Налоговая задолженность что такое – Налоговая задолженность и недоимка: что это такое

Содержание

Задолженность По Налогу — это… Что такое Задолженность По Налогу?


Задолженность По Налогу
суммы по налогам, не выплаченные в установленные законодательством сроки, по которым налоговыми органами могут применяться санкции к компании, фирме.З.по.н. от момента начисления до установленных законодательством сроков оплаты называется текущей.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001.

  • Задолженность По Заработной Плате И Отчислениям На Социальное Страхование
  • Задолженность По Основному Долгу

Смотреть что такое «Задолженность По Налогу» в других словарях:

  • задолженность по налогу — Невыплаченные в оговоренные законом сроки налоговые суммы в силу субъективных и объективных причин. З. по н. может накапливаться. Налоговыми органами могут применяться санкции к предприятиям и их руководителям при З. по н.… …   Справочник технического переводчика

  • ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО НАЛОГУ — невыплаченные в оговоренные законом сроки налоговые суммы в силу субъективных и объективных причин. З.по н. может накапливаться. Налоговыми органами могут применяться санкции к предприятиям и их руководителям при З.по н …   Большой бухгалтерский словарь

  • ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО НАЛОГУ — невыплаченные в оговоренные законом сроки налоговые суммы в силу субъективных и объективных причин. З.п.н. может накапливаться. Налоговыми органами могут применяться санкции к предприятиям и их руководителям при З.по н …   Большой экономический словарь

  • Кредиторская задолженность —         суммы денежных средств предприятия, организации или учреждения, подлежащие уплате соответствующим юридическим или физическим лицам.          В процессе хозяйственной деятельности социалистических предприятий закономерно возникает К. з. по …   Большая советская энциклопедия

  • ПРОСРОЧЕННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ

    — (англ. defaulting debt) – задолженность, не погашенная в срок. Возникает при нарушениях расчетно платежной дисциплины. Используется при оценке финансового состояния предприятия. Является объектом применения штрафных санкций. П.з. может быть… …   Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • Сервис ФНС «Узнай свою задолженность» — Узнать информацию о задолженности по имущественному, транспортному, земельному налогам, а также налогу на доходы физических лиц и распечатать платежный документ можно на официальном сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) РФ, в разделе… …   Банковская энциклопедия

  • Отложенный налог на прибыль — Бухгалтерский учёт Ключевые понятия Бухгалтер • Бухгалтерия Главная бухгалтерская книга Оборотно сальдовая ведомость Отчётный период …   Википедия

  • Налоговая санкция — (англ. tax sanction) по законодательству РФ о налогах и сборах мера ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 114 НК РФ*). Н.с. устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных в гл …   Большой юридический словарь

  • НАЛОГОВАЯ САНКЦИЯ — мера ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 114 НК). Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных НК. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность… …   Энциклопедия российского и международного налогообложения

  • ПБУ 12/2000 — ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ ИНФОРМАЦИЯ ПО СЕГМЕНТАМ (ПБУ 12/2000) Содержание 1 I. Общие положения 2 II. Порядок выделения информации по отчетным сегментам …   Бухгалтерская энциклопедия

dic.academic.ru

понятие задолженности по сборам и налогам, предпосылки, порядок оплаты, что ещё включается в задолженность, причины образования налоговой задолженности, особенности урегулирования, налоговые органы в качестве государственной структуры, которая инициирует взыскание задолженностей по налогам

Добавлено в закладки: 0

Что такое урегулирование задолженностей? Описание и определение понятия

Урегулирование задолженностей – это практика контроля долгов, очень распространенная в западных странах, имеющих развитую кредитную систему, в особенности, США. Это один из методов, при помощи которых должники переживают накопившиеся долги.

Схема контроля долгов вкратце выглядит таким образом: заемщик, который задолжал, передает собственные просроченные кредиты для управления компании-посреднику, перечисляя средства на ее счет на оплату услуг и выплаты банку. В свою очередь посредник связывается с банком и заключает с ним договор о снижении по займу процентной ставки, увеличении погасительного срока и так далее.

Эта практика для заемщика выгодна тем фактом, что ему, во-первых, больше не звонят коллекторы, а во-вторых, у него возникает возможность погасить долг на условиях, которые для него более выгодны.

Но эксперты обращают внимание, что большинство заемщиков стали жертвами недобросовестных компаний, являющихся посредниками, которые обещали заемщикам проконтролировать их кредитные проблемы, и советуют обращаться за такими услугами только в прошедшие госаккредитацию и зарекомендовавшие хорошо компании, являющиеся посредниками.

Теоретические аспекты появления по сборам и налогам задолженности

Понятие задолженности по сборам и налогам

Определение термина задолженность по налогам вытекает напрямую из определения понятий задолженности по налогам, недоимки, налога и порядок взыскания. Соответственно со статьей 57 Конституция РФ “каждый должен оплатить установленные законно сборы и налоги”. Но нужно отметить, что не каждый налог, который установлен и введен на определенной территории по воле административно-территориального образования или государства, которая выражена в необходимом акте, рождает появление у лиц, которые указаны в нем, как налогоплательщики, обязанность оплатить данный налог. Основной критерий — это законность установления нового сбора или налога. Конституционный суд РФ в 1997 году, в одном из собственных постановлений, разъяснил официально содержание статьи 57 Конституции РФ: “сбор или налог может являться установленным законно лишь в том случае, когда закон зафиксировал значительные элементы налогового обязательства, установить налог возможно лишь при помощи перечисления напрямую в законе о налоге значительных элементов налогового обязательства”.

Обязанность оплачивать налоги, которые закреплены в Конституции РФ, распространяется в качестве своего требования государства на всех налогоплательщиках. Конституционный принцип оплаты установленных законно налогов раскрывают в пункте 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации. В указанном пункте перечисляют элементы налогового обложения, определяя которые вместе налог может являться установленным законодательно. Данные положения статьи 17 Налогового Кодекса РФ отвечают главным принципам налогового права – принципу определенности и законности налогового обязательства. Данные принципы закрепляются в положениях пункта 6 статьи 3 Налогового Кодексва РФ, соответственно с которыми “когда устанавливаются налоги, необходимо определить все элементы налогового обложения” и в положении пункта 5 статьи 3 Налогового Кодекса РФ, в согласии с которыми “ни на кого нельзя возложить обязанность оплачивать сборы и налоги и другие платежи и взносы, которые обладают признаками сборов и налогов, которые установлены Налоговым кодексом РФ, не предусмотрены Налоговым кодексом РФ или установлены в другом порядке, нежели это определяется Налоговым кодексом РФ”.

Обязанность по оплате конкретного сбора или налога возлагают на налогоплательщика от появления обстоятельств, которые установлены законодательством о сборах и налогах и предусматривают оплату этого сбора или налога, и должна быть исполнена в срок, который установлен налоговым законодательством для каждого необходимого налога или при наличии досрочно данного желания. Выполнение данной обязанности обеспечивает сила госпринуждения, которая осуществляется налоговыми органами и, если необходимо, и прочими органами гос власти. Ненадлежащее исполнение или вообще неисполнение обязанности по оплате в срок налога, который устанавливается законодательством о сборах и налогах, приведет к возникновению у налогоплательщика долга перед бюджетами разных уровней и внебюджетными госфондами.

Порядок оплаты

Порядок выполнения обязанности по оплате сборов и налогов определяется статьями 44-60 главы 8 ч.1 Налогового Кодекса РФ.

Пункт 1 ст.44 Налогового Кодекса РФ определяет, что обязанность по оплате сбора или налога появляется, прекращается и изменяется, если в наличии есть основания, которые установлены Налоговым Кодексом РФ или другим актом законодательства о сборах и налогах.

При неуплате сборов и налогов, которые начислены за неоплату пеней и штрафов, у налогоплательщика появляется задолженность и недоимка.

Термин “недоимка” применяется в специализированном значении, которое определено пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ: недоимка — это сумма сбора или налога которая не уплачена в срок, который установлен законодательством о сборах и налогах.

Статья 59 НК РФ ” применяет термин “задолженность» по отношению к пеням, штрафам по ним.

Однако в некоторых ситуациях законодатель применяет понятие “задолженность”, содержание которого является аналогичным понятию недоимки. Когда определяется содержание требования об оплате сбора и налога в п.4 ст.69 Налогового Кодекса РФ указывается, что требование об оплате налога обязано включать в себя данные о “сумме долга по налогу”. В пункте 2 этой статьи при этом указывается, что требование об оплате налога направляют налогоплательщику, когда у него имеется недоимка.

Налоговая задолженность, которая образовалась ввиду изменения срока выполнения налоговой обязанности, представляет собой в материальном понимании сумму неоплаченных сборов, налогов и сумму процентов, которые начислены.

Что ещё включается в задолженность

Определенные исследователи включают в состав термина задолженности, кроме недоимки пени, которые начислены за несвоевременную оплату налога и суммы неоплаченных штрафов.

Под штрафом понимается налоговая санкция, предусматриваемая за нарушение законодательства о сборах и налогах. Штраф по своей экономической сути является не задолженностью по оплате налога, а мерой наказания за его неоплату. Яркий пример этого — штрафы, которые налагаются на должностных лиц организации (главного бухгалтера, руководителя). Данные санкции имеют личное отношение к сотрудникам организации, которые виновным в совершении нарушения.

В отношении включения пени в долг по налогам можно сделать похожий вывод, что и в отношении штрафов. Пеню необходимо рассмотреть как добавочный платеж, который призван компенсировать потери госказны в итоге недополучения сумм налогов в срок при задержке оплаты налога. Значимый момент здесь определение пени как добавочного платежа и указание на ее свойства по компенсации.

Вывод по этому параграфу — то, что содержание термина “задолженность” является аналогичным понятию недоимки, и представляет собой в общем случае сумму налоговых платежей, которые были не уплачены, штрафов по ним, пеней. В то же самое время долги организации, которые связаны с начисленными пенями и штрафными санкциями, нужно рассматривать не в качестве элементов задолженности по налогам, а как задолженности по пеням и штрафам соответственно. Поэтому структура задолженности по налогам, которая включает в себя недоимку и увеличена на сумму рассроченных и отсроченных платежей и сумму платежей, приостановленных временно к взысканию, отражает в полной мере экономическую суть налогового долга.

Предпосылки

Анализ причин появления задолженностей по налогам позволяет не лишь классифицировать причины роста и появления неплатежей, однако и определить определенные действия по их устранению. Данные меры, безусловно, не приведут сами по себе к ликвидации полностью налоговой задолженности, однако в комплексе с прочими действиями экономического и административного характера дадут предприятиям возможность как можно больше снизить уровень неплатежей и добиться впоследствии полной их ликвидации.

М.С. Пронин и С.Б. Пронин подразделяют причины появления налоговой задолженности на три категории: морально-психологические, организационно-правовые и экономические причины.

Экономические причины — к ним возможно отнести микроэкономические, внутриотраслевые, макроэкономические причины. Главная макроэкономическая причина — это неоднородность развития некоторых отраслей российской экономики, видов и регионов хозяйственной деятельности в части доходов, которые ими получены. Причины микроэкономического уровня заложены в деятельности непосредственно организации и вызваны, в первую очередь, слабым контролем финансов, неудовлетворительным руководством и низким качеством налогового и бухгалтерского учета.

Правово-организационные причины — это отсутствие необходимой технической оснащенности и численности структур, которые участвуют в процессе взыскания задолженностей, существующие по-прежнему сложности взаимодействия данных структур, а также различный, нередко весьма низкий уровень деятельности налоговых территориальных органов, которые влияют на собираемость налогов и налоговую дисциплину.

Причины психологически-морального характера – отсутствие налоговой внутренней культуры, осознания неотвратимости процесса взыскания задолженностей, где довольно большое количество руководителей организаций и предприятий полагают, что успешный бизнес и полная оплата налогов — понятия, друг с другом несовместимые.

Значительное число руководителей организаций и предприятий придерживаются бытующего в обществе мнения, что успешный бизнес и полная оплата налогов — несовместимые понятия. А когда налоговые органы таким руководителям доначисляют внушительные суммы и привлекают их к уголовной и административной ответственности и предпринимают все усилия, чтобы не погашать задолженности, которые образовались. Наряду с этим практика указывает, что данные старания уклонения от оплаты налогов не вызывают ничего хорошего, в особенности, когда они не основываются на знании норм законодательства.

Причины образования налоговой задолженности

Рассмотрим более детально причины образования налоговой задолженности под воздействием кризисных моментов современной экономики. Начальными причинами появления налоговой задолженности у хозяйствующих субъектов перед бюджетами различных уровней было ухудшения денежного состояния налогоплательщиков, в итоге экономического общего кризиса в стране.

Увеличению неплатежей также способствовала низкая эффективность системы судов, степень налоговой дисциплины предприятий, являющихся налогоплательщиками и прочие экономические и социальные причины.

Помимо экономических общих причин, которые влияют на появление налоговой задолженности, нужно выделить специфичные причины управленческого и организационного характера деяний налоговых органов. Специфичные факторы, которые способствуют увеличению налоговой задолженности возможно разделить на три главных блока:

  • задолженность,как сумма доначисленных налогов в итоге произведенных мероприятий налогового контроля;
  • неоплата авансовых (текущих) платежей;
  • задолженность, которая принята ввиду изменения места учета налогоплательщика.

Особенности урегулирования

Анализ воздействия специфичных причин, которые способствуют увеличению налоговой задолженности указал, что главная доля в суммарной налоговой задолженности приходится на доначисленные штрафы, пени, налоги в согласии с актами налоговых проверок.

Присутствие задолженности, право на взыскание которой налоговыми органами утрачено, – это самый негативный фактор в системе администрирования налогов. Главная причина потери права на взыскание задолженности, – это нарушение сроков, которые предусмотрены Налоговым Кодексом, как при направлении требований об оплате соответственно со статьями 69, 70 Налогового Кодекса РФ, так и во время принятии решений о взыскании сбора, налога, штрафа, пени соответственно со статьями 46, 47, 48 Налогового Кодекса РФ.

Статистические данные указывают, что сумма задолженности, которая безнадежна к взысканию и образовалась по прошлому месту учета плательщиков налогов, составляет приблизительно 65 – 69% от общей суммы переданной задолженности, а задолженность, у которой право взыскания потеряно при передаче документов от прошлого места учета налогоплательщиков приблизительно 1-4%.

Эти данные о большой сумме налоговой задолженности, которая уменьшается в течение последних лет, как по РФ в целом, так и по особым ее округам говорит о том, что имеющийся экономическо-организационый механизм взыскания суммарной задолженности по налоговым платежам в недостаточной степени эффективен.

Так, многообразие причин образования налоговой задолженности потребует комплексного подхода для их устранения, включая изменения в налоговом законодательстве. Государство при этом, применяя разные механизмы, должно и может контролировать размер налоговой задолженности, для того, чтобы избежать негативных последствий для экономики в стране. Анализ причин появления налоговой задолженности позволяет не лишь классифицировать причины роста и возникновения неплатежей, однако и выявит определенные меры для их устранения.

По этому параграфу необходимо сделать вывод, что налоговая задолженность организаций образовалась под влиянием разных причин, которые так или иначе в меньшей или большей степени оказывали влияние на ее величину. Такие общие причины, которые оказывают воздействие на появление налоговой совокупной задолженности, включают в себя морально-психологические, организационно-правовые, экономические зависимости.

Налоговые органы в качестве государственной структуры, которая инициирует взыскание задолженностей по налогам

Соответственно с Законом РФ “О налоговых органах РФ”, налоговые органы РФ — это одна система контроля, за выполнением налогового законодательства РФ, верностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения в необходимый бюджет налогов и прочих необходимых платежей, при использовании недр, которые установлены законодательством РФ и контроля за выполнением валютного законодательства РФ, которое осуществляется в границах компетенции налоговых органов.

ФНС РФ и ее территориальные органы — это управления Федеральной налоговой службы РФ по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС РФ, инспекции ФНС РФ по районам, городским районам, городам без деления на районы, инспекции ФНС РФ межрайонного уровня, объединяют одну централизованную систему в налоговых органах.

В согласии с Налоговым кодексом РФ в обязанности налоговых органов включается проведение контроля за выполнением законодательства о сборах и налогах и принятых соответственно с ним правовых нормативных актов. Налоговые органы для выполнения этой задачи на постоянной основе и целенаправленно производят мероприятия по увеличению налогового контроля и производят систематическую работу для взыскания недоимок. Налоговые органы — это государственная структура, одной из главных функций которой является учет задолженностей по сборам и налогам, принятие решений в отношении взыскания по налогам задолженностей с организаций и отмена данных решений.

Налоговая система РФ включает в себя три звена: федеральные сборы и налоги устанавливаются Налоговым кодексом и являются обязательными к оплате на всей территории страны; региональные сборы и налоги устанавливает Налоговый кодекс и законы субъектов Федерации, вводятся соответственно с Кодексом и являются обязательными к оплате на территории необходимых субъектов Федерации; местные сборы и налоги, которые устанавливает Налоговый кодекс и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, в действие вводятся соответственно с Кодексом и обязательны к оплате на территориях необходимых муниципальных образований.

ФНС находится в ведении Министерства финансов РФ. ФНС производит собственную деятельность прямо и через собственные территориальные органы во влиянии с органами исполнительной власти субъектов РФ, прочими федеральными органами исполнительной власти, внебюджетными государственными фондами и органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями.

Структурные подразделения, которые осуществляют функции, которые связаны с взысканием задолженностей по сборам и налогам с предприятий и организаций, есть на каждом уровне

Мы коротко рассмотрели урегулирование задолженностей: понятие задолженности по сборам и налогам, предпосылки, порядок оплаты, что ещё включается в задолженность, причины образования налоговой задолженности, особенности урегулирования, налоговые органы в качестве государственной структуры, которая инициирует взыскание задолженностей по налогам. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

biznes-prost.ru

«Просроченная» задолженность по налогам и как от нее избавиться RosInvest.Com

На практике нередко возникает следующая ситуация: на лицевом счете налогоплательщика числится недоимка, однако срок для ее взыскания истек. Но инспекция не спешит исключить такую недоимку из лицевого счета. Дело в том, что порядок ведения лицевых счетов налогоплательщиков установлен приказом ФНС России от 16.03.07 № ММ-3-10/138@. И в нем нет положения, согласно которому недоимка, срок взыскания которой пропущен, должна списываться с лицевого счета.

В итоге старый долг продолжает числиться за налогоплательщиком. А это вовсе не безобидная запись в компьютере. Во-первых, недоимка будет фигурировать в справке о состоянии расчетов с бюджетом (форма утверждена приказом ФНС России от 23.05.05 № ММ-3-19/206@). Эта справка нужна не только при получении банковских кредитов, но и для того, чтобы иметь возможность участвовать в государственных и муниципальных торгах. Во-вторых, опасность «зависшей» недоимки заключается в том, что налоговики могут решить погасить ее за счет переплаты по налогам, образовавшейся позднее.

Как определяется срок, в течение которого контролеры могут взыскать недоимку

Таким образом, очевидно, что оставлять на лицевом счете «просроченную» задолженность невыгодно. Так что же делать? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте разберемся вот с чем: сколько времени есть у инспекции на то, чтобы взыскать недоимку?

Чтобы определить этот период, необходимо знать ряд других сроков. Так, в статье 46 НК РФ предусмотрен срок, по окончании которого налоговики теряют право на бесспорное списание недоимки. Он равен двум месяцам, и отсчитывается со дня, который указан в требовании об уплате налога как крайний срок для добровольного погашения недоимки. Если налоговики пропустили срок на бесспорное списание задолженности налогоплательщика, они могут обратиться в суд. На это им отводится шесть месяцев, отсчитываемых также с момента истечения срока исполнения требования (правда, суд может и восстановить пропущенный срок).

Основная сложность в определении точного «срока жизни» недоимки заключаются в следующем. Главной точкой отсчета указанных выше сроков является дата добровольной уплаты налога, указанная в требовании. При этом само требование направляется налогоплательщику в течение трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ). Дата выявления недоимки фиксируется инспекцией в специальном документе (приложение № 3 к приказу ФНС России от 01.12.06 № САЭ-3-19/825@). То есть начало течения всех перечисленных сроков зависит от даты выявления недоимки. Это значит, что формально, сверка, проведенная в 2010 году, может стать основанием для взыскания недоимки за любой из вошедших в нее периодов.

Схожая ситуация и с недоимкой, выявленной во время налоговой проверки. Правда, в этом случае срок на выставление требования составляют всего 10 рабочих дней с даты вступления в силу решения по проверке (п. 2 ст. 70 НК РФ). Однако сами проверки, особенно выездные, могут быть весьма растянуты во времени.

Есть и еще один нюанс, который нужно учитывать при подсчете максимального срока, отведенного налоговикам на взыскание недоимки. Необходимым элементом расчета является время, установленное в требовании на добровольную уплату налога. Но нередко налоговики вообще не выставляют данное требование, хотя и должны это делать. В таком случае подсчет ведется следующим образом. От срока, когда инспекция обязана была выставить требование (три месяца или 10 рабочих дней) отсчитывается 10 календарных дней – минимальный срок на добровольное погашение недоимки, указанный в пункте 4 статьи 69 НК РФ. И уже по окончании этих 10 календарных дней определяются сроки на бесспорное, а затем и на судебное взыскание недоимки.

Максимальный срок взыскания недоимки, обнаруженной вне рамок проверки

Дата выявления недоимки + время до выставления требования + срок на добровольную уплату, указанный в требовании (если требование не выставлялось, то 3 месяца + 10 календарных дней) + 2 месяца на бесспорное списание средств + 6 месяцев на обращение в суд.

Максимальный срок взыскания недоимки, обнаруженной при проверке

Дата вступления в силу решения по проверке + время до выставления требования + срок на добровольную уплату, указанный в требовании (если требование не выставлялось, то 10 рабочих дней + 10 календарных дней) + 2 месяца на бесспорное списание средств + 6 месяцев на обращение в суд.

Как видно, «срок жизни» недоимки может быть весьма продолжительный. Поэтому, если в ходе камеральной проверки декларации с ошибками налоговики по какой-либо причине не выявили нарушений, и с момента ее подачи прошло несколько лет, это не значит, что задолженность компании не будет взыскана. Ведь период, за который подана декларация, может попасть и под выездную проверку.

Замечу, что если недоимка уже отражена на лицевом счете налогоплательщика, определить срок, в течение которого налоговики вправе взыскать ее, не составит труда. Ведь дата выявления такой задолженности сразу видна.

Избавиться от «зависшей» на лицевом счете задолженности можно только через суд

Перейдем теперь к главному вопросу: как добиться того, чтобы «просроченная» недоимка не висела на счете? К сожалению, решить этот вопрос без обращения в суд не получится. Ведь как уже упоминалось, действующий порядок ведения лицевых счетов не позволяет налоговикам списать задолженность с истекшим сроком взыскания. И хотя в статье 59 НК РФ прямо говорится, что недоимка, взыскание которой невозможно по юридическим основаниям, признается безнадежной и должна списываться, инспекторы не применяют эту норму. При этом они ссылаются на положение этой же статьи 59 НК РФ о том, что порядок списания безнадежной задолженности по федеральным налогам определяется Правительством РФ. В настоящее время такой порядок утверждение постановлением Правительства РФ от 12.02.01 № 100. И в этом документе ни слова не говорится о задолженности, взыскание которой невозможно по юридическим причинам. А раз порядок не утвержден, то, считают ревизоры, и списывать нельзя.

Таким образом, единственная возможность избавиться от «просроченной» недоимки – обратиться в суд. Однако бессмысленно подавать заявление с требованием исключить безнадежную задолженность с лицевого счета. Дело в том, что еще в 2005 году Президиум ВАС РФ пришел к в общем то справедливому выводу о том, что сама по себе запись на лицевом счете о наличии недоимки не нарушает права налогоплательщика (постановление от 11.05.05 № 16507/04). Поэтому суд не удовлетворит подобное заявление (см. также определение ВАС РФ от 12.08.09 № ВАС-9893/09).

Соответственно, поступать нужно иначе. Порядок действий зависит от того, в связи с чем у налогоплательщика возникла необходимость исключить из его лицевого счета «зависший» долг.

Предположим, компании для участия в конкурсе нужна справка о состоянии расчетов с бюджетом. В этом случае фирма, получив в инспекцию справку, в которой упоминается «просроченная» задолженность, может письменно потребовать от налоговиков внести в эту справку отметку о невозможности взыскания долга. Если налоговики ответят отказом, либо в течение месяца вообще не отреагируют на это требование, у компании есть все основания для того, чтобы обратиться в суд. Обжаловать нужно отказ внести изменения в справку или бездействие инспекции. В заявлении желательно указать, что отсутствие в справке сведений о том, что налоговики утратили возможность взыскать задолженность, нарушает право налогоплательщика на получение достоверной информации (постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.09 № 4381/09).

Другой случай: инспекция самостоятельно зачла недавно образовавшуюся у компании переплату по налогам в счет «зависшей» недоимки. В этой ситуации в суд подается заявление о признании недействительным решения о проведении зачета. Сделать это можно в течение трех месяцев с момента получения копии этого решения (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

rosinvest.com

Урегулирование задолженности по налогам и сборам

Задолженность и способы ее урегулирования

Все прекрасно понимают, что такое задолженность. Но если говорить о налоговых долгах налогоплательщиков, то хотелось иметь четкое определение такого  понятие в Налоговом Кодексе РФ. Но, к сожалению, такого определения нет. И вообще ,если внимательно изучить налоговое законодательство, то напрямую такого определения нет. И таким образом, дадим самостоятельное определение такого термина.

Задолженность по налогам и сборам – это сумма платежей, которые не были уплачены в срок по начисленным налоговым обязательствам компании, а также сумма пени и штрафных санкций, начисленных за такое нарушение.

Долги по налогам могут быть урегулированными и не регулированными, все зависит от степени и готовности должника покрыть свои обязательства и компенсировать бюджету понесенные потери: штрафы, пеню и неустойки.

Так неурегулированная задолженность – это та, которая возникла за счет пропуска установленного срока уплаты, то есть своевременное взыскание такой задолженности не есть возможным. Но при этом любой вид долга может быть урегулирован, если он будет уплачен налогоплательщиком, в том числе и с расчетом начисленных штрафов.

Урегулирование задолженности по налогам и сборам возможно за счет таких методов:

  1. Оплата основного долга, а также всех начисленных взысканий – пени, неустойки, штрафа в добровольном порядке налогоплательщиком;
  2. Принудительное взыскание долга с банковских счетов плательщика;
  3. Списание долга;
  4. Банкротство предприятия и погашение долга за счет реструктуризации долга, продажи имущества и т.д.

Списание задолженности с истекшим сроком исковой давности

Задолженность по налогам и сборам учет

Задолженность по налогам и сборам  – это разновидность кредиторской задолженности, которая возникает у субъекта. Следовательно, она, как и другие кредиты и обязательства, должна быть отражена в бухгалтерском учете, в частности, в отчетной документации. В результате такие вот долги перед бюджетом отражаются в такой форме как «Баланс» в специально предназначенной для этого строке – 624, которая так и называется «Задолженность по налогам и сборам». Учет ведется в пассивной части формы.

По строчке 624 отражается итоговое сальдо счета 68, имеющего название «Расчеты по налогам и сборам». В балансе уже отражают суммарную величину обязательств, которые уже начислены и подлежат уплате в бюджет, но еще по определенным причинам не оплачены. При подсчете итогового сальдо по сч.68 учитываются все обязательства на отчетную дату кроме тех сумм, которые уплачиваются в фонды внебюджетного характера. Они отражаются по другим счетам.

Обязательно обратите внимание на то, что сам ЕСН также отражается в стр.624, а не в стр.623 как многие думают.  И даже не важно здесь на каком счете отражается такой ЕСН. Даже если по учётной политике предприятия ЕСН учитывается на сч.69, то его величина суммируется к сальдо сч.68.

Также важно знать, что задолженность по налогам и сборам в балансе в строчке 624 содержит в себе сумму единого социального взноса, но без учета обязательных платежей по пенсионному страхованию.

Все начисленные штрафы, пеня и неустойка по платежам такого рода также учитывается в сч.68 и итогом формирует баланс по строчке 624.

Отсутствие задолженности по налогам и сборам предоставляет право компании проставлять в балансе нулевые значения по данным строкам. Но, внимание: если на дату составления отчетности, начисленные налоги еще не уплачены, хотя это и планируется сделать завтра или в ближайшее время, то долг все равно выставляется.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

raszp.ru

Задолженность по налогам и сборам

Государственное урегулирование задолженности по налогам и сборам осуществляется для возврата долгов, образовавшихся в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязательств. Согласно подп. 1 п. 1 стат. 23 НК уплачивать налоги должны физические и юридические лица. Право взыскания сумм недоимки, штрафов и пеней по платежам в бюджет и внебюджетные фонды возлагается на налоговые органы (подп. 9 п. 1 стат. 31). Какие методы используются для повышения собираемости налогов – об этом далее.

Как выполняется урегулирование задолженности по налогам и сборам в РФ

Налоговая задолженность – это неуплаченные в срок суммы налогов, установленных законодательными нормами РФ. Сроки для перечисления утверждаются на федеральном, региональном или местном уровне в зависимости от вида платежа. При образовании недоимки контрольные органы в лице ИФНС, ФСС и ПФР начисляет пени и штрафные санкции. При этом совокупный размер долгов состоит из урегулированных обязательств, то есть погашенных в срок, и неурегулированных. Последние характеризуются невозможностью взыскания по причине пропуска срока исковой давности (3 года).

Контрольные способы урегулирования задолженности по налогам:

  • Добровольное погашение налогоплательщиком недоимки и пеней на основании выставленного налоговыми органами требования (стат. 69 НК).
  • Принудительное взыскание долгов по налогам за счет денежных средств на расчетных счетах предприятия на основании решения налоговых органов (стат. 46).
  • Если средств на счетах недостаточно, производится взыскание долгов за счет активов должника (стат. 46, 47).
  • Списание части долгов при их реструктуризации – процедура может проводиться в отношении юрлиц по долгам в части федеральных налоговых платежей, а также начисленным штрафам и пеням. Порядок действий регламентируется постановлением № 1002 от 03.09.99 г.
  • Отсрочка или изменение по установленным срокам погашения налогов – может применяться в отношении общей величины неуплаченных налогов или только части (п. 2 стат. 61 НК). Механизм представления рассрочки (отсрочки) описан в стат. 64 НК, инвестиционного кредита – в стат. 67.
  • Применение процедуры банкротства предприятия-должника при соответствии основаниям по стат. 3 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г.
  • Ограничение на выезд физлица-должника за пределы РФ – выносится судебными приставами в соответствии с нормами стат. 67 Закона № 229-ФЗ от 02.10.07 г.

Задолженность по налогам и сборам в бухучете компании

Общая задолженность по налогам и сборам в балансе предприятия отражается в числе прочих обязательств пассива. Внесение данных выполняется бухгалтером с учетом характера и продолжительности периода образования долга. Если налогоплательщику представлен инвестиционный кредит по налогам или же дана отсрочка/рассрочка в сроках исполнения обязательств, такие суммы необходимо отражать в составе долгосрочных обязательств по стр. 1450 (Прочие обязательства). Если же долг относится к текущим, данные указывают в краткосрочных обязательствах по стр. 1520 «Кредиторская задолженность».

Отсутствие задолженности по налогам и сборам означает нулевые остатки по рабочим бухсчетам или наличие переплаты. Такие суммы вносятся в стр. 1230 «Дебиторская задолженность». При этом, в соответствии с Планом счетов по Приказу № 94н от 31.10.00 г., в бухучете используется для отражения задолженности по налогам и сборам счет 68. Величина долгов перед бюджетом отражается по кредиту указанного счета, погашение обязательств – по дебету. Соответствующим образом на отчетную дату образуется сальдо расчетов с государством.

spmag.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *