Книжную выручку ввиду ее грошоватости не бери а оставляй в классе – ГДЗ №314 по русскому, Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко, 2002. Готовое домашнее задание

Содержание

Обозначьте морфемы в авторских новообразованиях макаронец кричальщик — АНТИ-РАК

Культура речи

Огромное множество новых слов, постоянно возникающих в речи, не входит в общее употребление, так и остается словами, лишь однажды созданными в каком-нибудь контексте, «по случаю». Это Окказиональные слова (От Латинского Occasio – «случай»).

Словообразовательные возможности русского языка неисчерпаемы. Они позволяют не только создавать новые слова, но и пользоваться окказиональными новообразованиями как своеобразным художественным средством.

Найдите в предложениях окказионализмы, определите способ их образования. Обозначьте в них морфемы.

А) Книжную выручку ввиду ее грошоватости не бери, а оставляй в классе. (А. Чехов)

^ Обозначьте морфемы в авторских новообразованиях, приведенных из литературы для детей.

Подберите «детские» окказионализмы из книги К. Чуковского «От двух до пяти».

Найдите в литературе примеры применения уменьшительно-ласкательных суффиксов в качестве средства выражения авторской оценки.

Тема 10. Основные группы лексики. Лексикологические словари. Структура словарной статьи. Лексическое и грамматическое значение слова.

Лексика словарный состав языка.

Что изучает лексикология

Многозначные слова (полисемия)

Омонимы, омофоны, омографы, омоформы

Синонимы (лексические, стилистические, синтаксические)

Обозначьте морфемы в авторских новообразованиях макаронец кричальщик

Огромное множество новых слов, постоянно возникающих в речи, не входит в общее употребление, так и остается словами, лишь однажды созданными в каком-нибудь контексте, «по случаю». Это Окказиональные слова (От Латинского

Occasio – «случай»).

Словообразовательные возможности русского языка неисчерпаемы. Они позволяют не только создавать новые слова, но и пользоваться окказиональными новообразованиями как своеобразным художественным средством.

Найдите в предложениях окказионализмы, определите способ их образования. Обозначьте в них морфемы.

А) Книжную выручку ввиду ее грошоватости не бери, а оставляй в классе. (А. Чехов)

Обозначьте морфемы в авторских новообразованиях, приведенных из литературы для детей.

Подберите «детские» окказионализмы из книги К. Чуковского «От двух до пяти».

Найдите в литературе примеры применения уменьшительно-ласкательных суффиксов в качестве средства выражения авторской оценки.

Тема 10. Основные группы лексики. Лексикологические словари. Структура словарной статьи. Лексическое и грамматическое значение слова.

Лексика словарный состав языка.

Что изучает лексикология

Многозначные слова (полисемия)

Омонимы, омофоны, омографы, омоформы

Синонимы (лексические, стилистические, синтаксические)

Источники:

Http://pochit. ru/literatura/31491/index. html? page=4

Http://microbik. ru/dost/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D1%83%2010%2011%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%8B%20%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B:%20%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9B.%20%D0%9B.%20%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5c/shk-4.html

Полезные статьи:

rakprotiv.ru

Тест по русскому языку 9 класс

Тест по теме

«Группы слов по употреблению».

Вариант 1.

1. Определите значение диалектного слова в предложении Векша стрекочет -,

пророчит:

а)сверчок в)сорока

б) воробей г) цикада

2. Найдите в предложении просторечие, подберите синоним,

относящийся к общеупотребительной лексике: Захару захотелось есть,

и скоро он уже хлебал жидкую пшенную кашу.

3. Определите, к какой области знаний относятся слова соната, сопрано, п
тенор, дуэт, кантата:

а) медицина в) музыка

б) спорт г) литература

  1. Запишите четыре профессиональных слова, употребляемых в области химии.

  2. Какое из четырех слов относится к устаревшим?

а) парусник в) рубеж

б) стражник г) дозор

  1. Найдите в предложении устаревшее слово, дайте его толкование:

Грядущие тучи таятся во мгле; но вижу твой жребий на светлом челе.

  1. Найдите в предложениях устаревшие слова, укажите, какое из них

является историзмом, а какое архаизмом.

а) Догадывались, зачем позвал царь во дворец.

б) Скрипя лаптями, из ворот вышел Аверьян, сторож, посмотрел в щель: свои.

  1. Выпишите из предложения индивидуально-авторский неологизм:

Книжную в ввиду ее грошоватости не бери, а оставляй в классе. (А. Чехов.)

  1. Какое новое значение появилось у слова династия в последнее десятилетие?

10. Определите способ образования неологизма

спецназ:

а) сложение слов в) сложение основ

б) сложносокращенное слово г) аббревиатура.

infourok.ru

Задания

  1. Найдите в предложениях окказионализмы, определите способ их образования. Обозначьте в них морфемы.

а) Книжную выручку ввиду ее грошоватости не бери, а оставляй в классе. (А. Чехов)

б) В Ялте погода очень хорошая, теплая; в природе полнейшее благоутробие. (А. Чехов)

в) У нас природа грустнее, лиричнее, левитанистее, здесь же она ни то ни се, точно хорошие, звучные, но холодные стихи. (А. Чехов)

г) Красный цвет зареет издали.

(А. Блок)

д) Перья-облака,

закат расканарейте!

Опускайся,

южной ночи гнет!

(В. Маяковский)

е) Нежный друг с голубым туманом

Убаюкан качелью снов.

Сиротливо приникший к ранам

Легкоперстный запах цветов. (А. Блок)

  1. Обозначьте морфемы в авторских новообразованиях, приведенных из литературы для детей.

Макаронец, кричальщик, разгадыватель, смехастый, дразнительный, акулить, пространствовать, огурбузы, редисвекла, усато-бородатый, вокзай, трамвал, Бурзилка, норный.

Понятны ли эти слова детям?

  1. Подберите «детские» окказионализмы из книги К. Чуковского «От двух до пяти».

  1. Найдите в литературе примеры применения уменьшительно-ласкательных суффиксов в качестве средства выражения авторской оценки.

Например:

Пашенку мы рано

С сивкою распашем,

Зернышку сготовим

Колыбель святую. (А. Кольцов)

Лексика (12 часов)

Тема 10. Основные группы лексики. Лексикологические словари. Структура словарной статьи. Лексическое и грамматическое значение слова.

Лексикасловарный состав языка.

Главная роль слова в языке быть названием. Слова называют вещи, предметы, действия, признаки предметов и действий, количество предметов и т. д. Само существование языка как средства общения людей было бы невозможно, если бы не было слов-названий.

Лексические нормы

регулируются толковыми словарями, в которых объясняются значения слов, указываются некоторые особенности образования словоформ. Слова, ограниченные в употреблении, сопровождаются стилистическими пометами: «разг.», «прост.», «диал.» («обл.»), «спец.», «книжн.», «устар.».

Употребление слова в речи определяется особенностями его лексического значения (содержания слова, его соотнесенности с предметом или явлением действительности). У одного слова может быть несколько значений, и для каждого значения многозначного слова характерно свое окружение, своя сочетаемость с другими словами.

Вопрос о том, как сочетается слово с другими словами, какими правилами и запретами при этом следует руководствоваться, один из важнейших вопросов речевой культуры. Нередко говорящий ставит перед собой вопрос, как лучше сказать: рецензия о статье или рецензия на статью, категорический человек

или категоричный, сочетается ли существительное общественность с прилагательными культурная, спортивная, демократическая, либеральная?

Правила сочетаемости имеют большое значение при употреблении слов в речи. При этом следует обращать внимание как на правильный выбор предложно-падежной формы, так и на сочетаемость лексических значений. Возможности слова сочетаться с другими словами определяются и тем, однозначное или многозначное слово перед нами. Как правило, чем больше и многообразнее его потенциальное окружение.

Очень часто говорящий знает примерно, что означает слово, не представляя его точного и полного смысла. Кроме того, необходимо учитывать, что семантический облик слова со временем может изменяться, изменяется и его сочетаемость.

Чем активнее используется слово, тем с большим количеством слов оно сочетается, тем активнее происходит рост числа его значений.

Чтобы избежать ошибок в сочетаемости, следует обращаться к словарям. Специальные словари трудностей русского языка фиксируют те словосочетания, в которых особенно часто допускаются речевые ошибки.

Грамматическое значение словаэто общее значение слов как частей речи, значение того или иного времени, лица, числа, рода и т. д.

Все слова знаменательных (самостоятельных) частей речи обладают лексическим и грамматическим значением. Слова служебных частей речи обычно имеют только грамматическое значение, они помогают словам знаменательных частей речи.

Лексическое и грамматическое значения – два важнейших свойства слова. Лексическое значение позволяет нам говорить о мире, называя словами его явления. Грамматическое дает возможность связывать слова между собой, строить из них высказывания.

Чем лексическое значение слова отличается от грамматического?

Во-первых, каждое лексическое значение индивидуально – им обладает только данное слово. Грамматическое значение присуще целым классам слов. Грамматическое значение абстрактно. Например, значения вида, времени, наклонения не закреплены за каким-либо одним глагольным словом, а относятся ко всему классу глаголов.

Во-вторых, в отличие от лексического значения грамматическое обязательно должно быть выражено в тексте или в высказывании (с помощью окончаний, предлогов, порядка слов и т. п. ). Слово нельзя употребить, не выразив при этом его грамматических характеристик (исключение: несклоняемые слова типа метро, такси вне связи с другими словами).

Все вопросы, связанные со словами и их ролью в языке, изучает наука лексикология.

studfiles.net

Классный час на тему: «Воровство»

Классный час на тему: «Можно ли воровать?».

Цель: научить детей видеть разницу между своим и чужим; подвести их к пониманию, что нельзя присваивать чужое.

Задачи: 

Образовательные: сформировать представление у детей о биополярных понятиях: честность – ложь.

Развивающие: развитие творческих способностей, учащихся; развитие коммуникативных навыков работы в группе.

Воспитательные: научить использовать в повседневной жизни правила честности.

Практические: научить детей видеть и анализировать собственное поведение и поведение других людей.

Форма организации деятельности учащихся:

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход занятия:

Вступительная беседа с детьми «Брать чужие вещи — это хорошо или плохо?» по вопросам:

(В начале беседы один из ребят рассказывает следующее стихотворение):

Что такое, что случилось,

Что это за «волшебство»?

Пропадают вещи, деньги, —

Может, это воровство?

Что значит воровать?

Какого человека называют вором?

Почему люди воруют?

Нужно ли наказывать за воровство?

Можно ли в магазине взять игрушку (или другой предмет) и, не заплатив, идти домой?

Можно ли брать чужую игрушку, если она тебе понравилась? Почему вы так считаете?

Если ребенок домой приносит чужую вещь (игрушку, книгу, конфету), можно ли назвать его вором?

(Педагог обобщает ответы и подводит детей к мысли:

брать чужие вещи без разрешения нельзя, это плохо.)

Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось их съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать посчитала сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, нехорошо; не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Вопросы для анализа:

Что сделал Ваня, когда никого не было в горнице?

Признался ли мальчик, что съел сливу, когда об этом его спросил отец?

Почему он не признался в содеянном?

Отчего мальчик побледнел и заплакал?

Как вы думаете, ругали бы родители мальчика, если бы он сказал правду?

Хорошо ли поступил Ваня, что солгал родителям?

III. Чтение и анализ пословиц

— Педагог предлагает детям задуматься, почему так говорят в народе:        

На воровстве далеко не уедешь.

Раз взял — навеки вором стал.

У вора короткие ножки.

IV. Практическое задание: «Кто взял деньги?»

Однажды на книжной полке в толстой книге мальчик нашел деньги. Он подумал, что взрослые забыли их здесь и не вспомнят. Мальчик решил пойти в магазин и купить все, что ему захочется. Он почувствовал себя совсем взрослым, ему понравилось делать покупки. Часть игрушек мальчик подарил детям во дворе, а другие — принес домой. Вечером мама вспомнила о деньгах и спросила сына: «Ты деньги не брал?». Мальчик промолчал.

Задание: Проиграйте ситуацию. Дайте оценку происходящему. Докажите, почему так поступать нельзя.

Проиграйте ситуацию так, как надо себя вести в данном случае.

V.        Рассказы «Поступки детей»

— Ребятам предлагается придумать продолжение рассказов.

Рассказ 1.

 В первом классе учились два друга — Дима и Саша. Саше очень нравились у Димы часы. Вот однажды на уроке физкультуры, когда Дима переодевался, Саша не заметно взял часы себе. Вечером Сашина мама гладила рубашку сына и с удивлением обнаружила в кармане ручные часы. Она тут же показала часы мужу, и они вместе стали выяснять у сына, откуда они у него. Мальчик сначала сказал, что часы дал ему Дима. Тогда Сашины родители позвонили родителям Димы….

Вопросы для рассуждения:

Почему Саша не сказал правду родителям?

Как лучше следовало ему поступить?

3.Понравился вам поступок мальчика?

 4.Можно ли брать понравившуюся вещь без разрешения хозяина?

Рассказ 2.

На школьный завтрак ученикам давали творожные сырки, по желанию их можно было взять домой. Большая часть ребят взяли сырки с собой. Сережа любил творожный сырок и съел его сразу. Когда мальчик зашел в класс, то увидел, что Анжела и Оля положили свои сырки на парту и вышли из класса. Сережа взял их и спрятал в свой портфель. Когда закончилась перемена, и дети вернулись в класс, обнаружилась пропажа сырков. Учительница обратилась с просьбой к детям сознаться в содеянном и извиниться перед девочками. Сережа промолчал, но не знал, что это видел кто-то из учеников

Вопросы для рассуждения:

Почему Сережа не сказал правду учительнице?

Можно ли Сережу назвать вором?

Как следовало поступить в данной ситуации?

Рассказ З.

У Вити была большая коллекция фишек, которую он давно собирал и которой очень гордился. Воспитательница предложила ему принести коллекцию в детский сад и показать всем детям. Каково же было ее удивление, когда несколько ребят в группе стали показывать пометки на фишках и утверждать, что они принадлежат им. Витя все отрицал….

Вопросы для рассуждения:

Следует ли наказывать Витю?

Можно ли мальчика назвать вором?

Что вы посоветуете Вите?

Как следует поступить педагогу?

VI. Что необходимо сделать, чтобы избежать воровства?

Дети предлагают свои варианты ответов на поставленный вопрос, педагог обобщает сказанное и знакомит их с правилами.

Чужие вещи без разрешения брать нельзя.

Если понравилась какая-либо вещь (игрушка, книга и др.), то необходимо попросить разрешение у хозяина посмотреть ее или поиграть с нею.

Взял без разрешения — честно сознайся в этом, попроси прощения.

Педагог поясняет, что нужно соблюдать правила, тогда тебя никто не будет считать вором.

VII. Подведение итогов занятия

Дети отвечают на следующие вопросы педагога:

— О чем мы говорили сегодня на занятии?

— Что вы запомнили? Почему нельзя воровать?

— А что делать, если случайно взял чужое?

Педагог обобщает ответы детей.

infourok.ru

Обозначьте морфемы в авторских новообразованиях макаронец кричальщик

Культура речи

Огромное множество новых слов, постоянно возникающих в речи, не входит в общее употребление, так и остается словами, лишь однажды созданными в каком-нибудь контексте, «по случаю». Это Окказиональные слова (От Латинского Occasio – «случай»).

Словообразовательные возможности русского языка неисчерпаемы. Они позволяют не только создавать новые слова, но и пользоваться окказиональными новообразованиями как своеобразным художественным средством.

Найдите в предложениях окказионализмы, определите способ их образования. Обозначьте в них морфемы.

А) Книжную выручку ввиду ее грошоватости не бери, а оставляй в классе. (А. Чехов)

^ Обозначьте морфемы в авторских новообразованиях, приведенных из литературы для детей.

Подберите «детские» окказионализмы из книги К. Чуковского «От двух до пяти».

Найдите в литературе примеры применения уменьшительно-ласкательных суффиксов в качестве средства выражения авторской оценки.

Тема 10. Основные группы лексики. Лексикологические словари. Структура словарной статьи. Лексическое и грамматическое значение слова.

Лексика словарный состав языка.

Что изучает лексикология

Многозначные слова (полисемия)

Омонимы, омофоны, омографы, омоформы

Синонимы (лексические, стилистические, синтаксические)

Обозначьте морфемы в авторских новообразованиях макаронец кричальщик

Огромное множество новых слов, постоянно возникающих в речи, не входит в общее употребление, так и остается словами, лишь однажды созданными в каком-нибудь контексте, «по случаю». Это Окказиональные слова (От Латинского Occasio – «случай»).

Словообразовательные возможности русского языка неисчерпаемы. Они позволяют не только создавать новые слова, но и пользоваться окказиональными новообразованиями как своеобразным художественным средством.

Найдите в предложениях окказионализмы, определите способ их образования. Обозначьте в них морфемы.

А) Книжную выручку ввиду ее грошоватости не бери, а оставляй в классе. (А. Чехов)

Обозначьте морфемы в авторских новообразованиях, приведенных из литературы для детей.

Подберите «детские» окказионализмы из книги К. Чуковского «От двух до пяти».

Найдите в литературе примеры применения уменьшительно-ласкательных суффиксов в качестве средства выражения авторской оценки.

Тема 10. Основные группы лексики. Лексикологические словари. Структура словарной статьи. Лексическое и грамматическое значение слова.

Лексика словарный состав языка.

Что изучает лексикология

Многозначные слова (полисемия)

Омонимы, омофоны, омографы, омоформы

Синонимы (лексические, стилистические, синтаксические)

Источники:

Http://pochit. ru/literatura/31491/index. html? page=4

Http://microbik. ru/dost/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D1%83%2010%2011%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%8B%20%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B:%20%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9B.%20%D0%9B.%20%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5c/shk-4.html

Может быть интересно:

protiv-rak.ru

ГДЗ №314 по русскому, Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко, 2002. Готовое домашнее задание

Наш робот распознал:
314. Подложили цепи под колеса вместо тормозов, чтобы они не скатывались. Чтобы рыбку съесть. Надо в воду лезть. Что бы ни говорили, а я выполню это работу. Надо было дождаться мулов во

что бы то ни СТШО. Он непременно хотел стать героем и для этого готов был сделать любое, самое страшное, что бы ему не предложили. Василек во что бы то ни стало хотел первым все рассказать брату. Не для того же пахал он н сеял, чтобы нас ветер осенний развеял Смотри, кума, чтобы не осрамиться. Очевидно, лоси привыкли к тому, что сюла можно выхолить во всякое время дня и ночи, чтобы понежиться на прохладном морском берегу, где нет докучливых, кровь сосушнх насекомых.

Меняется деревня Щипачи, но в мелкой речке также месяц тонет, И также силу си дают ключи, и пьют мальчишки из ковша ладоней. Мои СЛугаНКИ тоже осматривали берег, но в виду имели совсем другое. Веди дуб и черная береза избрали себе южные склоны гор. то липа спустилась ниже, где толще были слои наносной земли; но в то же время она сторонилась других деревьев, которые могли бы затенить ее от солнца. Я склонился к реке, но и там, и в этой темной, холодной глбине, тоже колыхались, дрожали звезды. Да, хорошо! так же ТИХО отвечала она, не смотря на меня. В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попалась также одна очень странная, не виданная мною рыбка. Разные цисты точно по времени раскрываются и разные часы утра н точно так же закрываются к вечеру. Предприятия стояли молчаливые, тихие и тоже пустые. Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже молча. Людям Павла Ивановича деревня тоже нравилась. Они так же, как и он, обжились в ней.

Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. Этот зверь обладает огромной силой н превосходным обаянием, зато зрение н слух развиты у него довольно слабо. Ружье вещь благородная, самая любопытная забава, притом и украшение в комнате приятное. Закончилась эта ссора тем. что обе стороны обратились к моему третейскому суду, причем стараясь перекричать друг друга. Берись за то, чему ты сроден, коль хочешь, что б в делах успешный был конец. Как ветер, песнь его свободна, зато, как ветер, и бесплодна. Итак, одно желанье пользы заставило меня напечатать отрывки из журнала, доставшегося мне случайно. Неуловимые образы бродили в душе, возбуждая в ней не то жалость, не то недоуменье. Почему-то у Лизы осталось совершенно ясное впечатление, будто Цвстухнн произнес эти слова шепотом.

www.mygdz.com

Урок русского языка в 11-м классе «Типы речевых ошибок и их исправление»

Разделы: Русский язык


Цель урока:

Познакомить учащихся с типами речевых ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление.

Технологии:

  1. Компьютерная технология.
  2. Технологии деловой игры: лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция-провокация.

Формируемые компетенции:

  1. Умение слушать.
  2. Способность компьютерной презентации.
  3. Способность применять знания на практике.
  4. Способность переносить знания в реальность.

Оборудование урока:

1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран.

4. Пакет материалов к уроку у каждого ученика на парте: памятка “Типы речевых ошибок”, упражнения на закрепление изученного материала, индивидуальные карточки для домашнего задания.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Компьютерная презентация по теме урока с исправлением речевых ошибок в приводимых примерах.
  3. Устные тренировочные упражнения по исправлению речевых ошибок.
  4. Письменные упражнения на закрепление полученных знаний.
  5. Итоги урока.
  6. Домашнее задание.

1. Вступительное слово учителя.

Вспомните предыдущий урок и назовите основные признаки хорошей речи.

Все ошибки в письменной речи распадаются на несколько групп: фактические, логические, речевые.

Речевые ошибки нарушают правильность речи, ее точность, выразительность, чистоту, образность.

2. Презентация “Речевые ошибки”.

Презентация выполнена и прокомментирована ученицей с коллективным исправлением речевых ошибок в приведенных примерах. (Презентация и памятки для учащихся прилагаются)

3. Устные тренировочные упражнения по исправлению речевых ошибок.

(Ученикам материал предлагается в виде компьютерной презентации, ошибки исправляются устно с коллективным обсуждением вариантов исправления. Можно 1-2 примера обсудить устно, а остальные предложить учащимся выполнить письменно самостоятельно с последующей проверкой)

I. Употребление слова в несвойственном ему значении.

1. Он упал навзничь (ничком) и уткнулся лицом в землю.

2. Он пристально (внимательно) слушал мой рассказ.

3. Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами (размерами).

II. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом.

  1. В таких случаях я взглядываю (заглядываю) в “Орфографический словарь”.
  2. Соперники ревностно (ревниво) относились к успехам друг друга.
  3. Люди начали радостно и хлопотно (хлопотливо) выполнять приказание.
  4. Сначала о Манилове складывается двойное (двойственное) впечатление.
  5. III. Неразличение синонимичных слов.

    1. Имя этого поэта знакомо (известно) во многих странах.
    2. Теперь в нашей печати отводится значительное пространство (место) рекламе, и это нам не импонирует (нравится).
    3. IV. Употребление слов иной стилевой окраски.

      1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы (расположены) очень удачно.

      2. А.С.Грибоедов был еще и автором шикарного (прекрасного) вальса.

      3. В преддверии собрания нам нужно приготовить все необходимые бумажки (документы, бумаги).

      4. Ввиду отсутствия красной розы сердце принца будет разбито.

      ПРИМЕЧАНИЕ. Известный писатель В.Солоухин не принимал названия Дворец бракосочетания; это “…все равно, — считал он, — что к нитке жемчуга на женской шее прицепить канцелярскую булавку”.

      V. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.

      1. Этому, безусловно, талантливому писателю М.Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
      2. Сизифовым трудом
      3. (напрасным трудом) было начать постройку дома в этом месте: через два года здесь будет водохранилище.
      4. Солнце светило во всю Ивановскую.
      5. ПРИМЕЧАНИЕ. А.П.Чехов намеренно заменил компонент устойчивого словосочетания кричать во всю Ивановскую, обновив фразеологизм и сделав речь более выразительной.

        VI. Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов.

        1. На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, бураки (свеклу).
        2. Не могла и не схотела (захотела) Катерина жить в “темном царстве”.
        3. Неожиданно на подмогу (помощь) Чичикову пришел капитан-исправник.
        4. VII. Нарушение лексической сочетаемости.

          1. Родилась
          (Сохраняется) традиция широко праздновать День города. (Традиция — это обычай, установившийся порядок, унаследованный от предшествующих поколений; традиция родиться не может: она может сохраняться, быть унаследованной.)
        5. Уже будучи преклонным человеком (человеком преклонного возраста), писатель создал один из лучших своих романов.
        6. Помещики присваивали львиную часть (львиную долю) доходов крестьян.
        7. VIII. Употребление лишних слов (плеоназм — от греческого “излишество”).

          1. Он рассказал автобиографию своей жизни (автобиографию, свою биографию).
          2. Поэт испытывал сильную ностальгию по родине (ностальгию). Ностальгия в переводе с греческого – это тоска по родине.
          3. Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы подарили им памятные сувениры (сувениры). Сувенир – это подарок, сделанный на память.
          4. Мы дорожим каждой минутой времени (минутой). Минута – единица времени.
          5. IX. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология – от греческого “то же самое слово”).

            1. Этот необыкновенный случай случился (произошел) со мной в молодости.

            2. В поэме “Мертвые души” Н.В.Гоголь запечатлел (отразил) свои впечатления о русской деревне.

            3. Поэтически описывает поэт (А.С.Пушкин) наш город.

            X. Неоправданное повторение слов.

            1. Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны. Он посылает эти главы книги своим друзьям.

            2. Недавно я прочитала одну книгу. Эта книга называется “Молодая гвардия”. В этой

            книге рассказывается…

            XI. Бедность и однообразие синтаксических конструкций.

            1. Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки были изъедены молью. (Мужчина был одет в прожженный ватник, грубо заштопанный. Сапоги на нем были почти новые, а носки изъедены молью.)

            2. Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны.

            Он посылает эти главы книги своим друзьям. (Павел упорно работает над задуманной книгой и, когда он заканчивает три главы ее, посылает их своим друзьям.)

            XII. Неудачное употребление местоимений.

            1. Я вынула книгу из сумки и положила ее (книгу или сумку?) на стол.

            2  После своего (совершенного) убийства им овладевает страх.

            4. Письменные упражнения на закрепление полученных знаний.

            (Упражнения в распечатанном виде лежат на парте у каждого ученика. Первое упражнение выполняют на доске 2 ученика по 5 предложений. Остальные упражнения выполняются всеми самостоятельно с последующей проверкой)

            Упражнение № 1

            Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.

            1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).

            Упражнение № 2

            Прочитайте и найдите речевые ошибки. Перепишите, внося необходимые исправления.

            1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Через весь роман проходит фабула патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. 4. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.

            Упражнение № 3

            Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки допущены, исправьте и перепишите.

            1. Повесть написана калорийным языком. 2. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная технология. 4. Большое значение в романе играют женские образы. 5. Критики оказали высокую оценку новым стихам поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.

            Упражнение № 4

            Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

            1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого. 8. Им овладела ностальгия по родине.

            5. Итоги урока.

            Полученные сегодня знания очень важны для вас в жизни, а не только при написании сочинения. Любая неправильность затрудняет понимание и мешает вашему общению.

            6. Домашнее задание.

            В качестве домашнего задания учащимся предлагаются индивидуальные карточки с их речевыми ошибками, выписанными из тетрадей по развитию речи. Задание: классифицировать допущенные речевые ошибки и исправить их.

            Пример (карточка ученицы 11-го класса “Б” Халилуллиной Алины):

            1. Так и Н.В.Гоголь раскрывает перед читателями проблему умения общаться. В этом тексте автор сравнивает умение общаться русского и иностранца.
            2. А русский человек, как показывает Гоголь, к начальству проявляет свое угодничество, если кто-то выше него по чину, он ему угождает во всем…
            3. Позиция автора состоит в том, что человек не должен быть чинопочитателем, не должен проявлять высокомерие, а должен всегда помнить о человеческом достоинстве.
            4. Чацкий вел себя достойно всегда, не боясь относиться к людям так, как они такового заслуживают.

            Приложение 1

            Приложение 2

            18.02.2009

            xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *