Материальная помощь статья тк рф – Какая статья ТК РФ о материальной помощи к отпуску?

Содержание

Какая статья ТК РФ о материальной помощи к отпуску?

Материальная помощь к отпуску — статья ТК РФ такого термина не содержит. Однако некоторые виды выплат, в том числе и приуроченные к ежегодному отпуску, положениями Трудового кодекса всё же регулируются. Посмотрим же, что конкретно на этот счет говорится в нормах трудового законодательства. 

Выплата материальной помощи к отпуску в бюджетных организациях

Матпомощь к отпуску у работодателя-ИП и в коммерческих организациях

Материальная помощь или поощрение?

Выплата материальной помощи к отпуску в бюджетных организациях

Общие правила, касающиеся выплат работнику от работодателя, предусмотрены ст. 136 ТК РФ. Применительно к отпуску норма устанавливает лишь требование, согласно которому отпускные должны быть выплачены сотруднику не позже чем за 3 дня до того, как начнется отдых (ч. 9 ст. 136 ТК). Ни о каких дополнительных платежах речи здесь не идет.

Однако при этом ст. 135 ТК РФ говорит, что к числу актов, на основании которых устанавливается не только система оплаты, но и дополнительные выплаты (в том числе и компенсационного характера, в частности матпомощь), относятся как локальные акты предприятия, так и нормы законодательства.

ВАЖНО! На работников госучреждений (как федерального, так и регионального уровня) либо органов местного самоуправления помимо указанных выше норм распространяется также ст. 144 ТК РФ. Она устанавливает порядок применения систем оплаты и прямо указывает на то, что при их установлении могут применяться и иные нормативные акты, кроме ТК. Одним из них, к примеру, является закон «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ. П. 6 ч. 5 ст. 50 этого закона прямо предусматривает возможность дополнительных выплат, приуроченных именно к ежегодному отпуску.

Матпомощь к отпуску у работодателя-ИП и в коммерческих организациях

Законодательные нормы, дающие право на материальную помощь, касаются только бюджетных организаций. А есть ли какие-то способы добиться материальной помощи тем работникам, кто трудится на частника?

Формально обязанности платить сотрудникам что-то сверх обычной зарплаты, отпускных и иных обязательных платежей у работодателя-частника нет. Однако ст. 41 ТК РФ, посвященная коллективным договорам, прямо позволяет работникам заключать с работодателем соглашения, в которых, среди прочего, могут предусматриваться и дополнительные обязанности по выплате компенсаций, пособий, а также по иным вопросам, связанным с оплатой труда. К таким вопросам может относиться и обязанность производить дополнительные выплаты к отпуску. Кроме того, уже упомянутая ст. 135 ТК РФ позволяет принимать локальные акты, предусматривающие выплату работникам материальной помощи по различным основаниям, включая убытие в отпуск.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Обязательная матпомощь может быть предусмотрена не только коллективным, но и индивидуальным трудовым договором. Так, ст. 57 ТК РФ среди условий, подлежащих обязательному включению в трудовой договор, прямо упоминает и те, которые касаются надбавок, компенсаций и иных выплат, производимых конкретному работнику.

Материальная помощь или поощрение?

Отдельно следует упомянуть вопрос о том, как оформляется выплата, приуроченная к отпуску работника. Варианты здесь могут быть следующие:

  • Именно как материальная помощь, выдаваемая вне зависимости от того, насколько эффективно трудился работник в течение года. Такие выплаты, согласно п. 23 ст. 270 НК РФ, базу по налогу на прибыль не уменьшают и при расчете сумм налога не учитываются. То есть матпомощь в этом случае работодатель производит исключительно за свой счет.
  • Как поощрительная мера, предусмотренная соответствующими нормами, действующими на предприятии. В этом случае есть возможность провести соответствующий платеж как расходы, направленные на то, чтобы оплатить труд работников (ст. 255 НК РФ).

Какой из вариантов будет использоваться работодателем, зависит от доходов организации, кадровой политики и других обстоятельств. В целом же более предпочтителен второй вариант: материальной помощью обычно все-таки называется выплата, призванная поддержать сотрудника, попавшего в тяжелые жизненные обстоятельства. Однако уход в отпуск к таким обстоятельствам явно не относится. 

Таким образом, хотя напрямую материальная помощь ТК РФ не предусмотрена, кодекс всё же дает работодателю возможность ее выплачивать, в том числе и приурочивая выплату к моменту выхода работника в отпуск.

Читайте нас в Яндекс.Дзен

Яндекс.Дзен

nsovetnik.ru

Регулирует ли Трудовой Кодекс РФ вопросы выплаты матпомощи?

Как указывает Трудовой кодекс — материальная помощь может быть урегулирована исключительно локальными актами и коллективными договорами. В самом Трудовом кодексе РФ не дается определения понятия матпомощи, не раскрывается порядок ее выплат, не перечисляются основания для ее начисления. Рассмотрим, какие упоминания о матпомощи содержит Трудовой кодекс.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Какие статьи Трудового кодекса РФ упоминают о материальной помощи?

Материальная помощь – это выплата социального характера, которая может производиться работодателем в пользу работников при наступлении в их жизни различного рода обстоятельств, например, рождения детей, заключения брака, смерти близких, и т.д.

Прямых положений ТК РФ о материальной помощи не закрепляет. Более того, данное понятие вообще в нем не упоминается, как и в любых других законодательных нормах, которые регулируют трудовые отношения. В связи с этим у читателя может возникнуть резонный вопрос о том, могут ли вообще производиться выплаты матпомощи, без какого-либо законодательного регулирования? Ответим на этот вопрос далее.

Если ТК РФ материальную помощь не закрепляет, чем регулируется порядок ее выплаты?

Матпомощь упоминается в НК РФ, ФЗ «О государственной гражданской службе…» от 27.07.2004 № 79, ФЗ «Об обязательном социальном страховании…» от 24.07.1998 № 125, и других. Однако и данные Федеральные законы не определяют условия и порядок выплат, размер матпомощи.

В силу ч. 2 ст. 5 ТК РФ отношения в сфере труда могут быть урегулированы не только на законодательно уровне, но и на локальном, — путем принятия локальных актов и коллективных договоров, в порядке, предусмотренном ст. 8, 40 ТК РФ. Именно в таких внутренних актах и может закрепляться порядок выплаты матпомощи. Кроме того, выплаты могут производиться и без какого-либо регулирования, на основании приказа работодателя.

В каких случаях выплачивается материальная помощь?

Как уже упоминалось, основания для выплаты законом не установлены. В связи с этим они могут быть абсолютно любыми, если иного не закреплено во внутренних актах конкретной организации.

Чаще всего основаниями для выплаты являются следующие обстоятельства, возникающие в жизни сотрудников фирмы:

Это лишь малая часть оснований, при наличии которых может выдаваться матпомощь. Полный их перечень может быть закреплен во внутренних документах организации. Если таковых нет, сотрудник может выбрать любое основание, с которым он связывает возможность начисления ему сумм матпомощи, и написать заявление работодателю с просьбой о произведении выплаты.

Наличие указанных выше и иных оснований необходимо документально подтвердить. Например, причинение ущерба вследствие ДТП подтверждается справкой о ДТП; постановлением о привлечении к административной ответственности работника или иного виновного лица; заключением эксперта о причиненных повреждениях транспортному средству или здоровью.

***

Таким образом, Трудовой кодекс РФ материальную помощь не освещает, поэтому порядок произведения данного вида выплат регламентируется внутренними актами организации, либо не раскрывается вовсе.

zakoved.ru

Материальная помощь к отпуску – какими статьями ТК РФ регулируется ее выплата

Заработная плата понятие не однозначное. Она включает в себя не только оклад, но и другие выплаты, подразумевающие компенсацию за труд в определенных условиях.

Еще более сложным для рядовых граждан является понятие отпускных, которые формируются из нескольких составляющих, в частности, материальной помощи, порядок выплаты которой определен несколькими нормативными актами.

Законодательное регулирование вопроса

В соответствии с нормами закона каждый труженик в период ежегодного отпуска вправе рассчитывать на сохранение заработной платы в среднем размере за все дни законного отдыха в порядке ст.139 ТК РФ. Но при этом в ряде организаций и компаний к так называемым отпускным выплачивается еще и материальная помощь, условия назначения которой не совсем понятны рядовым гражданам, а между тем, законом данный аспект освещен.

Так в частности, в ст.135 ТК РФ сказано, что еще на стадии оформления трудовых правоотношений работодатель обязан оговорить в договоре условия оплаты труда включающих в себя оклад, а также надбавки и доплаты, предусмотренные в организации локальными актами либо федеральным законодательством.

То есть, оклад и надбавки за вредные условия труда или выполнение обязанностей в особых климатических условиях регламентируются федеральным законодательством и являются обязательными, а вот доплаты, по сути, относятся к стимулирующим выплатам и могут выплачиваться исходя из финансового положения компании в порядке определенном локальными актами. А так как материальная помощь является стимулирующей выплатой, выплачивается она только в том случае, если предусмотрена коллективным договором.

Но выше оговоренная норма актуальна только для коммерческих предприятий, которые вольны расходовать полученную прибыль по собственному разумению, в отношении же государственных структур выплата материальной помощи к отпуску является обязательной, в порядке федерального законодательства, а именно ст.50 ФЗ №79 «О государственной службе».

Государственные учреждения

Государственные служащие в рамках закона относятся к особой категории в связи с тем, что специфика их занятости предполагает повышенные психологические нагрузки и риски, возникающие в процессе выполнения непосредственных обязанностей, учитывая, что основной обязанностью служащих является контроль за соблюдением норм закона и прав рядовых граждан. Именно поэтому для данной категории и

предусмотрена материальная помощь к отпуску на федеральном уровне.

Так в частности, п.6 ч.5 ст.50 ФЗ №79 сказано, что при уходе в основном отпуск госслужащему в качестве меры поощрения положена материальная помощь к уже предусмотренным законом отпускным, исчисляемым в порядке ст.135 ТК РФ, нормы которой распространяются на всех без исключения работников.

При этом размер помощи устанавливается, не исходя из финансового положения учреждения, а на основании норм закона. Так в частности, в соответствии с п.14 Приказа Минтруда №163н мат. помощь к отпуску служащему выплачивается

в размере двух окладов уже с первого года трудоустройства. Причем право на получение оговоренной выплаты у госслужащего возникает по истечении полугода непрерывной службы, что в принципе актуально и для всех категорий работников, которые могут воспользоваться отпуском полной протяженности, а значит и льготами, установленными к нему уже по истечении шести месяцев.

При этом помощь служащему выделяется не автоматически при уходе в отпуск, а только на основании заявления, которое он оформляет к уже ранее написанному заявлению о предоставлении отдыха. Еще одной особенностью помощи является тот факт, что данный вид выплат положен только к основной части отпуска, а не к дополнительной, которая в порядке ФЗ №79 составляет от 5 до 15 дней. При этом служащий также как и рядовой труженик может разделить основной отпуск на несколько частей, но вот помощь будет выплачена только один раз к той части отпуска, который служащий выберет по согласованию с руководством.

Имеют право на материальную помощь и другие категории служащих, в частности, работники муниципалитетов, которые на основании ст.5 ФЗ №25 приравниваются в правах и обязанностях к госслужащим. Однако учитывая, что порядок финансирования оговоренной структуры осуществляется за счет местных бюджетов, размер материальной помощи определяется уже на местном уровне в порядке ч.2 ст.22 ФЗ №25, хотя условия предоставления помощи, а также процедура оформления аналогична, применяемой в гос. учреждениях.

Хотелось бы отметить еще одну особенность, а именно сроки начисления и перерасчета материальной помощи. Несмотря на особое положение служащих и нормы ФЗ №79 на данную категорию нормы ТК РФ распространяются в полной мере. Так в частности, во исполнение ст.136 ТК РФ служащему обязаны перечислить отпускные за три календарных дня до начала законного отдыха, а при совпадении оговоренного срока с выходными и ранее.

Коммерческие организации

Коммерческие учреждения, как правило, не имеют вышестоящих организаций и соответственно прибылью могут распоряжаться уже по собственному разумению, что предопределяет возможность выделения определенной суммы средств на выплату материальной помощи работникам в качестве поощрения.

При этом для того, чтобы приурочить перечисление материальной помощи к ежегодному отдыху, условия о размере помощи, а также порядке предоставления для начала следует закрепить в локальных актах, учитывая, что обязанность по выплате материальной помощи в ТК РФ не закреплена, а исполнять условия локальных актов работодатель обязан на основании ст.22 ТК РФ.

То есть по сути, работодатель может установить и собственные условия перечисления материальной помощи, но только при соблюдении единого правила, оговоренного ст.8 ТК РФ и предусматривающего запрет на ухудшение условий труда либо оплаты в сравнении с утвержденным законодательством.

Так в частности, в некоторых организациях помощь к отпуску можете выплачиваться только в размере оклада либо его половины, да и то исходя из финансовых возможностей компании в текущем году. В других же учреждениях, помощь к отпуску предоставляется не ранее, чем труженик отработает полный год на благо предприятия, а не полгода. То есть сотрудник, конечно, может воспользоваться своим законным правом на отдых уже через шесть месяцев с момента трудоустройства, при этом помощь к отдыху он сможет получить только в следующем году.

При этом учитывая, что законом выплата материальной помощи не регламентирована, руководство компании может предусмотреть различный размер помощи в отношении некоторых категорий сотрудников. То есть для рядовых тружеников размер материалки может составлять и половину оклада, в то время как руководящий состав будет вправе рассчитывать и на все 100%.

Однако, несмотря на значительные отличия в размере материальной помощи, порядок ее начисления для всех сотрудников компании будет применяться один, причем аналогичный с вышеописанным. То есть для получения помощи к законному отдыху сотрудникам нужно будет оформить заявление с просьбой о выделении помощи в связи с уходом в отпуск.

Оформление выплат и порядок начисления

В соответствии со ст.123 ТК РФ о времени начала отпуска труженик должен быть уведомлен руководством компании за две недели до начала оного, посредством вручения письменного уведомления, составленного на основании графика очередности. При этом в упомянутом документе порядок перечисления материальной помощи не оговаривается, следовательно, работник для получения материалки должен подать заявление с просьбой о ее предоставлении.

Учитывая, что данная выплата не является обязательной, утвержденного образца заявления законом не предусмотрено, поэтому оговоренный документ составляется в порядке, предусмотренном для документации данного вида, с текстовкой составленной произвольно. К примеру: «Прощу оказать мне помощь в связи с уходом в отпуск».

На основании заявления и уведомления нормировщиком компании либо кадровым работником оформляется отпускная записка с указанием количества дней отпуска, периода его предоставления, а также процентного соотношением помощи, к примеру, 50% или 100%. При этом распорядительных документов издается не один, а два. В частности, для оформления отдыха используется бланк Т-6, а для выделения помощи приказ, составленный в произвольной форме.

Естественно оговоренные распорядительные акты составляются в двух экземплярах, в связи с их последующей передачей в бухгалтерию для начисления отпускных и помощи, и регистрируются в разных журналах, ведь приказы по отпускам относятся к документации по личному составу, а приказы по выделению помощи к документам по основной деятельности.

Налогообложение

В соответствии с нормами налогового законодательства материальная помощь не подлежит налогообложению только в том случае, если данная выплата перечисляется в качестве финансовой поддержки в связи с чрезвычайными обстоятельствами, связанными с болезнью, потерей близких людей либо утратой жилища, да и то разово.

В то время как помощь к отпуску имеет регулярный характер перечисления и отсутствие чрезвычайных обстоятельств в качестве основной причины перерасчета. То есть, материальная помощь к отпуску в данной ситуации считается получением прибыли и соответственно облагается налогами в том же порядке, что и заработная плата, не говоря уже о других начислениях.

О видах поощрения сотрудников рассказано в следующем видеосюжете:

posobie-help.ru

Материальная помощь к отпуску – какими статьями ТК РФ регулируется ее выплата |

Заработная плата понятие не однозначное. Она включает в себя не только оклад, но и другие выплаты, подразумевающие компенсацию за труд в определенных условиях.

Еще более сложным для рядовых граждан является понятие отпускных, которые формируются из нескольких составляющих, в частности, материальной помощи, порядок выплаты которой определен несколькими нормативными актами.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

В соответствии с нормами закона каждый труженик в период ежегодного отпуска вправе рассчитывать на сохранение заработной платы в среднем размере за все дни законного отдыха в порядке ст.139 ТК РФ. Но при этом в ряде организаций и компаний к так называемым отпускным выплачивается еще и материальная помощь, условия назначения которой не совсем понятны рядовым гражданам, а между тем, законом данный аспект освещен.

Так в частности, в ст.135 ТК РФ сказано, что еще на стадии оформления трудовых правоотношений работодатель обязан оговорить в договоре условия оплаты труда включающих в себя оклад, а также надбавки и доплаты, предусмотренные в организации локальными актами либо федеральным законодательством.

То есть, оклад и надбавки за вредные условия труда или выполнение обязанностей в особых климатических условиях регламентируются федеральным законодательством и являются обязательными, а вот доплаты, по сути, относятся к стимулирующим выплатам и могут выплачиваться исходя из финансового положения компании в порядке определенном локальными актами. А так как материальная помощь является стимулирующей выплатой, выплачивается она только в том случае, если предусмотрена коллективным договором.

Но выше оговоренная норма актуальна только для коммерческих предприятий, которые вольны расходовать полученную прибыль по собственному разумению, в отношении же государственных структур выплата материальной помощи к отпуску является обязательной, в порядке федерального законодательства, а именно ст.50 ФЗ №79 «О государственной службе».

Государственные служащие в рамках закона относятся к особой категории в связи с тем, что специфика их занятости предполагает повышенные психологические нагрузки и риски, возникающие в процессе выполнения непосредственных обязанностей, учитывая, что основной обязанностью служащих является контроль за соблюдением норм закона и прав рядовых граждан. Именно поэтому для данной категории и предусмотрена материальная помощь к отпуску на федеральном уровне.

Так в частности, п.6 ч.5 ст.50 ФЗ №79 сказано, что при уходе в основном отпуск госслужащему в качестве меры поощрения положена материальная помощь к уже предусмотренным законом отпускным, исчисляемым в порядке ст.135 ТК РФ, нормы которой распространяются на всех без исключения работников.

При этом размер помощи устанавливается, не исходя из финансового положения учреждения, а на основании норм закона. Так в частности, в соответствии с п.14 Приказа Минтруда №163н мат. помощь к отпуску служащему выплачивается в размере двух окладов уже с первого года трудоустройства. Причем право на получение оговоренной выплаты у госслужащего возникает по истечении полугода непрерывной службы, что в принципе актуально и для всех категорий работников, которые могут воспользоваться отпуском полной протяженности, а значит и льготами, установленными к нему уже по истечении шести месяцев.

При этом помощь служащему выделяется не автоматически при уходе в отпуск, а только на основании заявления, которое он оформляет к уже ранее написанному заявлению о предоставлении отдыха. Еще одной особенностью помощи является тот факт, что данный вид выплат положен только к основной части отпуска, а не к дополнительной, которая в порядке ФЗ №79 составляет от 5 до 15 дней. При этом служащий также как и рядовой труженик может разделить основной отпуск на несколько частей, но вот помощь будет выплачена только один раз к той части отпуска, который служащий выберет по согласованию с руководством.

Имеют право на материальную помощь и другие категории служащих, в частности, работники муниципалитетов, которые на основании ст.5 ФЗ №25 приравниваются в правах и обязанностях к госслужащим. Однако учитывая, что порядок финансирования оговоренной структуры осуществляется за счет местных бюджетов, размер материальной помощи определяется уже на местном уровне в порядке ч.2 ст.22 ФЗ №25, хотя условия предоставления помощи, а также процедура оформления аналогична, применяемой в гос. учреждениях.

Хотелось бы отметить еще одну особенность, а именно сроки начисления и перерасчета материальной помощи. Несмотря на особое положение служащих и нормы ФЗ №79 на данную категорию нормы ТК РФ распространяются в полной мере. Так в частности, во исполнение ст.136 ТК РФ служащему обязаны перечислить отпускные за три календарных дня до начала законного отдыха, а при совпадении оговоренного срока с выходными и ранее.

При этом для того, чтобы приурочить перечисление материальной помощи к ежегодному отдыху, условия о размере помощи, а также порядке предоставления для начала следует закрепить в локальных актах, учитывая, что обязанность по выплате материальной помощи в ТК РФ не закреплена, а исполнять условия локальных актов работодатель обязан на основании ст.22 ТК РФ.

То есть по сути, работодатель может установить и собственные условия перечисления материальной помощи, но только при соблюдении единого правила, оговоренного ст.8 ТК РФ и предусматривающего запрет на ухудшение условий труда либо оплаты в сравнении с утвержденным законодательством.

Так в частности, в некоторых организациях помощь к отпуску можете выплачиваться только в размере оклада либо его половины, да и то исходя из финансовых возможностей компании в текущем году. В других же учреждениях, помощь к отпуску предоставляется не ранее, чем труженик отработает полный год на благо предприятия, а не полгода. То есть сотрудник, конечно, может воспользоваться своим законным правом на отдых уже через шесть месяцев с момента трудоустройства, при этом помощь к отдыху он сможет получить только в следующем году.

При этом учитывая, что законом выплата материальной помощи не регламентирована, руководство компании может предусмотреть различный размер помощи в отношении некоторых категорий сотрудников. То есть для рядовых тружеников размер материалки может составлять и половину оклада, в то время как руководящий состав будет вправе рассчитывать и на все 100%.

Однако, несмотря на значительные отличия в размере материальной помощи, порядок ее начисления для всех сотрудников компании будет применяться один, причем аналогичный с вышеописанным. То есть для получения помощи к законному отдыху сотрудникам нужно будет оформить заявление с просьбой о выделении помощи в связи с уходом в отпуск.

В соответствии со ст.123 ТК РФ о времени начала отпуска труженик должен быть уведомлен руководством компании за две недели до начала оного, посредством вручения письменного уведомления, составленного на основании графика очередности. При этом в упомянутом документе порядок перечисления материальной помощи не оговаривается, следовательно, работник для получения материалки должен подать заявление с просьбой о ее предоставлении.

Учитывая, что данная выплата не является обязательной, утвержденного образца заявления законом не предусмотрено, поэтому оговоренный документ составляется в порядке, предусмотренном для документации данного вида, с текстовкой составленной произвольно. К примеру: «Прощу оказать мне помощь в связи с уходом в отпуск».

На основании заявления и уведомления нормировщиком компании либо кадровым работником оформляется отпускная записка с указанием количества дней отпуска, периода его предоставления, а также процентного соотношением помощи, к примеру, 50% или 100%. При этом распорядительных документов издается не один, а два. В частности, для оформления отдыха используется бланк Т-6, а для выделения помощи приказ, составленный в произвольной форме.

Естественно оговоренные распорядительные акты составляются в двух экземплярах, в связи с их последующей передачей в бухгалтерию для начисления отпускных и помощи, и регистрируются в разных журналах, ведь приказы по отпускам относятся к документации по личному составу, а приказы по выделению помощи к документам по основной деятельности.

В то время как помощь к отпуску имеет регулярный характер перечисления и отсутствие чрезвычайных обстоятельств в качестве основной причины перерасчета. То есть, материальная помощь к отпуску в данной ситуации считается получением прибыли и соответственно облагается налогами в том же порядке, что и заработная плата, не говоря уже о других начислениях.

О видах поощрения сотрудников рассказано в следующем видеосюжете:

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Виды и порядок оформления дополнительного отпуска военнослужащим

Как военнослужащему оформить отпуск по личным обстоятельствам

Как грамотно составить рапорт на отпуск военнослужащему

Как правильно оформить дополнительный отпуск пенсионеру

В 2016 году , уходя в отпуск, забыла написать заявление на материальную помощь к отпуску,

а кадры как-то и не напомнили об этом, Обнаружилось это в 2017 году, когда заполняла доки для налоговой инспекции.

Вопрос: вправе ли я требовать возмещения данной выплаты у своей организации (госучреждение)

Добрый день Сколько раз начислять доплату к отпуску если работник не был в отпуске 2 года? За каждый год или один раз, когда он реально идет в отпуск?

Разделы
  • Бесплатная консультация юриста

    Москва и область

    Санкт Петербург и область

    Copyright © 2016. Posobie-Help — помощь и консультации по всем видам пособий и льгот

    Публикация и копирование материалов без письменного согласия автора запрещена.

  • ymp3.ru

    Материальная помощь к отпуску – какими статьями ТК РФ регулируется ее выплата |

    Заработная плата понятие не однозначное. Она включает в себя не только оклад, но и другие выплаты, подразумевающие компенсацию за труд в определенных условиях.

    Еще более сложным для рядовых граждан является понятие отпускных, которые формируются из нескольких составляющих, в частности, материальной помощи, порядок выплаты которой определен несколькими нормативными актами.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

    В соответствии с нормами закона каждый труженик в период ежегодного отпуска вправе рассчитывать на сохранение заработной платы в среднем размере за все дни законного отдыха в порядке ст.139 ТК РФ. Но при этом в ряде организаций и компаний к так называемым отпускным выплачивается еще и материальная помощь, условия назначения которой не совсем понятны рядовым гражданам, а между тем, законом данный аспект освещен.

    Так в частности, в ст.135 ТК РФ сказано, что еще на стадии оформления трудовых правоотношений работодатель обязан оговорить в договоре условия оплаты труда включающих в себя оклад, а также надбавки и доплаты, предусмотренные в организации локальными актами либо федеральным законодательством.

    То есть, оклад и надбавки за вредные условия труда или выполнение обязанностей в особых климатических условиях регламентируются федеральным законодательством и являются обязательными, а вот доплаты, по сути, относятся к стимулирующим выплатам и могут выплачиваться исходя из финансового положения компании в порядке определенном локальными актами. А так как материальная помощь является стимулирующей выплатой, выплачивается она только в том случае, если предусмотрена коллективным договором.

    Но выше оговоренная норма актуальна только для коммерческих предприятий, которые вольны расходовать полученную прибыль по собственному разумению, в отношении же государственных структур выплата материальной помощи к отпуску является обязательной, в порядке федерального законодательства, а именно ст.50 ФЗ №79 «О государственной службе».

    Государственные служащие в рамках закона относятся к особой категории в связи с тем, что специфика их занятости предполагает повышенные психологические нагрузки и риски, возникающие в процессе выполнения непосредственных обязанностей, учитывая, что основной обязанностью служащих является контроль за соблюдением норм закона и прав рядовых граждан. Именно поэтому для данной категории и предусмотрена материальная помощь к отпуску на федеральном уровне.

    Так в частности, п.6 ч.5 ст.50 ФЗ №79 сказано, что при уходе в основном отпуск госслужащему в качестве меры поощрения положена материальная помощь к уже предусмотренным законом отпускным, исчисляемым в порядке ст.135 ТК РФ, нормы которой распространяются на всех без исключения работников.

    При этом размер помощи устанавливается, не исходя из финансового положения учреждения, а на основании норм закона. Так в частности, в соответствии с п.14 Приказа Минтруда №163н мат. помощь к отпуску служащему выплачивается в размере двух окладов уже с первого года трудоустройства. Причем право на получение оговоренной выплаты у госслужащего возникает по истечении полугода непрерывной службы, что в принципе актуально и для всех категорий работников, которые могут воспользоваться отпуском полной протяженности, а значит и льготами, установленными к нему уже по истечении шести месяцев.

    При этом помощь служащему выделяется не автоматически при уходе в отпуск, а только на основании заявления, которое он оформляет к уже ранее написанному заявлению о предоставлении отдыха. Еще одной особенностью помощи является тот факт, что данный вид выплат положен только к основной части отпуска, а не к дополнительной, которая в порядке ФЗ №79 составляет от 5 до 15 дней. При этом служащий также как и рядовой труженик может разделить основной отпуск на несколько частей, но вот помощь будет выплачена только один раз к той части отпуска, который служащий выберет по согласованию с руководством.

    Имеют право на материальную помощь и другие категории служащих, в частности, работники муниципалитетов, которые на основании ст.5 ФЗ №25 приравниваются в правах и обязанностях к госслужащим. Однако учитывая, что порядок финансирования оговоренной структуры осуществляется за счет местных бюджетов, размер материальной помощи определяется уже на местном уровне в порядке ч.2 ст.22 ФЗ №25, хотя условия предоставления помощи, а также процедура оформления аналогична, применяемой в гос. учреждениях.

    Хотелось бы отметить еще одну особенность, а именно сроки начисления и перерасчета материальной помощи. Несмотря на особое положение служащих и нормы ФЗ №79 на данную категорию нормы ТК РФ распространяются в полной мере. Так в частности, во исполнение ст.136 ТК РФ служащему обязаны перечислить отпускные за три календарных дня до начала законного отдыха, а при совпадении оговоренного срока с выходными и ранее.

    При этом для того, чтобы приурочить перечисление материальной помощи к ежегодному отдыху, условия о размере помощи, а также порядке предоставления для начала следует закрепить в локальных актах, учитывая, что обязанность по выплате материальной помощи в ТК РФ не закреплена, а исполнять условия локальных актов работодатель обязан на основании ст.22 ТК РФ.

    То есть по сути, работодатель может установить и собственные условия перечисления материальной помощи, но только при соблюдении единого правила, оговоренного ст.8 ТК РФ и предусматривающего запрет на ухудшение условий труда либо оплаты в сравнении с утвержденным законодательством.

    Так в частности, в некоторых организациях помощь к отпуску можете выплачиваться только в размере оклада либо его половины, да и то исходя из финансовых возможностей компании в текущем году. В других же учреждениях, помощь к отпуску предоставляется не ранее, чем труженик отработает полный год на благо предприятия, а не полгода. То есть сотрудник, конечно, может воспользоваться своим законным правом на отдых уже через шесть месяцев с момента трудоустройства, при этом помощь к отдыху он сможет получить только в следующем году.

    При этом учитывая, что законом выплата материальной помощи не регламентирована, руководство компании может предусмотреть различный размер помощи в отношении некоторых категорий сотрудников. То есть для рядовых тружеников размер материалки может составлять и половину оклада, в то время как руководящий состав будет вправе рассчитывать и на все 100%.

    Однако, несмотря на значительные отличия в размере материальной помощи, порядок ее начисления для всех сотрудников компании будет применяться один, причем аналогичный с вышеописанным. То есть для получения помощи к законному отдыху сотрудникам нужно будет оформить заявление с просьбой о выделении помощи в связи с уходом в отпуск.

    В соответствии со ст.123 ТК РФ о времени начала отпуска труженик должен быть уведомлен руководством компании за две недели до начала оного, посредством вручения письменного уведомления, составленного на основании графика очередности. При этом в упомянутом документе порядок перечисления материальной помощи не оговаривается, следовательно, работник для получения материалки должен подать заявление с просьбой о ее предоставлении.

    Учитывая, что данная выплата не является обязательной, утвержденного образца заявления законом не предусмотрено, поэтому оговоренный документ составляется в порядке, предусмотренном для документации данного вида, с текстовкой составленной произвольно. К примеру: «Прощу оказать мне помощь в связи с уходом в отпуск».

    На основании заявления и уведомления нормировщиком компании либо кадровым работником оформляется отпускная записка с указанием количества дней отпуска, периода его предоставления, а также процентного соотношением помощи, к примеру, 50% или 100%. При этом распорядительных документов издается не один, а два. В частности, для оформления отдыха используется бланк Т-6, а для выделения помощи приказ, составленный в произвольной форме.

    Естественно оговоренные распорядительные акты составляются в двух экземплярах, в связи с их последующей передачей в бухгалтерию для начисления отпускных и помощи, и регистрируются в разных журналах, ведь приказы по отпускам относятся к документации по личному составу, а приказы по выделению помощи к документам по основной деятельности.

    В то время как помощь к отпуску имеет регулярный характер перечисления и отсутствие чрезвычайных обстоятельств в качестве основной причины перерасчета. То есть, материальная помощь к отпуску в данной ситуации считается получением прибыли и соответственно облагается налогами в том же порядке, что и заработная плата, не говоря уже о других начислениях.

    О видах поощрения сотрудников рассказано в следующем видеосюжете:

    Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Виды и порядок оформления дополнительного отпуска военнослужащим

    Как военнослужащему оформить отпуск по личным обстоятельствам

    Как грамотно составить рапорт на отпуск военнослужащему

    Как правильно оформить дополнительный отпуск пенсионеру

    В 2016 году , уходя в отпуск, забыла написать заявление на материальную помощь к отпуску,

    а кадры как-то и не напомнили об этом, Обнаружилось это в 2017 году, когда заполняла доки для налоговой инспекции.

    Вопрос: вправе ли я требовать возмещения данной выплаты у своей организации (госучреждение)

    Добрый день Сколько раз начислять доплату к отпуску если работник не был в отпуске 2 года? За каждый год или один раз, когда он реально идет в отпуск?

    Разделы
  • Бесплатная консультация юриста

    Москва и область

    Санкт Петербург и область

    Copyright © 2016. Posobie-Help — помощь и консультации по всем видам пособий и льгот

    Публикация и копирование материалов без письменного согласия автора запрещена.

  • xn--b1altabgdr.org

    Какая статья ТК РФ о материальной помощи к отпуску?

    Материальная помощь к отпуску — статья ТК РФ такого термина не содержит. Однако некоторые виды выплат, в том числе и приуроченные к ежегодному отпуску, положениями Трудового кодекса всё же регулируются.

    Посмотрим же, что конкретно на этот счет говорится в нормах трудового законодательства.

    Выплата материальной помощи к отпуску в бюджетных организациях

    Общие правила, касающиеся выплат работнику от работодателя, предусмотрены ст. 136 ТК РФ. Применительно к отпуску норма устанавливает лишь требование, согласно которому отпускные должны быть выплачены сотруднику не позже чем за 3 дня до того, как начнется отдых (ч.

    9 ст. 136 ТК).

    Ни о каких дополнительных платежах речи здесь не идет.

    Однако при этом ст. 135 ТК РФ говорит, что к числу актов, на основании которых устанавливается не только система оплаты, но и дополнительные выплаты (в том числе и компенсационного характера, в частности матпомощь), относятся как локальные акты предприятия, так и нормы законодательства.

    ВАЖНО! На работников госучреждений (как федерального, так и регионального уровня) либо органов местного самоуправления помимо указанных выше норм распространяется также ст. 144 ТК РФ.

    Она устанавливает порядок применения систем оплаты и прямо указывает на то, что при их установлении могут применяться и иные нормативные акты, кроме ТК. Одним из них, к примеру, является закон «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ. П. 6 ч. 5 ст.

    50 этого закона прямо предусматривает возможность дополнительных выплат, приуроченных именно к ежегодному отпуску.

    Матпомощь к отпуску у работодателя-ИП и в коммерческих организациях

    Законодательные нормы, дающие право на материальную помощь, касаются только бюджетных организаций. А есть ли какие-то способы добиться материальной помощи тем работникам, кто трудится на частника?

    Формально обязанности платить сотрудникам что-то сверх обычной зарплаты, отпускных и иных обязательных платежей у работодателя-частника нет. Однако ст. 41 ТК РФ, посвященная коллективным договорам, прямо позволяет работникам заключать с работодателем соглашения, в которых, среди прочего, могут предусматриваться и дополнительные обязанности по выплате компенсаций, пособий, а также по иным вопросам, связанным с оплатой труда.

    К таким вопросам может относиться и обязанность производить дополнительные выплаты к отпуску. Кроме того, уже упомянутая ст.

    135 ТК РФ позволяет принимать локальные акты, предусматривающие выплату работникам материальной помощи по различным основаниям, включая убытие в отпуск.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Обязательная матпомощь может быть предусмотрена не только коллективным, но и индивидуальным трудовым договором.

    Так, ст. 57 ТК РФ среди условий, подлежащих обязательному включению в трудовой договор, прямо упоминает и те, которые касаются надбавок, компенсаций и иных выплат, производимых конкретному работнику.

    Материальная помощь или поощрение?

    Отдельно следует упомянуть вопрос о том, как оформляется выплата, приуроченная к отпуску работника. Варианты здесь могут быть следующие:

    • Именно как материальная помощь, выдаваемая вне зависимости от того, насколько эффективно трудился работник в течение года. Такие выплаты, согласно п. 23 ст. 270 НК РФ, базу по налогу на прибыль не уменьшают и при расчете сумм налога не учитываются. То есть матпомощь в этом случае работодатель производит исключительно за свой счет.
    • Как поощрительная мера, предусмотренная соответствующими нормами, действующими на предприятии. В этом случае есть возможность провести соответствующий платеж как расходы, направленные на то, чтобы оплатить труд работников (ст. 255 НК РФ).

    Какой из вариантов будет использоваться работодателем, зависит от доходов организации, кадровой политики и других обстоятельств. В целом же более предпочтителен второй вариант: материальной помощью обычно все-таки называется выплата, призванная поддержать сотрудника, попавшего в тяжелые жизненные обстоятельства.

    Однако уход в отпуск к таким обстоятельствам явно не относится.

    Таким образом, хотя напрямую материальная помощь ТК РФ не предусмотрена, кодекс всё же дает работодателю возможность ее выплачивать, в том числе и приурочивая выплату к моменту выхода работника в отпуск.

    2018-g.ru

    Материальная помощь к отпуску – какими статьями ТК РФ регулируется ее выплата |

    Заработная плата понятие не однозначное. Она включает в себя не только оклад, но и другие выплаты, подразумевающие компенсацию за труд в определенных условиях.

    Еще более сложным для рядовых граждан является понятие отпускных, которые формируются из нескольких составляющих, в частности, материальной помощи, порядок выплаты которой определен несколькими нормативными актами.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

    Это быстро и бесплатно!

    В соответствии с нормами закона каждый труженик в период ежегодного отпуска вправе рассчитывать на сохранение заработной платы в среднем размере за все дни законного отдыха в порядке ст.139 ТК РФ. Но при этом в ряде организаций и компаний к так называемым отпускным выплачивается еще и материальная помощь, условия назначения которой не совсем понятны рядовым гражданам, а между тем, законом данный аспект освещен.

    Так в частности, в ст.135 ТК РФ сказано, что еще на стадии оформления трудовых правоотношений работодатель обязан оговорить в договоре условия оплаты труда включающих в себя оклад, а также надбавки и доплаты, предусмотренные в организации локальными актами либо федеральным законодательством.

    То есть, оклад и надбавки за вредные условия труда или выполнение обязанностей в особых климатических условиях регламентируются федеральным законодательством и являются обязательными, а вот доплаты, по сути, относятся к стимулирующим выплатам и могут выплачиваться исходя из финансового положения компании в порядке определенном локальными актами. А так как материальная помощь является стимулирующей выплатой, выплачивается она только в том случае, если предусмотрена коллективным договором.

    Но выше оговоренная норма актуальна только для коммерческих предприятий, которые вольны расходовать полученную прибыль по собственному разумению, в отношении же государственных структур выплата материальной помощи к отпуску является обязательной, в порядке федерального законодательства, а именно ст.50 ФЗ №79 «О государственной службе».

    Государственные служащие в рамках закона относятся к особой категории в связи с тем, что специфика их занятости предполагает повышенные психологические нагрузки и риски, возникающие в процессе выполнения непосредственных обязанностей, учитывая, что основной обязанностью служащих является контроль за соблюдением норм закона и прав рядовых граждан. Именно поэтому для данной категории и предусмотрена материальная помощь к отпуску на федеральном уровне.

    Так в частности, п.6 ч.5 ст.50 ФЗ №79 сказано, что при уходе в основном отпуск госслужащему в качестве меры поощрения положена материальная помощь к уже предусмотренным законом отпускным, исчисляемым в порядке ст.135 ТК РФ, нормы которой распространяются на всех без исключения работников.

    При этом размер помощи устанавливается, не исходя из финансового положения учреждения, а на основании норм закона. Так в частности, в соответствии с п.14 Приказа Минтруда №163н мат. помощь к отпуску служащему выплачивается в размере двух окладов уже с первого года трудоустройства. Причем право на получение оговоренной выплаты у госслужащего возникает по истечении полугода непрерывной службы, что в принципе актуально и для всех категорий работников, которые могут воспользоваться отпуском полной протяженности, а значит и льготами, установленными к нему уже по истечении шести месяцев.

    При этом помощь служащему выделяется не автоматически при уходе в отпуск, а только на основании заявления, которое он оформляет к уже ранее написанному заявлению о предоставлении отдыха. Еще одной особенностью помощи является тот факт, что данный вид выплат положен только к основной части отпуска, а не к дополнительной, которая в порядке ФЗ №79 составляет от 5 до 15 дней. При этом служащий также как и рядовой труженик может разделить основной отпуск на несколько частей, но вот помощь будет выплачена только один раз к той части отпуска, который служащий выберет по согласованию с руководством.

    Имеют право на материальную помощь и другие категории служащих, в частности, работники муниципалитетов, которые на основании ст.5 ФЗ №25 приравниваются в правах и обязанностях к госслужащим. Однако учитывая, что порядок финансирования оговоренной структуры осуществляется за счет местных бюджетов, размер материальной помощи определяется уже на местном уровне в порядке ч.2 ст.22 ФЗ №25, хотя условия предоставления помощи, а также процедура оформления аналогична, применяемой в гос. учреждениях.

    Хотелось бы отметить еще одну особенность, а именно сроки начисления и перерасчета материальной помощи. Несмотря на особое положение служащих и нормы ФЗ №79 на данную категорию нормы ТК РФ распространяются в полной мере. Так в частности, во исполнение ст.136 ТК РФ служащему обязаны перечислить отпускные за три календарных дня до начала законного отдыха, а при совпадении оговоренного срока с выходными и ранее.

    При этом для того, чтобы приурочить перечисление материальной помощи к ежегодному отдыху, условия о размере помощи, а также порядке предоставления для начала следует закрепить в локальных актах, учитывая, что обязанность по выплате материальной помощи в ТК РФ не закреплена, а исполнять условия локальных актов работодатель обязан на основании ст.22 ТК РФ.

    То есть по сути, работодатель может установить и собственные условия перечисления материальной помощи, но только при соблюдении единого правила, оговоренного ст.8 ТК РФ и предусматривающего запрет на ухудшение условий труда либо оплаты в сравнении с утвержденным законодательством.

    Так в частности, в некоторых организациях помощь к отпуску можете выплачиваться только в размере оклада либо его половины, да и то исходя из финансовых возможностей компании в текущем году. В других же учреждениях, помощь к отпуску предоставляется не ранее, чем труженик отработает полный год на благо предприятия, а не полгода. То есть сотрудник, конечно, может воспользоваться своим законным правом на отдых уже через шесть месяцев с момента трудоустройства, при этом помощь к отдыху он сможет получить только в следующем году.

    При этом учитывая, что законом выплата материальной помощи не регламентирована, руководство компании может предусмотреть различный размер помощи в отношении некоторых категорий сотрудников. То есть для рядовых тружеников размер материалки может составлять и половину оклада, в то время как руководящий состав будет вправе рассчитывать и на все 100%.

    Однако, несмотря на значительные отличия в размере материальной помощи, порядок ее начисления для всех сотрудников компании будет применяться один, причем аналогичный с вышеописанным. То есть для получения помощи к законному отдыху сотрудникам нужно будет оформить заявление с просьбой о выделении помощи в связи с уходом в отпуск.

    В соответствии со ст.123 ТК РФ о времени начала отпуска труженик должен быть уведомлен руководством компании за две недели до начала оного, посредством вручения письменного уведомления, составленного на основании графика очередности. При этом в упомянутом документе порядок перечисления материальной помощи не оговаривается, следовательно, работник для получения материалки должен подать заявление с просьбой о ее предоставлении.

    Учитывая, что данная выплата не является обязательной, утвержденного образца заявления законом не предусмотрено, поэтому оговоренный документ составляется в порядке, предусмотренном для документации данного вида, с текстовкой составленной произвольно. К примеру: «Прощу оказать мне помощь в связи с уходом в отпуск».

    На основании заявления и уведомления нормировщиком компании либо кадровым работником оформляется отпускная записка с указанием количества дней отпуска, периода его предоставления, а также процентного соотношением помощи, к примеру, 50% или 100%. При этом распорядительных документов издается не один, а два. В частности, для оформления отдыха используется бланк Т-6, а для выделения помощи приказ, составленный в произвольной форме.

    Естественно оговоренные распорядительные акты составляются в двух экземплярах, в связи с их последующей передачей в бухгалтерию для начисления отпускных и помощи, и регистрируются в разных журналах, ведь приказы по отпускам относятся к документации по личному составу, а приказы по выделению помощи к документам по основной деятельности.

    В то время как помощь к отпуску имеет регулярный характер перечисления и отсутствие чрезвычайных обстоятельств в качестве основной причины перерасчета. То есть, материальная помощь к отпуску в данной ситуации считается получением прибыли и соответственно облагается налогами в том же порядке, что и заработная плата, не говоря уже о других начислениях.

    О видах поощрения сотрудников рассказано в следующем видеосюжете:

    Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    bez-tebya.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *