Значение развития мелкой моторики для речи ребенка
Развитие мелкой моторики рук тесно связано с развитием речи и мышления ребенка. Учеными доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие ребенка в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Особенности развития моторики у детей с нарушениями речи
У детей с речевыми нарушениями часто наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики рук. Им сложно выполнять точные движения пальцами, они испытывают трудности при застегивании пуговиц, шнуровании ботинок, рисовании. Движения пальцев рук у таких детей неточные, нескоординированные, им трудно удерживать мелкие предметы.
Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики особенно важна для дошкольников с нарушениями речи. Она поможет активизировать развитие речи, мышления и подготовит руку ребенка к письму.
Нестандартные материалы для развития моторики
Наряду с традиционными методами развития мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, лепка, рисование и т.д.) эффективно использовать игры и упражнения с нестандартным оборудованием. К нему относятся:
- Различные крупы (гречка, рис, фасоль, горох)
- Макаронные изделия разной формы
- Пуговицы разного размера и цвета
- Прищепки бельевые
- Камешки, ракушки
- Шнурки, веревочки, ленточки
- Крышки от пластиковых бутылок
- Счетные палочки
- Бусины, бисер
- Мелкие игрушки из киндер-сюрпризов
Игры для развития мелкой моторики с нестандартным оборудованием
Приведу примеры игр с нестандартными материалами, которые я использую в работе с детьми с нарушениями речи:
«Золушка»
Смешайте в миске несколько видов круп. Предложите ребенку рассортировать их по отдельным тарелочкам. Покажите, как правильно захватывать крупу двумя пальцами. Эта игра тренирует щепоть, глазомер, усидчивость.
«Бусы для мамы»
Предложите ребенку нанизать на шнурок крупные макароны, чередуя их по цвету. Можно усложнить задание — нанизывать мелкие бусины или пуговицы. Это упражнение развивает моторику, внимание, творческие способности.
«Накорми птичек»
В пластиковой крышке от банки сделайте небольшое отверстие. Пусть ребенок берет по одной горошине и проталкивает ее в отверстие. Эта игра тренирует точность движений и щепоть.
Создание развивающей среды для тренировки моторики
Для эффективного развития мелкой моторики важно создать в группе или дома специальную развивающую среду. В нее можно включить:
- Сенсорные коробки с различными наполнителями (крупы, фасоль, макароны и т.д.)
- Шнуровки разных видов
- Застежки (молнии, пуговицы, кнопки, липучки)
- Мозаики и пазлы
- Конструкторы с мелкими деталями
- Пластилин, глину, тесто для лепки
- Ножницы, бумагу для вырезания
- Трафареты для обводки и штриховки
Такая среда будет стимулировать развитие мелкой моторики в самостоятельной деятельности детей.
Комплексный подход к развитию моторики
Для достижения максимального эффекта важно сочетать различные способы развития мелкой моторики:- Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры
- Игры с мелкими предметами и нестандартным оборудованием
- Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
- Графические упражнения (обводка, штриховка, дорисовывание)
- Самомассаж ладоней и пальцев
- Шнуровка, застегивание, завязывание
- Конструирование из мелких деталей
Такой комплексный подход позволит добиться хороших результатов в развитии мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями и подготовит их руку к письму.
Рекомендации по организации игр на развитие моторики
При проведении игр и упражнений на развитие мелкой моторики важно учитывать следующие моменты:
- Начинать с простых упражнений, постепенно усложняя задания
- Следить за правильной постановкой руки и захватом предметов
- Чередовать упражнения для разных групп мышц кисти и пальцев
- Создавать положительный эмоциональный фон, хвалить ребенка за успехи
- Вовлекать в игры ведущую и неведущую руку
- Сочетать новые игры с уже знакомыми ребенку
Соблюдение этих рекомендаций позволит сделать занятия эффективными и увлекательными для детей.