Предприятие малое в россии – Малое предпринимательство — Википедия

Содержание

Малый бизнес в современной России

Библиографическое описание:

Купрякова А. В. Малый бизнес в современной России [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 114-117. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/219/11509/ (дата обращения: 01.07.2019).



В статье рассматривается положение малого предпринимательства в современной России, его особенности, недостатки, преимущества, проблемы и пути их решения.

Ключевые слова: предпринимательство, малое предпринимательство, бизнес, малый бизнес, предприятие

Малый бизнес это коммерческое частное предприятие, которое отвечает индивидуальным критериям, характерным для каждого отдельного государства и отрасли. В современном мире этот вид предпринимательства является неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, экономики и жизни общества в целом. В России малый бизнес является главным критерием роста уровня качества жизни, эффективности производства и заполнения рынка необходимыми товарами и услугами. Ссылаясь на Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, численность малых предприятий в России представлена в Таблице 1. К малым предприятиям относятся фирмы, подходящие по критериям Таблицы 2.

Таблица 1

Численность малых предприятий вРФ по федеральным округам на 01.08.2016

Регион

Всего

Из них

Юридических лиц

Индивидуальных предпринимателей

Всего

Из них

Всего

Из них

Микро предприятие

Малое предприятие

Микро предприятие

Малое предприятие

Российская Федерация

5,503,413

2,574,375

2,335,579

238,796

2,929,038

2,900,085

28,953

Центральный ФО

1,628,464

890,740

803,309

87,431

737,724

731,213

6,511

Северо-Западный ФО

627,485

355,055

323,180

31,875

272,430

269,894

2,536

Южный ФО

567,995

171,350

155,424

15,926

396,645

393,304

3,341

Северо — Кавказский ФО

188,258

43,594

39,478

4,116

144,664

143,808

856

Приволжский ФО

1,012,628

454,689

410,518

44,171

557,939

551,158

6,781

Уральский ФО

480,634

231,873

212,380

19,493

248,761

245,914

2,847

Сибирский ФО

651,624

297,521

272,275

25,246

354,103

350,085

4,018

Дальневосточный ФО

245,056

103,617

94,742

8,875

141,439

139,652

1,787

Крымский ФО

101,269

25,936

24,273

1,663

75,333

75,057

276

Таблица 2

Критерии малых предприятий на 2016г

Категория субъектов МП

Занятость на предприятии

Доход предприятия

Микро-предприятие

Малое предприятие

16–100 человек

В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что настоящий закон направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.

Ссылаясь на опыт развития малого бизнеса в нашей стране, можно выделить следующие преимущества:

  1. Эластичность, быстрота и эффективность в принятии решений. Преимуществом малого бизнеса является оперативное реагирование на возникающие ситуации, так как отсутствует большинство посредствующих элементов. Все решения бизнесмен принимает самостоятельно.
  2. Сравнительно невысокий размер стартового капитала. Чтобы открыть свой бизнес бывает достаточно собственных сбережений, займа и государственных субсидий. Более того, в нашей стране проводится политика поддержки малого бизнеса путём внедрения программ стимулирования.
  3. Качество услуг. Малые предприятия предоставляют более качественный уровень сервиса, нежели крупные компании. В малом бизнесе предприниматель гораздо ближе к конечному потребителю.
  4. Мобильность. Малые фирмы более мобильны, если возникают обстоятельства, при которых необходимо сменить местоположение.
  5. Легкость в управлении. В связи с небольшими размерами, малыми фирмами управлять легче, чем большим: за движением финансовых потоков, учётом товарно-материальных ценностей и отчетностью перед государством владельцам малого бизнеса следить не так сложно, как крупным предпринимателям.
  6. Гибкость структуры. Малый бизнес может быстрее реагировать на перемену рыночной ситуации, перенаправить свое производство, внести изменения, в отличии крупных компаний, где такие решения могут занимать месяцы. Малое предпринимательство эластичнее, чем крупные корпорации.

Эти преимущества определяют эффективность малого бизнеса. Однако, в последнее время малое предпринимательство стало занимать более слабую позицию по сравнению со средним и крупным бизнесом. Это может быть обусловлено рядом недостатков этого вида предпринимательства:

  1. Угроза во время кризиса. Во время экономического спада малым фирмам очень непросто сохранить своё существование. Им намного сложнее получить помощь от государства в условиях экономического кризиса, и именно они банкротится в первую очередь.
  2. Ограниченность финансовых средств. Одним из самых явных недостатков малого предпринимательства является невысокий размер капитала. Ограниченность финансов сдерживает развитие малых фирм. Это сказывается на инвестициях в инновации, объемах производства и маркетинговом бюджете.
  3. Недоверие банков. Кредит на малый бизнес получить намного сложнее, чем на крупный или средний. Малые фирмы вызывают у банков сомнения в платёжеспособности и стабильности.
  4. Операционные издержки. При производстве товара у малых фирм операционные издержки будут выше, чем у крупных корпораций, которые пользуются эффектом от объёма производства.
  5. Возможность поглощения. Крупные корпорации могут поглощать малые фирмы, чтобы устранить потенциальных конкурентов.
  6. Лицензии и разрешения. Малым фирмам труднее получить государственные разрешения, лицензии и патенты, чем крупным компаниям.
  7. Угроза от крупных фирм. Крупная компания имеют более солидный уставной капитал, узнаваемость бренда, более известную торговые марки.

Все эти недостатки приводят к проблеме реализации потенциала малых предприятий в России. Основная цель потенциала малого бизнеса — это воспроизводство. Возможности производства непосредственно зависят от ресурсов, находящихся в распоряжении у малых фирм. Ими являются

финансовые, кадровые, технические, информационные, материальные и управленческие ресурсы. Под потенциалом фирмы подразумевается степень использования этих ресурсов.

Основными общими проблемами в сфере малого предпринимательства являются:

  1. Лимитированный сбыт товара из-за низкого платёжеспособного населения;
  2. Инвестиционные ограничения и дефицит первоначального капитала.

Также существуют следующие серьёзные препятствия, сдерживающие развитие малых фирм:

Несовершенная или отсутствующая в некоторых аспектах малого бизнеса законодательная база. Нет единой законодательной основы деятельности российских малых фирм. Также в нашей стране для них законодательно существуют жёсткие регламенты, суровые налоги и штрафы, в случае неуплаты. Малым фирмам приходится проходить множество проверок, что значительно тормозит процесс развития предприятия.

Нехватка кадров. В России существует серьёзная проблема дефицита персонала в малом бизнесе, так как обучение в этой сфере происходит на недостаточно высоком уровне, а заработной плате на малых предприятиях сложно конкурировать с заработной платой больших корпораций.

Трудности с арендой и оборотными средствами. Высокая плата за аренду нежилых помещений является достаточно острой проблемой для малых предпринимателей.

Нехватка финансовых и сырьевых ресурсов. Из-за повышенного риска банкротства малого бизнеса банки часто отказывают малым предпринимателям в кредитах, они сомневаются в платёжеспособности фирмы в будущем. Также бизнесменам трудно найти дополнительные финансовые инвестиции. Инвесторы, в особенности состоятельные и солидные, предпочитают делать вложения в крупные корпорации.

Отсутствие спроса среди населения. Малые предприятия не могут производить продукция в больших количествах, но и ориентироваться на узкий круг потребителей им также не выгодно, поэтому спрос на товары малых фирм сравнительно невелик. Помимо этого, затраты на производство продукции малого бизнеса бывает выше, чем у крупных корпораций, и материальное состояние население не позволяет приобретать более дорогие товары, что приводит к простаиванию фирм.

Несмотря на все эти проблемы, малый бизнес является движущей силой экономики России, поэтому для его поддержки и развития государство реализует разнообразные стимулирующие программы, такие как: «Кредитование коммерческими банками субъектов малого и среднего предпринимательства»; «Сертификация»; «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере ремесленничества и народных художественных промыслов»; «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на создание и (или) развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста»; «Поддержка социального предпринимательства»; «Выставочно-ярмарочная деятельность»; «Субсидирование части арендных платежей субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную деятельность в области легкой промышленности» и другие.

Государство должно уделять больше внимания законодательной базе этой сферы экономики. Необходимо наличие законов, учитывающих более разнообразный спектр возможных ситуаций. Выделенные государством ресурсы должны в большей мере быть направлены на страхование и представление гарантий под кредит.

При осуществлении мер поддержки малого бизнеса должно быть предусмотрено создание эффективных институтов инвестиционного и венчурного предпринимательства, товарного рынка и рынка ценных бумаг, а также института рыночной инфраструктуры.

Стоит уделить больше внимания подготовки и переквалификации предпринимательских кадров, привлечь в эту сферу социально активное население. Также необходимо привлечь иностранных инвесторов и развивать внешнеэкономическую деятельность малого бизнеса.

В целом в современной России есть все предпосылки для развития малого бизнеса. При достаточной защите со стороны государства и необходимых вложениях инвестиций, развитие малого предпринимательство остаётся лишь вопросом времени.

Литература:

  1. Соснаускене О. И. Малые предприятия: регистрация, учет, налогообложение: практ. Пособие /О. И. Соснаускене, Т. Ю. Сергеева. – Москва: Омега — Л, 2007. — 256 с.
  2. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — Федеральная налоговая служба — https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/regbusiness/#t3]
  3. Полякова Е. А. Об оценке экономического потенциала малого бизнеса / Е. А. Полякова // Бухгалтерский учет. — 2007. — № 3. — С. 63–65.
  4. Программы поддержки малого бизнеса — Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга — http://gov.spb.ru/gov/terr/reg_kurort/biznes/programmy-podderzhki-malogo-biznesa/
  5. Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, малый, Россия, фирма, малое предприятие, предприятие, Российская Федерация, заработная плата, законодательная база.

Похожие статьи

Исследование роли малого и среднего бизнеса в России

малый бизнес, малое предпринимательство, малый, Россия, фирма, малое предприятие, предприятие, Российская Федерация, заработная плата, законодательная база.

Предприятия малого бизнеса: современное состояние…

малый бизнес, малое предпринимательство, малый, Россия, фирма, малое предприятие, предприятие, Российская Федерация, заработная плата, законодательная база. Роль малого и среднего предпринимательства

О ключевых аспектах развития сферы малого бизнеса в России

малый бизнес, малое предпринимательство, малый, Россия, фирма, малое предприятие, предприятие, Российская Федерация, заработная плата, законодательная база.

Причины недостаточного финансирования малого и среднего…

малый бизнес, малое предпринимательство, малый, Россия, фирма, малое предприятие, предприятие, Российская Федерация, заработная плата, законодательная база. Ключевые слова.

Экономика малых предприятий и меры поддержания их…

малый бизнес, малое предпринимательство, малый, Россия, фирма, малое предприятие, предприятие, Российская Федерация, заработная плата, законодательная база.

Проблемы малого бизнеса в России | Статья в журнале…

малое предпринимательство, Россия, малый бизнес, развитие предпринимательства, предприниматель, государственная поддержка, предпринимательская деятельность, Российская Федерация

Анализ современного состояния малых предприятий в России

малый бизнес, малое предпринимательство, малый, Россия, фирма, малое предприятие, предприятие, Российская Федерация, заработная плата, законодательная база.

Малый бизнес как фактор формирования среднего класса в России

малый бизнес, малое предпринимательство, малый, Россия, фирма, малое предприятие, предприятие, Российская Федерация, заработная плата, законодательная база.

Проблемы развития малого бизнеса в России | Статья в журнале…

В данной статье поднимается вопрос эффективности функционирования малых форм предпринимательства на нынешнем этапе развития экономики Российской Федерации и необходимость поддержки малого бизнеса со стороны государства.

moluch.ru

Институциональные преобразования в экономике::Федеральная служба государственной статистики

Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей за 2008 — 2016 годы
Численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности по отдельным видам экономической деятельности по Российской Федерации
Численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности по субъектам Российской Федерации
Численность наемных работников, занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности, по отдельным видам экономической деятельности по Российской Федерации
Численность наемных работников, занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности, по субъектам Российской Федерации
Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей по отдельным видам экономической деятельности по Российской Федерации
Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей по субъектам Российской Федерации
Объем выручки (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, продукции, работ, услуг по отдельным вида экономической деятельности по Российской Федерации
Объем выручки (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, продукции, работ, услуг по субъектам Российской Федерации
Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей за 2017 год
Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности в 2017 году
Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей по субъектам Российской Федерации в 2017 году
Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей за 2018 год
Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности в 2018 году
Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей по субъектам Российской Федерации в 2018году

www.gks.ru

Анализ современного состояния малых предприятий в России

В современных условиях малые предприятия относятся к числу необходимых элементов экономической системы страны, поскольку этот сектор оказывает существенное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Также актуальность данного исследования определяет высокий уровень социальной значимости малых предприятий — создание рабочих мест для населения.

Малые предприятия являются составной частью развитой экономики. Они должны выполнять функции, позволяющие экономике устойчиво развиваться. За счёт немассового выпуска продукции и небольшого парка оборудования, малые предприятия затрачивают менее значительные объёмы денежных средств и времени на изменение технологического процесса, чем крупные фирмы, поэтому именно малые предприятия являются проводником инноваций в массовое производство. В случае отрицательного результата, потери малых предприятий будут не столь велики, как у крупных организаций. Сфера малого бизнеса также способствует диверсификации производства, за счёт освоения новых перспективных ниш.

Невыполнение основных функций малых предприятий — диверсификации производства и продвижения инновационных продуктов в массовое производство пагубно сказывается на экономическом развитии страны. Сведение роли малого бизнеса до посреднической функции для зарубежных продуктов ведёт к снижению темпов развития реального сектора экономики, к потере конкурентных преимуществ, а также к потере связей между производственным и научным сектором [2].

В странах с развитой экономикой доля компаний малого бизнеса в ВВП составляет не менее 50–60 %, в России же данный показатель равен 20–25 %. В дополнение к этому, малый бизнес в России неравномерно развит территориально: 30 % предприятий сконцентрировано в Центральном федеральном округе. Более равномерное распределение малых фирм, позволит развивать реальный сектор экономики, а также повышать уровень инновационной активности во всех федеральных округах, особенно где расположено значительное количество крупных промышленных предприятий.

По мнению Н. Карповой, в 2012 году наметилась тенденция — малых предприятий закрывалось почти столько же, сколько открывалось на тысячу уже существующих. Усилия Правительства не помогли оправиться от последствий кризиса 2008 года, после которого число вновь открываемых малых предприятий сократилось и начало расти число закрытий.

Рис. 1. Структура российского малого бизнеса в 2012 году [5]

Львиную долю всех предприятий сферы малого бизнеса составляют предприятия торговли и ремонта — 28,02 %. На втором месте, с большим отрывом от остальных отраслей, идут предприятия сферы услуг и операций с недвижимостью, занимающие 20,6 % всех предприятий малого бизнеса России в 2012 году. Предприятия сферы строительства, сельского хозяйства в структуре российского малого бизнеса занимают высокие позиции, но с каждым годом теряют свою долю. Данная структура свидетельствует о недостаточном уровне развития малого бизнеса в производственной отрасли, особенно в наукоемких и инновационных сферах.

Н. В. Кетько полагает, что высокие темпы развития малого бизнеса именно в сфере торговли свидетельствуют о неэффективной государственной политике поддержки малых предприятий. Низкая концентрация малого бизнеса в производстве связана с тем, что в сфере торговли оборот капитала осуществляется быстро, риск банкротства низок и не требуется большой первоначальный капитал, а для малых предприятий промышленной сферы, напротив, требуются большие первоначальные вложения, позволяющие приобрести парк дорогостоящего производственного оборудования, а риски высоки.

Однозначно оценить вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт России не возможно. Не смотря на то, что доля малых предприятия в ВВП страны постепенно росла, составляя 10–12 % в 1997 году и 25 % в 2012 году, вклад малых предприятий в ВВП России уменьшился и составил 19 %.

Таким образом, в настоящее время в России наметилась негативная тенденция: малый бизнес не выполняет основные функции по внедрению эффективных инновационных проектов и диверсификации производства, а лишь выступает посредником между производителем, как правило, зарубежным, так как российская промышленность не выдерживает мировой конкуренции, и отечественным потребителем. Малые предприятия развивается в сфере торговли и не участвует в сфере научных разработок. Это негативно сказывается на развитии экономики России, так как значительно снижает её инновационный потенциал, и как следствие, конкурентоспособность на мировом рынке.

Малые предприятия в России, зачастую, не способствуют развитию реального сектора экономики, так как не выполняют функцию отбора наиболее перспективных инноваций в массовое производство. Из общего числа малых предприятий, лишь 10 % относятся к производственной сфере, в научном секторе предприятия сферы малого бизнеса практически не представлены. Отсутствуют связи между промышленным и научным секторами экономики, изобретения российских ученых не апробируются и не внедряются на массовом производстве [2].

Можно выделить ещё один отрицательный фактор — массовое закрытие предпринимателями своих фирм. В первом квартале 2013 года по собственному желанию закрылось около 650 тыс. субъектов малого бизнеса. Профессиональные объединения в качестве основной причины называют повышение страховых взносов. Число тех, кто принял решение закрыть предприятие, стало увеличиваться с декабря 2012 года.

В современных условиях все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности, особенно в сфере малого бизнеса. В сфере налоговой политики основными мерами должны быть: снижение ставок налога, предоставление налоговых льгот на инвестиции и внедряемые инновации, проведение политики ускоренной амортизации.

Отсутствие льготных условий кредитования малых предприятий, а так же эффективной государственной программы поддержки российского малого бизнеса, не позволяют ему развиваться в реальном секторе экономики.

Государство начинает демонстрировать адекватную реакцию на проблемы малого бизнеса. То, что сегодня наиболее беспокоит представителей малых предприятий, — крайне несовершенная нормативно-правовая база их деятельности — попало в поле зрения Правительства. В этой связи закономерно возникает вопрос о перспективах развития государственных программ поддержки малого бизнеса. В соответствии с законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» следует, что на федеральном и муниципальном уровнях формируется трехуровневая (Федерация — область — город) система нормативного и законодательного обеспечения поддержки малого бизнеса.

Л. Ю. Грудцына считает, что для реализации программ развития малых предприятий необходимо сформулировать и законодательно закрепить правовые механизмы оказания финансово-кредитной, консультационно-информационной, имущественной, технической поддержки, поддержки внешнеэкономической деятельности, а также реализации мер, направленных на развитие трудовых ресурсов малого бизнеса, в том числе по развитию системы подготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого предпринимательства, начинающих предпринимателей и государственных служащих, отвечающих за развитие и регулирование деятельности малого предпринимательства, так как одной из причин, препятствующих развитию малых предприятий в России, является отсутствие квалифицированного персонала.

Финансовая поддержка субъектов малого бизнеса и организация инфраструктуры такой поддержки должна осуществляться путем предоставления им финансовых средств, государственных и муниципальных гарантий за счет бюджетов разных уровней в соответствии с государственными и муниципальными целевыми программами развития и поддержки малого предпринимательства, а также из внебюджетных источников, в том числе из средств фондов поддержки малого предпринимательства и обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства. Бюджетная финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства из бюджетов разных уровней может иметь следующие формы:

—       субвенции и субсидии, предоставляемые физическим и юридическим лицам;

—       бюджетные кредиты, займы и ссуды;

—       налоговые льготы;

—       государственные и муниципальные гарантии;

—       целевая финансовая поддержка.

Условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, субсидий и субвенций должны устанавливаться федеральными законами о бюджете, законами о бюджете субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы, на которые возложены функции по финансовому обеспечению государственных и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, должны выделять бюджетные финансовые средства субъектам и организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в рамках государственных и муниципальных целевых программ [1].

Рост российской экономики невозможен без развития малого бизнеса. Малые предприятия стали одним из важнейших секторов народного хозяйства, который оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в стране. Важность поддержки малого бизнеса подтверждена мировым опытом. Государственная политика должна создавать условия для устойчивого роста малых предприятий. К мерам государственной поддержки малого бизнеса можно отнести финансовую поддержку, государственные кредиты, налоговые льготы и субсидии. Для улучшения положения малых предприятий в России, государство должно доработать законодательную базу, регламентирующую функционирование малых фирм, инициировать разработку эффективной системы кредитования малого бизнеса, стимулировать повышение уровня образования и квалификации работников. Особое внимание следует уделить внедрению на малых предприятиях российских инновационных разработок и переходу малого бизнеса из сферы торговли в сферу производства.

Литература:

1.                  Грудцына, Л. Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» / Л. Ю. Грудцына, А. А. Спектор, Э. В. Туманов — М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. — 184 с.

2.                  Кетько, Н. В. Проблемы и перспективы развития современного малого бизнеса в России / Н. В. Кетько, Р. Р. Зарафутдинов // Российское предпринимательство. — 2011. — № 9. — С. 23–28.

3.                  Ромахина, И. А. Формирование и развитие малого бизнеса в современных условиях российской экономики / И. А. Ромахина // Вестник ТГПУ. — 2009. — № 5. — С. 65–67.

4.                  Хвостиков, А. Г. Малый бизнес в России: перспективы и надежды / А. Г. Хвостиков // Российское предпринимательство. — 2012. — № 2. — С. 97–100.

5.                  Статистическое наблюдение малого бизнеса [Электронный ресурс] — Федеральная служба государственной статистики. — Режим доступа: http://www.gks.ru/

moluch.ru

Малое предприятие — это … Что такое малое предприятие: его работа

Добавлено в закладки: 0

Что такое малое предприятие? Описание и определение понятия.

Малое предприятие – это предприятие, у которого средняя численность сотрудников не превышает определенный критерий численности, выбранный как максимальный в различных сферах: в сельском хозяйстве, промышленности, строительстве.Предприятие в том случае можно считать малым, если сумма его прибыли в течение четырех подряд кварталов была установлена в размере не больше, чем определенная величина, кратная размеру МРОТ. Но, по мировым стандартам, основным критерием принадлежности компании к малым предприятиям есть как раз количество его сотрудников. Ещё один фактор, который может приниматься во внимание, какой годовой оборот, размер уставного капитала и активов. Для того чтобы принимать решение о выборе формы ведения собственного бизнеса, важно разобраться во всех видах предоставляемых льгот, которые в настоящее время действующее государственное регулирование даёт возможность пользоваться разным видам предприятий.

Работа малого предприятия

Для бизнеса, который относится к малым предприятиям, дают налоговые и другие льготы, предоставляется допуск применять упрощенный порядок бухгалтерской отчетности. для начала, бухгалтеру важно знать, что малое предприятие является не отдельной организационно-правовой формой, а совокупностью бизнес-критериев. размера дохода, численности работников, доли участия в уставном капитале предприятия России, областей страны, муниципальных образований. Малые предприятия, соответственно всегда, создаются в форме ООО. Причины, в силу которых бизнес считается малым, часто изменяются.

Государство оказывает некоторую помощь малому бизнесу различного рода льготами льготами. Это могут иногда делать администрации городов, через предоставление льготных ставок на аренду помещений у муниципалитета, льготы по региональным налогам и сборам. Любой субъект федерации может воспользоваться правом самостоятельно принимать решения, по каким из закрепленных за ним налогам он получит льготы для малого бизнеса. Важным является то, что малые предприятия пользуются правом на ускоренную амортизацию базовых фондов (станков, недвижимости, другого разного оборудования), это позволяет снижать общий объем налогообложения.

Важный нюанс малого бизнеса сводится к тому, что он достаточно гибок, предоставляет существенное количество новых мест для сотрудников, делает рынок более насыщенным новыми товарами и услугами, удовлетворяя многочисленные потребности предприятий, выпуская специальные товары и услуги, имеет экономической свободой, деятельность получает инновационный характер. По опыту стран с высокоразвитой экономикой, малый бизнес служит базовой составляющей рыночного хозяйства. К малому бизнесу можно отнести каждое пятое предприятие, действующее в сегодня России. Малое предприятие -вновь созданное или действующее предприятие с определенным количественным критерием численности работающих и объема хозяйственного оборота (в промышленности объема продукции, в торговле – товарооборота). К ним, можно отнести предприятия с максимальной численностью работающих в промышленности и строительстве до двухсот человек, в науке и научном обслуживании – до ста, в других отраслях производственной сферы – до двадцати пяти, в розничной торговле – до пятнадцати человек.

Мы коротко рассмотрели малое предприятие, его работу. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

biznes-prost.ru

Особенности развития малых предприятий в России

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

Кафедра: экономика предприятия

Курсовая работа

на тему:

«Особенности развития малых предприятий в России»

Выполнила студентка группы М2-2

Худорожкова Е.А.

Научный руководитель

доцент Крюкова О.Г.

Москва 1999 г.

П Л А Н

Введение: 3 — 6

I. Субъекты малого предпринимательства и экономическая 6 — 9

деятельность малых предприятий

II. Государственная поддержка малого бизнеса 9 — 17

III. Финансово-кредитные механизмы регулирования 17 — 21

Заключение: 21 — 26

Приложения: 27 — 31

Список использованнной литературы 32 — 33

Введение

Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России является разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции. Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях.

В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Имеются отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.

Для современной экономики характерна сложная комбина­ция различных по масштабам производств — крупных, с тен­денцией к монопольным структурам, и небольших, — склады­вающаяся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-техничес­кого прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, фи­нансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кад­рами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключе­ние лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики. Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

Опыт функционирования малых предприятий в разных странах

Малые предприятия во всем мире играют важную роль. В последние несколько лет в Западной Европе, США и Японии большое значение приобрел малый бизнес, где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная их масса — это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечи­вают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значи­тельно сократить безработицу в этих странах.

Малые предприятия эффективны не только в потребитель­ской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невы­годен крупным предприятиям. Все это обосновывает необхо­димость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпри­нимательстве кроются большие резервы, которые можно поста­вить и на службу России.

^ Например, малые и средние фирмы США производят 40% ва­лового национального продукта и половину валового продукта ча­стного сектора, том числе: в обрабатывающей промышленности — 21%, строительстве — 80%, оптовой торговле — 86, сфере обслу­живания — 81%. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в эконо­мике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововве­дений в 17 раз больше, чем крупные1 .

В последние годы ускорились концентрация и централиза­ция капитала в странах Европы, например в стальной промыш­ленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Да­нии и Голландии, а также концернах стали, фармацевтики, де­ревообработки Швеции и в часовой промышленности Швейца­рии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм привело к исчезновению мелкого бизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно в интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают «специализированные ниши», где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе около половины продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их воспроизводство. Примечательно, что в кризисные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась.

Малые предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, что малое предпринимательство как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку. Малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальны доход и национальное богатство. Малое предпринимательство является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

Особенности

В связи с переходом России к рыночным отношениям возникает ряд трудностей экономического характера. Преодоление этих проблем зависит в немалой степени и от раз­вития предпринимательства.

Малое предпринимательство имеет свои особенности, в частности возможность гиб­кого реагирования на изменения конъюнк­туры рынка, быстрый переход на новые виды товаров и услуг и т. д. Отсюда — возможность в короткие сроки окупать вложенный капитал путем перелива его из одной отрасли в другую, внедряясь тем самым в новые сферы эко­номики. В системе мер, направленных на преодоление негативных тенденций в народ­ном хозяйстве России, малые предприятия приобретают и социальное значение, так как способствуют повышению деловой активности и обеспечению занятости населения.

Малый бизнес часто более восприимчив к нововведениям, чем крупные корпорации, так как может быстро перестраивать производство и апробировать оригинальные идеи, а из-за ограниченности финансовых средств заинтересован в ускоренной разработке технических проектов. а Западе созданы механизмы стимулирования рисковых инициатив, активной поддержки организации и деятельности рискового (венчурного) предпринимательства за счет аккумулирования из различных источников финансовых средств под прогрессивные научно-технические проекты. Венчурные предприятия оперативно разрабатывают и доводят до стадии промышленного образца большинство нововведений. Подсчитано, что на решение таких задач малые фирмы затрачивают примерно в 4 раза меньше времени, чем крупные предприятия, и правительства развитых стран выделяют на это большие субсидии. В Японии, например, к началу 90-х гг. все р

mirznanii.com

Роль малого предпринимательства в экономике России

 

Малое предпринимательство, недооцененное в России, является двигателем экономики многих стран. Так почему же в нашей стране оно не получило должного развития, внимания?

Итак, начнем с определения, малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка [1].

Для их деятельности характерен небольшой размер как самого бизнеса, так и прибыли, дохода, в сравнении с средними и крупными предприятиями. Также существуют и ограничения по количеству сотрудников, для данного вида компаний — это менее 100 человек.

Малое предпринимательство является важным субъектом экономической деятельности страны, ведь без его участия развитие и формирование самой структуры экономики практически невозможно. Большое количество социально-экономических задач выполняет данный вид бизнеса: создание рабочих мест, повышение конкуренции в стране, участие в формировании бюджетов всех уровней.

Из-за того, что малый бизнес в России развит не на столько эффективно, как, например, в США, где от малого предпринимательства рыночная экономика получает в целом около 35 %, государство вводит дополнительные льготы и финансирование [6]. Правительство Российской Федерации устанавливает следующие способы и меры помощи:

                    меры финансовой поддержки;

                    упрощенный порядок составления статистической отчетности;

                    меры для развития инфраструктуры поддержки;

                    применение специальных налоговых режимов [2].

Всё это помогает развивать малое предпринимательство, а в дальнейшем и экономику России. Но для того, чтобы понять плюсы и минусы государственной помощи в нашей стране, необходимо сравнить с зарубежными странами.

Нельзя не упомянуть о том, что многое зависит от системы государственной поддержки предпринимательства с учетом особенностей государственного и политического устройства, традиций и направлений экономического развития. В связи с данными особенностями, не рационально прямое перенесение в наше страну американскую, германскую или другую модель государственной поддержки малого бизнеса. В то же время исследование механизмов поддержки малого бизнеса, организационных структур в других странах помогает выявить и бороться с проблемами Российской системы. С учетом зарубежного опыта можно выделить следующие системы формирования и поддержки малого бизнеса:

  1.                Наличие правовых актов, которые определяют цели государственной политики и регулируют комплекс вопросов для поддержания малого предпринимательства.
  2.                Разработка систем и программ государственного финансирования, консультационного, внешнеэкономического, информационного и технологического содействия малому бизнесу.
  3.                Сочетание прямых и косвенных мер поддержки малого предпринимательства. То есть решение и управление недостатков, присущих той или иной системе поддержки бизнеса, а также создание благоприятных условий для развития предпринимательской активности.
  4.                Наличие развитой системы учреждений и организаций, обеспечивающих скоординированное выполнение комплекса задач, для поддержки предпринимательства.
  5.                Распределение функций между центральными, региональными и местными органами государственной власти, с сохранениями основных функций за центром.

Малый бизнес в развитых странах занимает прочные позиции в торговле, строительстве, сфере деловых услуг. Около половины изобретений создаются именно малыми предприятиями, также малое предпринимательство уже проникает в новые отрасли производства (машиностроение, энергетика, приборостроение, коммуникации, телекоммуникации и т. д.). Кроме того, малый бизнес формирует среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Немаловажно, что зарубежный опыт демонстрирует, что особенно велика роль государственной поддержки малого бизнеса в кризисных условиях, когда экономика нуждается в коренной перестройке и требуется снижение социальной напряженности.

Для развития экономики России, малый бизнес имеет большое значение. Рассмотрим, почему так происходит.

  1.                Малый бизнес — важный сектор экономики.

Малые предприятия легче переносят изменения внешней среды, демонстрируя гибкость и мобильность малого бизнеса. Ведь когда в России в начале 90-х годов начался экономический спад, именно малые предприятия помогли в укреплении и становлении рыночной экономики.

  1.                Малый бизнес — один из основных источников налоговых поступлений.

Малый бизнес принимает большое участие в формировании бюджета. Предприниматели совершают отчисления в бюджет, которые берутся из прибыли различных организаций, также малый бизнес играет большую роль в формировании рабочих мест, то есть являются источников доходов для населения [5].

  1.                Социально-экономическая роль малого бизнеса.

Малый бизнес оказывает огромное влияние в сфере создания рабочих мест для населения, тем самым повышая уровень занятости населения, уменьшая уровень безработицы. На предприятиях малого бизнеса работает небольшое количество человек, что оказывает положительное влияние на мотивацию персонала, способствует образованию достаточно тесных связей в трудовом коллективе. Кроме того стоит заметить, что часто малые предприятия обеспечивают работой социально-нестабильные слои населения.

Вместе с преимуществами у малого предпринимательства есть и свои недостатки, проблемы, с которыми также необходимо ознакомиться.

Для предпринимателей, задавшихся целью основать малый бизнес необходим постоянный поиск инвестиций, чтобы создать собственное дело, а в дальнейшем продолжить и не разориться [3]:

                    затрудненное инвестирование. Государство оказывает поддержку малым предприятиям с помощью различных программ помощи, но этого не достаточно и не всегда государственные структуры вкладывают деньги и силы в начинающие предприятия. Кроме того, криминализация предприятий малого бизнеса частично связана непосредственно с отсутствием интереса к нему со стороны крупных инвесторов [4];

                    малодоступные кредиты. Не смотря на бизнес-проекты, идеи малого бизнеса, банки не имеют достаточного стимула, чтобы кредитовать такие предприятия. Не помогают и проводимые государством программы;

                    лизинг или приобретение дорогого оборудования в кредит тоже затруднены. К тому же и первые взносы являются слишком высокими для начинающих предпринимателей.

Итак, малое предпринимательство в России испытывает трудности, чтобы их преодолеть, необходима последовательная работа по совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого предпринимательства, а также повышению эффективности региональных программ и преодолению коррупции. Сейчас необходима долгосрочная стратегия развития малого бизнеса, которая сможет решить социально-экономические проблемы страны [5].

Далее рассмотрим, что же необходимо для успешного развития малого бизнеса не только с позиции государства и улучшения экономики, но и с позиции предпринимателя, ставившего перед собой цель — материальное благополучие (табл.).

 

Таблица 1

Меры, необходимые для развития малого предпринимательства в России

Меры

Содержание мер

Развитая правовая система

Включает в себя законы, защищающие предпринимателя, формирование правовой среды, которая помогает решать проблемы, стоящие на пути предпринимателя, начиная с момента регистрации.

Удаление административных барьеров

Расходы на преодоление административных барьеров — достигают 10 % от выручки предпринимателя. Также необходимо упростить сам процесс регистрации компании. Административное вмешательство в основном негативно сказывается на малом бизнесе.

Развитие системы гарантия и страхования рисков

Развитие данной системы предназначено для финансирования и кредитования малого бизнеса и связанные с этим риски. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, что ограничивает малые предприятия, существует необходимость в специальных банках, предназначенных для малого бизнеса.

Проблемы налогообложения

Решение такого рода проблем — обязательное составляющее для повышения уровня экономики страны, ведь в нашей стране происходит давление налоговой системы на малое предпринимательство. Четко не продуманная налоговая политика способствует ещё большему уходу малого бизнеса в теневую сторону экономики.

 

Так как в России наблюдается социально-экономическая нестабильность, инфляция, то малоэффективные реформы не налаживают тандем «предпринимательство — государство — общество». Итак, для эффективного решения социальных и экономических задач общества, развития предприятий малого предпринимательства необходимо: дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, уменьшение налоговой нагрузки, целенаправленное расходование финансовых средств и оказание поддержки в решении финансово-имущественных проблем.

Итак, в России в последнее время наблюдается тенденция к увеличению роли малого бизнеса, что положительно влияет на экономику в целом. Малый бизнес — неотъемлемый субъект экономической системы государства, хоть и доля малых предприятий не велика. Я считаю, что необходимо усиление государственной поддержки и инвестиций в данный вид бизнеса.

 

Литература:

 

  1.                Малое предпринимательство и малый бизнес [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lawru.net/podd/podd22.html.
  2.                Малое предпринимательство. Понятие и роль в рыночной экономике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://finedstud.ru/otvety-k-gosudarstvennym-ekzamenam-finansy-i-kredit/152-maloe-predprinimatelstvo-ponyatie-rol-v-rynochnoj-ekonomike.html.
  3.                Проблемы и преимущества малого бизнеса в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kreditbusiness.ru/russianbusiness.html
  4.                Сайбель Н. Ю. Малые предприятия в системе общественного воспроизводства // Экономика: теория и практика. 2004. № 7. C. 61–66.
  5.                Сайбель Н. Ю., Сайбель Я. В. Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в России // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 18. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2015. С. 75–83.
  6.                Сайбель Н. Ю., Ескевич О. В. Формирование эффективной системы поддержки малого предпринимательства в России // Экономический вестник ЮФО. 2007. № 5. С. 92–97.

moluch.ru

Современное состояние малого предпринимательства в России

Переходный период экономики России к рыночным отношениям обособлен с процессом становления и развития предпринимательства.

Предпринимательская деятельность является важнейшим элементом любой рыночной экономики, т. к. она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и индивидов. Это — движущая сила развития современного рыночного хозяйства, поэтому важно разобраться в различных аспектах предпринимательства как социально-экономического феномена.

Предпринимательство — это стиль хозяйствования, которому, присущи принципы новаторства, использование инновационных технологий, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределение и потребление товаров и услуг, а также независимость, ответственность и стабильность.

Важной составляющей социально-экономического развития страны является малое предпринимательство. Малое предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться [2, с.182–185].

Малое предпринимательство занимает определенную нишу в системе экономических отношений современного общественного устройства.

В современной рыночной экономике развитие малого бизнеса является главным фактором создания конкурентоспособной экономики и государства в частности.

В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80–99 % от общего числа предприятий, в этом секторе сосредоточены две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. Именно в сфере малого производства происходит большая часть всех инноваций, которые создают дополнительные рабочие места и формируют «средний класс». В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию предпринимательства.

В России нынешние возможности малого бизнеса пока ещё используются не на полную мощность. По статистическим данным, имеет место порядковое различие в численности малых предприятий между развитыми странами мира и Россией.

Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по степени “насыщенности” малыми предприятиями, в частности, на тысячу жителей. Так, на тысячу граждан в среднем приходится всего лишь 10 малых предприятий, тогда как в развитых европейских странах — не менее 35. Роль малого бизнеса в общественном производстве также существенно разнится от 10–11 % ВВП в России, и до 50–60 % в развитых странах мира.

Малое предпринимательство в Российской Федерации испытывает серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого и среднего предпринимательства, по регулированию экономики, устранению административных барьеров и преодолению коррупции.

В возникшей ситуации в первую очередь необходимо выработать долгосрочную стратегию развития малого бизнеса в России, которая позволит разрешить проблемы, связанные с процессом формирования новой социально-экономической системы страны.

Именно сейчас, когда динамично развивающийся малый бизнес, особенно его инновационная сторона, является важнейшим фактором развития рыночной экономики, повышения благосостояния людей, улучшения социально-экономической сферы в стране, в первую очередь нужен государственный подход, чтобы малый бизнес был обозначен как объект, стратегической политики развития конкурентоспособного государства.

Помимо выше сказанного для успешного развития малого бизнеса необходимо также:

—          иметь развитую правовую систему, включающую законы, эффективно защищающие предпринимателя. Формирование правовой среды решает многие проблемы, которые возникают на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации, лицензирования и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования;

—          осуществлять искоренение административных барьеров, расходы на преодоление которых, по оценкам экспертов, на сегодняшний день достигают 10 % от выручки предприятия. Прежде всего, следует оградить малый бизнес от бюрократии, упростить процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Административное вмешательство в большей степени негативно отражается на малом бизнесе;

—          слабо развитая система гарантий и страхования рисков для финансирования и кредитования малого бизнеса, так же ограничивает доступ средних предприятий к кредитным ресурсам. Кредиты в нашей стране выдаются только под залог или поручительство, которые далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются частные предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает возможность их конкуренции с иными предприятиями;

—          решение проблем налогообложения, так как именно давление со стороны налоговой системы на малый бизнес выходит за пределы разумного в нашем государстве. Четко не продуманная налоговая политика способствует ещё большему уходу малого бизнеса в теневую сторону экономики, второстепенно работая на пользу криминальных структур.

Таким образом, говоря о важности развития малого бизнеса как фактора улучшения социально-экономической стороны государства необходимо, чтобы малое предпринимательство стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Ведь, помощь со стороны государства, а также содействие со стороны региональных органов власти, могут оказать существенное влияние на прогресс малого бизнеса, формированию среднего класса, снятию социально-экономической напряженности, способствовать насыщению рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, развитию конкуренции и стабилизации цен. В настоящее время, Россия находится в той стадии, когда есть масса возможностей для создания новых проектов, внедрения инновационных технологий [3, с.22–23].

Как показывает практика, достижения в части развития малого бизнеса в сфере социальной инфраструктуры имеют те из субъектов Российской Федерации, в которых разработаны, утверждены и реализуются программы, посвященные формированию в регионах благоприятной среды для развития малых предприятий; решению проблем занятости трудоспособного населения; насыщению рынка потребительских товаров и услуг за счет развития соответствующих производств в регионе; достижению высокой конкурентоспособности местной продукции, прежде всего на региональном рынке; сохранению и развитию имеющегося потенциала; поощрению конкуренции и преодолению монополизма отдельных хозяйствующих субъектов на местном рынке; созданию благоприятной (стабильной) социально-экономической обстановки в регионе.

В экономике России поддержка малого предпринимательства государством осуществляется в различных формах [1]:

а) создание системы информационного обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфраструктуры и т. п.;

б) налоговые льготы и послабления;

в) целевые фонды, финансирование из федерального и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских структур в России.

Государственной поддержкой охватываются, создаваемые предпринимательские структуры до момента их перехода из малого в категорию крупного предпринимательства.

Литература:

1.                                Асаул А. Н., Денисова И. В., Проблемы и тенденции развития малого предпринимательства на региональном уровне // Научные труды Международного союза экономистов и Вольного экономического общества России. СПб.: — 2008. — 280 с.

2.                                Гражданкин В. А., Становление и развитие малого предпринимательства в России // Экономика.- 2009. — № 2. — с.182–185

3.                                Перечнева И., Анализ инвестиционной активности бизнеса // Эксперт-Урал. — 2012. — № 48.- с. 22–23

moluch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *