
    Запасов не должно быть много. Запасов не должно быть мало: размер запасов должен быть оптимальным.
    Рациональное управление запасами позволяет обеспечить бесперебойность производственного и торгового процесса при минимальных расходах на содержание запасов. Важно, чтобы объем запасов был контролируем и находился в пределах оптимальных значений.
     

    Склады являются одним из важных элементов логистических систем. Склад — строение или сооружения, предназначенные для обслуживания запасов: их приемки, размещения, хранения, подготовки к потреблению и отпуску потребителю.
    Существует множество видов складов: от совсем небольших помещений при маленьких магазинчиках до складов-гигантов, которые мы сегодня наблюдаем в Подмосковье, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.
    Помимо размеров склады различаются по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, в других — необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на большую высоту.
    Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.
    Склады могут быть специализированными с точки зрения режима содержания отдельных видов продукции. В таких складах создается и поддерживается специальный режим, например температура, влажность. Дорогостоящие склады для продукции, требующей заморозки, оборудованы холодильными установками. Специализированные склады обеспечивают лучшую сохранность продукции, но обходятся очень дорого. Но даже в таких складах продукция, если долгое время будет находиться без движения, будет портиться или потеряет «товарный вид», т.е. какие-либо важные потребительские свойства. Прежде всего это относится к ширпотребу (одежда имеет обыкновение «слеживаться», приобретать специфические запахи) и продовольственной группе (истечение срока годности).
    Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а может на условиях лизинга сдавать в аренду физическим или юридическим лицам (склад коллективного пользования или склад-отель).
    Различаются склады и по уровню механизации складских операций: механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.
    В зависимости от широты ассортимента хранимого груза выделяют склады с какой-либо конкретной продукцией (книжный склад), склады со смешанным (склад книжной продукции и канцелярских товаров) или универсальным ассортиментом (разнообразный ассортимент для самых различных потребностей — склады большинства гипермаркетов) (рис. 1).
     
     

    Функции склада



    Рис. 1. Функции склада
     
    Склад выполняет важные логистические функции.
    1. Преобразование произведенной и доставленной на склад товарной массы в потребительский ассортимент в соответствии с имеющимся спросом. Это предполагает формирование товарных групп под конкретный по времени и местоположению заказ клиентуры. Каждый отдельный заказчик требует продукцию в определенные сроки и в конкретной модификации и комплектации. Обычно мы наблюдаем это в торговле автомобилями, в которой клиент выбирает не просто марку автомобиля, но для него важен еще цвет, оформление салона, наличие дополнительных принадлежностей. Особое значение данная функция приобретает в условиях тендерных продаж, где обычный заказ может включать огромный перечень товаров различных производителей, иногда до нескольких сотен наименований, произведенных на различных предприятиях для удовлетворения различных потребностей. Подобное имеет место тогда, когда в тендерный заказ помимо основной продукции (например, оборудования для нефтедобычи) включается дополнительная (палатки, рабочая одежда, средства гигиены, инструменты и т.д.). Создание нужного ассортимента на складе также содействует осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.
    2. Складирование и хранение, которые позволяют выравнивать временную разницу между поставкой сырья и производством. Это дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов. Поставщик находится далеко, поставки осуществляются реже, чем это хотелось бы в интересах производственного процесса. Склад в этом случае играет роль буфера между поставщиком и производством.
    3. Преодоление временного и количественного разрыва между выпуском продукции и ее потреблением. Это может иметь место при скачкообразном характере спроса, с которым призван бороться метод хейдзунки. Склад в качестве буферной зоны также необходим здесь в связи с сезонным характером потребления некоторых товаров. Фабрика производит валенки. Что ей делать летом — или останавливать производство, или работать на склад.
    4. Объединение и транспортировка грузов. Как правило, небольшие организации заказывают со складов продукцию в объемах меньших, чем способно вместить транспортное средство: железнодорожный вагон, фура, гондола дирижабля, телега и т.д., что увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения небольших партий грузов для нескольких клиентов в пределах общей географии доставки до полной загрузки транспортного средства.
    5. Предоставление услуг. Склад может оказывать клиентам различные дополнительные услуги, такие как временное хранение (что не всегда правильно сточки зрения логистики), фасовка продукции, комплектация, монтаж, проверка функциональных характеристик и др.
    Любой склад обрабатывает по меньшей мере три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний (рис. 2).

    Рис. 2. Виды складских потоков
    Наличие входного потока означает необходимость разгрузки прибывающего на склад транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза. Для склада на промышленном предприятии — это сырье и материалы. Для склада торговой организации — готовая продукция. Для оптовых складов — самая разнообразная продукция в соответствии с профилем склада. Выходной поток обусловливает необходимость погрузки продукции на транспортные средства для отправки покупателю, внутренний — необходимость перемещать грузы внутри склада.
    Реализация функции временного хранения материальных запасов означает необходимость проведения работ по размещению грузов на хранение, обеспечению необходимых условий хранения, изъятию грузов из мест хранения.
     
     
    Лекция, реферат. Складская логистика — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть


     

    Похожие работы:

    Железнодорожный вагоноремонтный завод

    8.05.2008/курсовая работа

    Назначение и характеристика вагоноремонтного завода. Состав вагоноремонтного завода — службы, хозяйства и цеха: основные, вспомогательные, общезаводские обслуживающие хозяйства и служебные (энергетическое хозяйство, транспортная, складская служба).


     

referatwork.ru

Складская логистика | | Статьи iTeam

Своё видение склада и процессов, проходящих на нём, я стараюсь основывать на идеях философии Lean. Хотя все публикации, посвящённые Lean, относятся в основном к области производственной деятельности компаний, на мой взгляд, данный подход как нельзя ценен именно в складских технологиях.

Основная идея заключается в следующем: если какое-то действие, операция или процесс не добавляет ценности продукту с точки зрения клиента, то это действие, операция или процесс рассматриваются как потери, то есть приносящие убытки компании. Классически все потери делятся на семь категорий.

  1. Процессы, ведущие к перепроизводству.
  2. Процессы, приводящие к избытку запасов.
  3. Процессы, создающие дефекты
  4. Процессы, содержащие лишние движения.
  5. Процессы излишней обработки.
  6. Процессы ожидания.
  7. Процессы лишней транспортировки.

Попытаюсь рассмотреть эти потери применительно к складским технологиям.

1. Перепроизводство.
В складском случае это, к примеру, приход товара больше, чем может вместить склад. Другой случай, когда на загрузку заказывается в транспортном цехе десять машин, хотя одновременно на загрузку может встать только пять машин. Остальные стоят в очереди, простаивают, занимают место. Но самый распространённый случай, это когда на склад даётся для сборки 100 накладных, при чём, товар по 70-ти из них заберут сегодня днём, а 30 будут отгружаться ночью или завтра утром. Склад начинает собирать одновременно все накладные подряд. Во-первых, собранные, но неотгруженные накладные нужно где-то хранить, тем самым увеличивая площадь зоны отгрузки. Во-вторых, увеличивается количество работников склада, которых нужно одновременно выводить на работу в час-пик, чтобы как-то сократить очереди (но после окончания часа-пик половина людей будет бездельничать). В-третьих, приезжает клиент сейчас и стоит в очереди, потому что часть людей отвлеченно на сборку завтрашних накладных.

2. Избыток запасов.
Этот вид потерь, может и не совсем корректно рассматривать с точки зрения складских технологий, так как склад как раз и предназначен для грузопереработки и хранения запасов. Не будет запасов, не будет склада. Но если смотреть шире, ясно, что любой запас — это оборотные средства, лежащие мёртвым грузом. На любом предприятии львиная доля затрат приходиться именно на поддержание запасов (текущих, страховых, сезонных, нелеквидов), и уменьшение уровня запасов должно являться приоритетом для менеджмента предприятия. Но так как снабжением предприятия обычно руководство склада или отдела складской логистики не занимается, то я на методах оптимизации запасов останавливаться не буду, хотя имею в этой области достаточные знания. Хотя внутри склада тоже могут быть свои излишние запасы — людские (когда часть людей бездельничает по вине несовершенства организации складских процессов), складской техники и оборудования и т.д.

3. Дефекты, ошибки, брак.
Очевидные потери, оттягивающие на себя материальные и человеческие ресурсы. На складе это прежде всего неправильная комплектация, неправильная приёмка товара по качеству (приняли брак), ошибки при размещении товара на хранение, неправильное хранение? Хотя штрих-кодирование и адресная система хранения позволяют резко снизить количество ошибок при сборке, а чёткая регламентация действий может уменьшить другие ошибки.

4. Лишние операции и перемещения на рабочем месте.
Если работник занимается поиском нужного документа или идет за телегой или пустым поддоном за несколько метров от своего рабочего места, это также не добавляет ценности продукту с точки зрения клиента. По статистике при комплектовании заказа 50% времени сборщик тратит именно на перемещение по складу. Правило размещения товара на складе: товар ставится там, где его удобней брать. Но чаще всё происходит наоборот — товар ставится там, где его удобней поставить. В итоге получается ситуация, когда самый ходовой товар оказывается в самом дальнем углу, и наборщик двадцать раз в день пробегает до него десятки метров, в то время как неходовой товар, к которому обращаются раз в неделю, находится ближе всего к выходу. А ведь есть элементарный ABC-XYZ анализ, который позволяет избежать такого рода ситуации. Очень часто наборщик бегает по складу в поисках нужного товара и никак не может его найти, а времени тратит на это очень много. Обычно считается, что виноват в этом сам наборщик, который не может удержать в памяти размещение на складе всех 3-5-ти тысяч наименований ассортимента или просто не видел, куда что поставили при приходе. Хотя на самом деле виноват руководитель, который считает, что адресная система хранения складу не нужна.

5. Излишняя обработка.
Наверное, самый большой и в то же время самый неочевидный вид потерь на складе, требующий наиболее творческого внимания со стороны руководства складской логистикой. Какие виды обработки товара проводит склад? Разгрузка, сортировка, приёмка, размещение на хранение, комплектация, проверка, отгрузка, внутренние перемещения. Конечно, можно привести примеры ярких решений по устранению излишней обработки из складского технологического процесса. Например, РЦ московского ритейла «Дикси» принимает товар от поставщиков только запаллеченный и каждое наименование на отдельной паллете (я знаю случай, когда две ма-аленькие коробочки везли в «Дикси» на отдельном поддоне, обмотанные стрейч-плёнкой). Для этого склада уладка товара из кузова машины на поддоны и его сортировка — излишняя обработка. Фура разгружается за 30 минут. Ещё дальше пошли в московском «Метро кэш-энд-кэрри». Принцип кросс-докинга. Допустим, сегодня магазины торговой сети делают заказ, заказы от всех магазинов консолидируются и отсылаются поставщикам. Завтра все поставщики привозят товар на РЦ, при чём поставщик1 привозит на одной паллете товар для магазина1, на другой паллете для магазина2, отдельно для магазина3 и т.д. для всех магазинов. Также привозят товар и остальные поставщики. При разгрузке машин товар сразу ставится в разные места для разных магазинов. После разгрузки всех машин получаются сформированные и укомплектованные заказы для отправки в магазины. Послезавтра товар развозится по магазинам. Для этого склада излишней обработкой становится не только сортировка-укладка товара из машины на паллеты, но и приёмка (зачем пересчитывать товар на складе, если при приёмке в магазинах его всё равно будут пересчитывать). Лишней становиться комплектация товара. Лишним становиться даже хранение, так как из зоны приёмки товар сразу поступает в зону отгрузки и на следующее утро покидает склад. Конечно, эти примеры демонстрируют скорее творческий подход к делу, нежели дают прямое руководство для применения на других складах, поскольку не все предприятия имеют такое влияние на поставщиков, как национальные ритейлы. Но и на обычных складах есть над чем подумать. К примеру, очень часто на разных складах приходилось видеть такую картину. Грузчику надо положить двадцать коробок в четыре стопки, при этом он берёт четыре коробки, кладёт одну коробку в первую стопку, вторую коробку во вторую стопку, потом кладёт коробку в третью стопку, потом в четвёртую. Берёт ещё несколько коробок и опять начинает раскладывать по одной коробке в каждую стопку. В итоге, чтобы положить двадцать коробок ему надо сделать двадцать движений, вместо того, чтобы взять стопку и за одно движение поставить её на место и так четыре раза. Со стороны выглядит очень нелепо, но поражает распространённость таких нелепостей. Из свой практики могу привести пример, может и не такой яркий, как у «Метро», но показывающий, что способы избавиться от излишней обработки можно найти везде. На нашем складе по причине лёгкости товара, невысокой интенсивности работы и особенностей размещения товара на складе приобретение автопогрузчика было нерентабельно. Пандуса не было. Поэтому разгрузка товара из машины проходила вручную следующим образом. Грузчик брал товар в машине, подходил к краю кузова ставил его на пол. Внизу другой человек брал коробки с края машины и клал их на поддон, стоящий на полу. После загрузки поддона, он увозился на склад. Посчитаем, какая работа производится для разгрузки одного поддона. В нашем случае на поддон помещалось 100 коробок, причём по весу и объёму грузчику удобно брать по пять коробок за раз. При длине фуры 11 метров грузчику для переноски товара по машине надо сделать в среднем 8 шагов в одну сторону и 8 шагов в обратную. Грузчику, который перекладывал коробки с края машины на поддон, надо было каждый раз сделать один шаг к поддону, чтобы положить на него товар, и один шаг, чтобы вернуться обратно. То есть для разгрузки одного поддона надо было двадцать раз взять стопку коробок, двадцать раз перенести их на край машины, двадцать раз поставить коробки на край, снять их и поставить на поддон. Итого: 40 раз взять коробки, 40 раз поставить коробки, сделать 360 шагов. Никто не бездельничает, все заняты полезной (!) работой. Но: Я купил штабелёр и одну дополнительную роклу. Товар стал разгружаться следующим образом. Грузчик брал стопку коробок, делал два шага к поддону, клал его на поддон, возвращался к товару, и так до полной загрузки поддона. После этого он поднимал роклу, делал 8 шагов, чтобы перевести поддон на край машины. Потом надо было поднять штабелёр, сделать 6 шагов, чтобы подвести штабелёр к поддону, опустить штабелёр с поддоном, откатить его. Итого чтобы выгрузить из машины один поддон с использованием штабелёра: 20 раз взять коробки, 20 раз поставить коробки, сделать 108 шагов. Сравните эти цифры с теми, что были до покупки штабелёра и увидите, сколько было раньше ненужной работы. В итоге 3 человека со штабелёром разгружали фуру за такое же время, что и шесть человек без штабелёра. За счёт уменьшения привлекаемой рабочей силы покупка штабелёра окупилась в короткое время. Ещё один пример, когда делается то, что никому не нужно, но что занимает много времени. Может показаться странным, но 20% времени при комплектации товара тратится на то, что комплектовщик стоит и смотрит в накладную. Что он там делает? Он ищет нужный товар в накладной. Подошёл он товару А и смотрит, есть ли такой товар в накладной. Потом подходит к товару Б и ищет в накладной его. И так несколько сотен или тысяч раз (в зависимости от ассортимента на складе). Не во всех складах в накладной указывается адрес хранения товара, а если и указывается, то всё равно товар в накладной отсортирован в алфавитном порядке названия товара. А для того, чтобы сборщик не тратил пятую часть своего времени на разглядывание накладной, товар в ней должен быть отсортирован в порядке увеличения адреса хранения.

6. Ожидание.

20% времени того же комплектовщика уходит на ожидание. Не имеется в виду безделье, перекуры или перерывы. Именно ожидание. Ожидание чего? Когда подвезут пустые поддоны, когда погрузчик снимет паллету с верхнего яруса, когда второй комплектовщик, который в это же время отбирает тот же товар, освободит место возле товара, когда при встречных потоках кары или телеги смогут разъехаться, когда выдадут накладную, когда примут или заберут товар, когда поступит ценное указание и т.д. и т.п. Ждут не только при сборке товара, ждут при разгрузке, ждут при загрузке, ждут карщики, ждут кладовщики. На самом деле все ждут, когда же установится такая система работы, при которой ждать будет незачем, потому что всё будет делаться вовремя.

7. Излишняя транспортировка.
Транспортировка и перемещения — существенная часть складского процесса, однако с точки зрения клиента, все внутренние перемещения и транспортировка не добавляют ценности продукту. Клиенту все равно, на какие расстояния и какими способами перемещается продукт. И если подходить к изменениям с точки зрения философии Lean, то сокращение длины потока может привести к весьма впечатляющим результатам.

Возможно, кто-то скажет, что на складе нужен прежде всего хороший надсмотрщик, который бы посильнее «пинал» грузчиков, чтобы они активнее бегали, и тогда всё решится само собой. Ну что такое в самом деле изложенные мной взгляды: там сократить 10 шагов, там уменьшить на 2 минуты, там в накладную меньше заглядывать. Ерунда. Но как-то провели эксперимент на 23 абсолютно разных российский складах: ходили за комплектовщиками с секундомером и следили за их действиями (обычно сборка заказов самая затратная по времени складская операция). Оказалось, что в среднем 50% времени тратится на перемещение сборщика по складу, 20% времени это разглядывание накладной, 20% времени это вынужденный простой, и только 10% времени затрачивается на эффективную работу, то есть отборку товара по накладной. При других складских процессах время, затраченное на действительно полезную работу, обычно не выше. Поэтому оптимизация складских процессов и заключается именно в том, что бы не делать то, что никому не нужно, а делать только, то, что увеличивает ценность в глазах клиента, не важно внешний это клиент или внутренний.

Автор: Андрей Быстрых

iteam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *