Убер бизнес: Деловые поездки и доставка еды

Содержание

Почему бизнес-модель Uber не подходит для любого стартапа

Достаточно одного нажатия кнопки на смартфоне, чтобы вызвать такси, заказать еду, убрать в квартире, отдать одежду в прачечную, припарковать автомобиль, попросить кого-то прогуляться с домашними животными и даже посидеть с ребенком. С появлением целой группы приложений «по запросу» пользователи получают услуги здесь и сейчас.

Расцвет моды на приложения «по запросу» связан с успехом Uber, чью бизнес-модель в последние несколько лет стартапы берут за основу своих идей. Хотя  она не кажется сложной с первого взгляда, оказалось не так-то просто применить бизнес-модель к другим нишам и сделать приложения «по запросу» такими же востребованными. Технологические блоги регулярно рассказывают о стартапах-«уберах», которые с трудом борются за рост, стараясь сохранить доступные цены и удовлетворенность  заказчиков и работников. Компании Prim (прачечная), SpoonRocket (доставка еды), Homejoy (уборка домов) уже закрылись, некоторые компании страдают от судебных процессов и высокой конкуренции.

Так может быть бизнес-модель Uber не подходит для каждого бизнеса? Или всему виной незнание индустрии и ее правил при разработке нового приложения? Основываясь на опыте американских «убер»-стартапов и самого Uber, давайте попробуем разобраться, где скрываются основные ловушки модели и почему она подходит не для любого решения.

Когда Uber начинал свой путь, рынки такси во многих странах отличались высокими ценами и низкой клиентоориентированностью. Это дало компании возможность побороться за клиентов и завоевать долю рынка. Перемещение из точки А в точку Б — часто повторяющаяся потребность. Поэтому, заполучив клиента однажды, Uber получал повторных клиентов, выигрывая при этом от сетевого эффекта: эффективность бизнес-модели и покрытие расходов за счет растущего количества заказчиков и водителей.

Много ли других потенциальных рынков похвастаются тем же?

Уборка на дому, так же, как и некоторые другие ниши, отличается от перевозки «по запросу» важным свойством. Одна и та же услуга, как правило, повторяется регулярно, требуя установления доверительных отношений между клиентом и исполнителем. Они инвестируют время, чтобы определить предпочтения и дополнительные детали, создавая тем самым базу знаний. Так нужно ли обеим сторонам каждый раз пользоваться платформой, снова и снова инвестируя время, чтобы назначить новую встречу и построить новые отношения? Скорее всего, нет.

Homejoy, приложение для уборки дома «по запросу», перестал развиваться и расти, так как клиенты и уборщики не пользовались платформой после установления первоначального контакта: они обменивались контактными данными и организовывали последующее сотрудничество напрямую. По данным Forbes, только 15-20% заказчиков повторно использовали Homejoy в течение месяца, чтобы назначить новую уборку.

Давайте сравним это с рынком пассажирских перевозок, где каждая транзакция единична и обе стороны не знакомы. Как бы водитель ни хотел дать пассажиру номер своего телефона, пассажир вряд ли согласится, ему проще в следующий раз так же нажать кнопку и заказать машину. В таком случае платформа снова организует процесс и обеспечивает безопасность.

Вопрос доверия важен и может стать причиной, по которой целевая аудитория не даст шанса новому «Uber для Х». Доверят ли потенциальные пользователи ребенка «убер»-няне? Лучше подумать об этом заранее.

Более того, услуга такси типовая. По большому счету, пассажиру все равно, как выглядит водитель, какого цвета машина, с какой скоростью его везут. Не многие ниши похвастаются такой простотой. Иногда нужно пощупать товар до заказа, задать дополнительные вопросы, выбрать цвет, материал и т.д. Скорее всего, бизнес-модель Uber в таких случаях не сработает.

Большое количество «убер»-приложений создает конкуренцию в своих сегментах «по запросу». Поэтому компаниям, занимающим 3 и 4 места, приходится побороться за получение прибыли. Когда Uber начинал завоевывать рынок, стратегия компании была действительно новой и прорывной по сравнению с основным конкурентом — монополистическим рынком такси-услуг.

Сравним это с рынком доставки еды, который по прогнозам на 2016 год станет консолидацией закрытий. По данным CB Insights, в 2015 году такие стартапы во всем мире получили рекордные $5,7 млрд инвестиций, 152% рост по сравнению с 2014 годом.

Это делает рынок одним из самым конкурентных и переполненных. Стартапы предлагают одни и те же услуги, одним и тем же клиентам, с помощью одних и тех же работников. Нет ничего удивительного в том, что некоторые компании, например SpoonRocket или Instacart, выходят из игры или меняют стратегии.

Что еще усугубляет положение, так это выход на рынки гигантов с налаженными процессами и технологиями, таких как Uber и Amazon. Обе компании уже присутствуют в сегменте доставки еды «по запросу» и угрожают завоевать его значительную долю.

С последствиями высокой конкуренции сталкиваются не только игроки на рынке доставки еды «по запросу». Одной из основных причин сменить стратегию для Lavanda, услуги прачечной, стали действия хорошо финансируемого конкурента, который потратил большие средства на борьбу.

Природа «убер»-приложений основана на удобстве и низких ценах — настолько низких, насколько позволит себе потратить на удобство обычный человек, и таких, чтобы оставаться привлекательнее конкурентов. Стартапы, кроме того, утверждают, что с ростом компании, они предложат качественный сервис по еще более низкой цене. Но так происходит не всегда: цены на услуги растут, сервис слабеет. С первого взгляда это кажется логичным — за удобство нужно платить. Но высокая плата за удобство не инновация — так было всегда, не так ли?

Беря бизнес-модель Uber себе на вооружение, компании автоматически соглашаются работать с низкой рентабельностью. Для успеха такой стратегии в долгосрочной перспективе лучше позаботиться о «подушке безопасности». Как же Uber достиг низких цен и остался в выигрыше?

Uber начинал как люксовый сервис. И даже сейчас выведение товара на рынок начинает с премиального сервиса Uber Black, а только потом выводит UberX и UberPool, ориентированные на масс-маркет. Таким образом, успех Uber базируется на использовании роста компании для снижения цены и расширения сервисов. Хотя рентабельность услуг Uber и мала, компания совершает так много поездок на большом количестве рынков, что бизнес в конечно итоге остается жизнеспособным и успешным. Кроме того, как глобальный лидер, Uber получает глобальные инвестиции.

Если подытожить, то для долгосрочного успеха, покрытия маркетинговые расходов, обеспечения прибыльности низкорентабельных сервисов компании должны либо обеспечить частое использование сервиса, либо дополнить предложение сервисом с высокой рентабельностью.

Обеспечение качества может оказаться непростой задачей, если доверить контроль только программе. Одним из основных условий эффективности работы «убероподобных» компаний является то, что сотрудники работают сами на себя. Это влечет за собой снижение издержек, но и риск: компании не могут контролировать качество услуг и обучать работников.

У Uber нет нужды учить своих водителей, так как вождение — один из навыков, которому всех людей учат в схожей манере, автоматически готовя стать водителями. Для сравнения, качественная уборка дома, как и некоторые другие сервисы, потребует дополнительных навыков или квалификации.

Homejoy, стартап по уборке домов «по запросу», закрылся как раз по причинам того, что не обеспечивал качество выполняемых работ. В похожую ситуацию попал и Instacart, сервис по доставке еды из магазинов: людей, как правило, не учат, как отличить спелый авокадо или один сорт помидора от другого.

Качество услуг не всегда может быть обеспечено только с помощью технологий, какими бы современными они не являлись. Если компания постоянно получает негативные отзывы, то, возможно, стоит пожертвовать экономией и изменить стратегию.

Из выше описанных пунктов может показаться, что рынок приложений «по запросу» уже заполнен и не обещает ничего хорошего. Но это не совсем так. Целью статьи было показать, что бизнес-модель Uber не обязательно подойдет каждой идее. И то, что решение станет услугой «по запросу» автоматически не делает из него «Uber для X». Существует много способов построения такого сервиса. В том числе в зависимости от того, как устанавливаются цены и кто поставляет сервис, индивидуальные предприниматели или сотрудники компании. Каждая компания должна определить, какой способ сработает в её случае.

Luxe начинал как «Uber для парковки» и вначале был многообещающим. После борьбы с некоторыми трудностями, потери доходов и заказчиков компания сменила фокус с классической бизнес-модели Uber «по запросу» на запланированный сервис. Приложение стимулировало водителей информировать о времени, когда они хотят получить машину обратно, или запрашивать ее с некоторым запасом времени. Такой подход помог предсказывать спрос и сократить расходы.

Если же вы хотите выбрать бизнес-модель Uber как основу для стартапа, попробуйте ответить на семь простых вопросов ниже. Они помогут оценить, подходит ли вашей идее эта бизнес-модель.

Источник: http://itransition.ru/blog/when-uber-is-not-for-everything/


Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.

Гонка на вымирание: убер-экономика проникает в неожиданные отрасли :: РБК Pro

Какие рынки успела изменить уберизация, в каких отраслях она будет развиваться в ближайшие годы и почему для ретейла это скорее хорошо, чем плохо?

Фото: Kai Pilger / Unsplash

В это сложно поверить, но международному агрегатору такси Uber в этом году исполняется всего десять лет. Его название еще задолго до юбилея не только стало именем нарицательным, но и способствовало возникновению целых отраслей, дав импульс к появлению бизнес-моделей для тысяч стартапов. Название компании Uber сегодня обозначает целый класс новых бизнесов и процесс трансформации целых отраслей.

Уберизируется все — пассажиро- и грузоперевозки, доставка еды, товаров, сфера бытовых услуг, работа медиков, преподавателей, мастеров индустрии красоты. По сути, речь идет о новой модели потребления, и правила игры в ее рамках определяет не поставщик, который диктует условия и определяет сроки выполнения заказа, а клиент, желающий получить услугу или товар в удобное время в удобном месте и удобном формате. Такая модель требует от бизнеса мобильности и гибкости. Но далеко не все крупные игроки способны переформатировать устоявшиеся бизнес-процессы и оперативно подстроиться под новые потребности клиента.

Компания IBM опросила более 5,2 тыс. топ-менеджеров в 20 отраслях и 70 странах и выяснила, что 54% респондентов боятся уберизации. Компании опасаются, что новые небольшие и более гибкие конкуренты дестабилизируют их бизнес. С представителями «убер-лайк-экономики», чей бизнес построен на прямых пиринговых сделках между клиентами и поставщиками услуг, невозможно бороться привычным снижением цен или улучшением характеристик продукта. Кроме того, убер-стартапы получают огромные объемы венчурных инвестиций. В результате бороться с ними становится сложнее даже состоявшимся игрокам рынка, которые работают по старым бизнес-моделям.

Но, как говорится, не можешь предотвратить — возглавь! Крупные корпорации, которые осознали глобальный тренд, начинают скупать новых игроков с готовыми платформами и интегрировать их технологии в собственные бизнес-процессы. Согласно данным того же опроса IBM более 80% респондентов видят в качестве стратегического плана развития своих компаний расширение цифрового взаимодействия. Развитие технологий делает уберизацию неизбежной. Поэтому, несмотря на все опасения, крупный бизнес готов меняться, чтобы выиграть в этой гонке.

Куда едет «Убер»

После такси флагманом уберизации, конечно, стал рынок доставки готовой еды. По данным компании NPD, с апреля 2017-го по март 2018 года он вырос на 19% по сравнению с сопоставимым периодом ранее. Доля агрегаторов на рынке доставки готовой еды составила 21%. Эксперты из инвестбанка USB считают, что именно доставка еды станет основным драйвером роста российского e-commerce и главной целью для инвесторов в ближайшие пять лет.

Доставка еды впервые принесла Uber больше доходов, чем основной бизнес

Во втором квартале выручка Uber снизилась на 29%, до 2,2 млрд долларов США. При этом доходы от основного бизнеса, связанного с транспортом, упали на 67%. Выручка же Uber Eats выросла более чем в два раза (+103%).

Доставка еды впервые принесла Uber больше денег, чем сервисы совместных поездок: 1,2 млрд долларов США против 790 млн долларов за период с апреля по июнь. Годом ранее ситуация была обратной: доходы от доставки были почти в четыре раза меньше.

Выручка платформы грузоперевозок Uber Freight увеличилась на 27%, до 211 млн долларов США.

Объем заказов, совершенных через Uber Eats, во втором квартале практически достиг 7 млрд долларов США. В аналогичном периоде 2019 года этот показатель составлял 3,4 млрд долларов США. Оборот Mobility-сегмента упал с 12,2 млрд до 3 млрд долларов США.

Тем не менее Uber Technologies удалось сократить чистый убыток с 5,2 млрд долларов США во втором квартале 2019 года до 1,8 млрд долларов США в предыдущем квартале.

Из регионов положительную динамику показал только Азиатско-Тихоокеанский (+30%), остальные заметно просели: -36% в США и Канаде, -44% в Латинской Америке, -21% в странах Европы, Африки и Ближнего Востока.

В отчетности говорится, что за последний год Uber Eats ушел с рынков Австрии, Чехии, Египта, Украины, Гондураса, Индии, Саудовской Аравии, Южной Кореи, Перу, Румынии, ОАЭ и Уругвая. В России сервис доставки проработал всего год и был закрыт после сделки с «Яндексом».

Читайте также: Яндекс.Лавка запустила собственную торговую марку (фото)

***

Самые интересные новости читайте в наших группах в Facebook и VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.

И подписывайтесь на рассылку самых важных новостей.

New Retail

Как работает и зарабатывает деньги Uber

Прошли те времена, когда добраться куда-то на такси порой было кошмаром. Нам больше не нужно никуда звонить или ждать на обочине дороги, пытаясь поймать такси и горячо махать им рукой, только чтобы увидеть, как в машину садится другой клиент. Мы даже не помним, чтобы нам отказывали в поездке среди ночи или поздними вечерами. Все это — и многое другое случилось, с появлением онлайн-провайдеров такси, благодаря которым пользователь может забронировать поездку за считанные минуты.

Uber, все ещё развивающийся бизнес-гигант, является одной из таких компаний, которая подорвала индустрию пассажирских перевозок в 2009 году. Если вы когда-нибудь задумывались о том, как работает Uber и, что более важно, как он зарабатывает деньги, без каких-либо дополнительных чаевых или с обычно более дешевыми ценами чем оригинальное такси, читайте дальше, чтобы узнать больше о их бизнес-модели.

Что такое Uber и как он работает?

Uber, одна из самых успешных компаний по перевозке пассажиров в мире, была концептуализирована Трэвисом Калаником и его коллегой в 2009 году. Приложение Uber, позволяет пользователям заказывать поездку на такси от места посадки до желаемого места назначения, с использование нескольких основных вещей — их местоположения, подключения к интернету и привязанной к приложению банковской карточке. Внутренние алгоритмы компании находят ближайшего к клиенту водителя и передают ему заказ, затем водитель использует GPS и навигаторы, чтобы добраться до клиента и доставить его к месту назначения. Клиенты могут выбрать из стандартных или дорогих автомобилей для поездки. Существуют так же поездки для большого количества людей, когда все едут одной группой.

Платеж, который должен быть произведен клиентом, систематизируется с помощью алгоритмической процедуры, которая учитывает стоимость посадки, пройденного расстояния и времени, затраченного на поездку. В некоторых странах существует такой тариф, как UberPool — это функция, которая позволяет пользователям делиться поездками, если все места не забронированы одним пользователем за раз. Когда несколько незнакомых людей едут вместе, потому что их конечные маршруты находятся рядом друг с другом. Это экономит деньги пользователей и расходы водителя на топливо при транспортировке. Кроме того, это хорошая попытка справиться с большим спросом и меньшим количеством доступных машин в оживленных местах.

Как Uber зарабатывает деньги?

Есть два основных способа, которыми Uber зарабатывает деньги, и на первый взгляд они довольно просты. Одним из способов является взимание платы с клиента. Второй — через рекламные предложения и партнерские отношения с участием третьих сторон. 

Uber сотрудничает с владельцами транспортных средств и водителями, и вместе они устанавливают минимальную плату, по которой партнеры будут работать. Uber снабжает их заказами посредством онлайн-бронирования из одного приложения и взимает с них определенную сумму комиссионных. Комиссия, взимаемая компанией, варьируется от 20% до 25% от общей суммы, взимаемой с клиента, эти тарифы варьируются от страны к стране.

Бизнес-модель Uber

То, что действительно работает для компании такси Uber — это эффективная бизнес-модель. Бизнес-модель Uber, наряду со своими современниками и другими приложениями для бронирования, подпадает под категорию бизнес-модели агрегатора (также называемой моделью доставки по требованию или Uber для X-модели). Слово «агрегат» означает собирать, накапливать. С помощью этой бизнес-модели компания собирает и систематизирует различные элементы, составляющие услугу, и делает эту услугу доступной для клиентов под единым брендом.

В случае бизнес-модели Uber услуга относится к поездкам на такси. У Uber нет ни одного собственного автомобиля. Вместо этого сотрудники (Uber не называет своих водителей сотрудниками, им присваивается статус партнеров) организовывают и собирают отдельную фирму, используют и управляют своими собственными транспортными средствами. Что делает Uber, так это просто торгует своей услугой под собственной торговой маркой. «Нет офиса, нет босса», — говорится на сайте. Однако подвох заключается в том, что этим партнерам не предоставляется много свободы — в конце концов, Uber должен предоставлять единообразные услуги, несмотря на разнообразие своих партнеров. Для этого все эти сотрудники подписывают контракт с Uber, в котором согласовываются условия предоставления услуг райдшеринга по качеству и цене.

Бизнес-модель Uber — модель партнерства

Uber не использует своих водителей. Это делают за них партнеры. Согласно источникам, Uber несколько раз оспаривал тот факт, что они не транспортная компания, а поставщик технологий или услуг. Водители устанавливают свою собственную структуру работы и часовую продолжительность и находятся под номинальным контролем партнеров. Они имеют все права принять или отклонить условия договора и могут сотрудничать с Uber в течение желаемого периода времени.

Водители могут работать как на партнеров(как физ.лицо), так и напрямую с Uber, но для этого им необходимо открыть собственную лицензию на перевозки пассажиров.

Целевая аудитория Uber 

Uber — это платформенное приложение для всех возрастных и социальных групп. Сотрудники офисов и колледжей считают полезным забронировать поездку с Uber в случае отсутствия других видов общественного транспорта. Когда дело доходит до частных транспортных средств, Uber все еще остается предприимчивой альтернативой в ситуациях, когда транспортное средство выходит из строя. В некоторых случаях Uber предоставляет более дешевую альтернативу, чем частные автомобили. Туристы, бегущие из одного места в другое или из аэропортов и станций до пунктов назначения и наоборот, высоко ценят Uber. Будь то посещение важного события, посещение собрания, когда у вас заканчивается время, выход в дождливый день или поход по магазинам — Uber — это универсальное решение для любых задач.

Приложение

Мобильное приложение Uber доступно на платформах iOS, Android, а также веб-версия на сайте компании, и клиенты используют его для бронирования поездок. После завершения поездки клиент может оценить своего водителя и поездку, а также рассмотреть жалобы и отчеты, если таковые имеются. Эта информация помогает сервисам Uber предпринимать необходимые действия для улучшения своей работы. Водитель так же ставит оценку пассажиру по окончанию поездки.

Динамическое ценообразование

В дни плохой погоды, в часы пробок на дорогах и в праздничные дни, когда спрос на поездки на такси превышает их доступность, клиентам Uber приходится сталкиваться со скачками цен. Компания полностью прозрачна в отношении этой динамической ценовой стратегии и заранее сообщает пассажирам, что цены на поездки увеличиваются.

Рекламные партнерства

Uber, благодаря своей огромной пользовательской базе, привлекает крупные бренды, которые ищут партнерство в рамках своих маркетинговых стратегий. Помимо выручки в виде комиссионных от водителей, бизнес-модель Uber также включает выручку от рекламных партнерств. В прошлом компания сотрудничала со следующими брендами — Pepsi, Hilton, BMW, Starwood, Spotify и т. д. В результате этого сотрудничества все стороны получают взаимовыгодное положение.

Клиенты получают выгоду от маркетинговых кампаний, проводимых другими брендами (пассажиры Uber в некоторых городах получали бесплатные поездки в BMW 7 серии для продвижения нового автомобиля). Uber получает деньги, а бренды получают аудиторию.

Успех бизнес-модели Uber

Uber перевернул бизнес-модель агрегатора и вывел ее на новый уровень. В обиходе даже появилось такое выражение, как «уберизация». Термин относят к использованию компьютерных платформ, таких как мобильные приложения, для проведения сделок между клиентами и поставщиками услуг, модель отличается существенно меньшими эксплуатационными расходами по сравнению с традиционным бизнесом. Однако водители обычных такси страдают из-за Uber, во многих странах проходили протесты за то, чтобы не пускать компанию на местный рынок, почти всегда Uber сталкивается с суровым для себя отношением со стороны исконных компаний такси.

Совсем недавно компания стала публичной и она только-только начинает отходить от привычки называть себя стартапом. Uber усилено работает над создание собственного автопилота и лишь вопрос времени, когда многочисленные водители, использующие приложение для работы лишятся таковой возможности.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте актуальную информацию из мира новостей еще быстрее.

Вырулит ли Uber в прибыль, или обоснована ли ставка на автономный транспорт и доставку еды

Сервис заказа такси Uber изменил привычный всем рынок автомобильных поездок с водителем. После запуска в 2009 году компания заняла лидирующие позиции на рынке США, вторым по величине рынком является Бразилия, а Великобритания занимает третью строчку.

За короткое время компания распространила свое влияние на весь мир, а также стала примером для конкурентов: в 2011 году появился сервис «Яндекс.Такси», а в 2012 году были запущены Lyft, Grab и Didi Chuxing.

В марте 2018 года Uber заключил сделку с Grab о продаже бизнеса в Юго-Восточной Азии за нераскрытую сумму и долю в 27,5% акций совместной компании.

В 2017 году «Яндекс.Такси» и Uber объявили о создании объединенной компании для работы в России, Белоруссии, Казахстане, Грузии, Азербайджане и Армении. Объединенная компания оценивается более чем в $3,8 млрд. Приблизительно 59,3% предприятия принадлежат «Яндекс», 36,9% принадлежит Uber, а 3,8% принадлежит сотрудникам.

Читайте: Топ-3 компании для тех, кто придерживается стратегии «купить и забыть»

«Uber является ведущим в мире агрегатором такси, занимая в различных странах если не первые позиции, то, по крайне мере, близкие к первым. Объединение «Яндекс.Такси» и Uber за счет синергии бизнеса позволило позаимствовать все лучшие наработки в бизнес-процессах обеих компаний, а также существенно расширить географию присутствия в нашей стране и государствах бывшего СНГ», – отмечает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.

В 2019 году Uber провела IPO и привлекла $8,1 млрд. В июне текущего года Санкт-Петербургская биржа допустила акции Uber к торгам в России

Редакция Financial One опросила аналитиков ведущих брокерских компаний на тему того, что они думают о перспективах акций Uber, о развитии сегмента рынка, где компания ведет свой бизнес, а так же, как внедрение новых технологий повлияет на бизнес. 

О прошедшем IPO

«Uber имеет более 91 млн активных пользователей и работает в 700 городах мира. Сейчас Uber торгуется на уровне около $44 за акцию при цене размещения в $45, поэтому нельзя назвать это IPO провальным. Капитализация компании составляет $74 млрд и пока имеет не быстро реализуемые перспективы для роста. В индустрии сейчас не происходит больших изменений, и рынок ожидает органический рост на 30-40%. Несмотря на большую оценку общего рынка транспорта – $3 трлн, куда может выйти Uber и его конкуренты, они пока занимают только до 10%», – комментирует директор аналитического департамента ИК «Фридом Финанс» Вадим Меркулов.

«Uber планировала продать в рамках IPO 180 млн акций по цене $44-50, таким образом, рассчитывая на оценку в $80,5–91,5 млрд. В первый день торгов стоимость бумаг составила $45 за акцию, однако уже во второй день упала до $41,57 за акцию и лишь в конце июня достигла $46,38 за акцию, после чего цена вновь скорректировалась до $44 за акцию. Таким образом, ценные бумаги компании показывают нестабильную динамику. Инвесторы оценивают убытки организации. На текущий момент мы не видим триггеров для существенного роста и стабилизации акций сервиса. Несмотря на рост выручки, убыток компании растет. По результатам первого квартала 2019 года он составил $1,15 млрд против прибыли в $0,2 млрд за тот же период в прошлом году», – сообщают аналитики ITICapital.

Читайте: Топ-6 банков, на которые стоит обратить внимание

«Результаты IPO оказались ниже ожиданий примерно на 40%. В день выхода на биржу стоимость акции Uber составляла $45, в моменте бумаги приближались к $42. Сейчас котируются вблизи $44. Бизнес глубоко убыточен. При квартальной выручке $3,1 млрд компания демонстрирует убытки на уровне скорректированной EBITDA $0,9 млрд. Компания вынуждена привлекать очень дорогой мезонинный капитал, при этом с учетом темпов роста компания перестанет нуждаться во внешнем финансировании скорее всего ближе к 2023 году, а деньги потребуются уже через 1,5 года», – считает портфельный менеджер «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.

«Мы видим, что при размещении Uber в мае этого года и Lyft несколько месяцев назад в США компании себя явно переоценили. Вроде бы выручка Uber в 2018 году выросла более чем на 40% до $11,5 млрд, а в 2017 году и вовсе в 2 раза – до $8 млрд, но последние 5 лет компания активно наращивала и продолжает наращивать операционные расходы – более $12 млрд за этот период. Таким образом, становится понятно, что даже успешное размещение акций отнюдь не является гарантией роста операционной рентабельности бизнеса в этом сегменте», – добавляет глава аналитического отдела «Риком-Траст» Олег Абелев.

Оценка перспектив акций

«С точки зрения частных инвестиций, это история скорее долгосрочная. Uber по-прежнему является убыточным бизнесом, вероятно, останется таковым еще в течение не одного года. За первый квартал 2019 года убыток составил $1 млрд. При этом выручка, как и число пользователей, продолжают расти. В бумаге, определенно, сохранится волатильность. Инвесторам сферы такси следует, во-первых, смотреть на индустрию портфельно, а, во-вторых, ориентироваться на длинный срок для получения высокой доходности», – считает инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин.

«Если говорить об акциях Uber, то на стоимость ценных бумаг оказывает воздействие куда большее количество совершенно разнородных факторов. Начиная от дивидендной политики, операционных и финансовых показателей самой компании, и заканчивая общемировой конъюнктурой на фондовых рынках планеты. Так что дальнейшая динамика ценных бумаг данного эмитента представляется крайне трудно предсказуемой», – считает Коренев.

«Акционеры могут столкнуться с падением котировок акций, размытием долей и прочим негативом вплоть до банкротства. Я бы обходил стороной и не верил в обещания заработка на летающих автомобилях», – добавляет Нигматуллин.

Развитие бизнеса

«Один из самых обсуждаемых – это автономный транспорт, который в случае успешного тестирования может увеличить капитализацию компании больше $100 млрд. Однако, как уже было отмечено, реализация данной технологии долгосрочная задача – она запланирована на 2021- 2022 год. Не стоит забывать про рынок доставки еды, который оценивается в $800 млрд, где проникновение Uber составляет менее 1%. Сейчас только данный сегмент может удивить инвесторов резким ростом выручки на отчетную дату 29 августа», – комментирует Меркулов. 

«Причина мощного роста операционных затрат компаний из сегмента Uber банальна донельзя: в стремлении завоевать все большую долю на рынке агрегатор пытается активно демпинговать, но для того, чтобы делать это успешно, нужно снижать ценовые условия для клиентов, это и доставка еды, и такси. А как можно это сделать? Преимущественно доплатами части дохода из своего денежного потока. Именно поэтому Uber и Lyft вынуждены доплачивать клиентам за рост аудитории через агрегацию. 

Читайте: Что такое коэффициент P/E, и почему он важен для инвесторов

«Мне кажется, и в сервисе доставки еды, и в сегменте такси Uber пока нельзя сократить рост операционных затрат, что вынуждает компанию сокращать свой денежный поток, акционерную стоимость и привлекательность для миноритариев. «Яндекс», кстати, осознанно не платит дивиденды, инвестируя в развитие, а Uber этого сделать пока не может, поскольку просто не из чего», – добавляет Абелев.

«Основными позитивными факторами для финансовых показателей сервисов заказа такси является интеграция с функционалом доставки еды. Альтернативным вариантом может послужить увеличение стоимости одной поездки и развитие опции такси с попутчиком. Благодаря данной функции компании смогут сократить количество машин, снизить затраты на ремонт автомобилей. Позитивным фактором для бизнеса также может послужить и диверсификация транспортных средств: предоставление услуг по прокату скутеров, самокатов, велосипедов.

Uber в 2020 году планирует запуск беспилотного воздушного такси UberAIR в Мельбурне, после чего может перейти к внедрению этой технологии и в других крупных городах: Лос-Анджелесе, Далласе и Дубае (в ОАЭ уже развивается технология дронов на борту с человеком). Летающие машины будут оснащены четырьмя пассажирскими местами и областью для размещения чемоданов. Компания не раскрывает стоимости поездки, однако предварительно можно оценить, что полет будет доступен только пассажирам со средним и высоким достатком», – подчеркивают аналитики ITICapital.

«Рынок такси услуг очень перспективен. Внедрение новых технологий позволяет оптимизировать стоимость поездки и предлагать потребителям новые сервисы», – отмечает Бахтин.

«Что касается внедрения летающих автомобилей, то это лучше к Люку Бессону, у него уже давно такси летают», – пошутил Коренев.

Заключение

В мае 2018 года Uber заключила соглашение с NASA о работе над проектом летающего такси. В планах Uber к 2020 году запустить тестирование летающих такси, а в 2023 году начать их коммерческое использование. Uber будет работать над трафиком и логистикой.  NASA возьмет на себя моделирования летающих транспортных средств, как пассажирских, так и для перевозки грузов.

Читайте: Топ-10 компаний для инвестирования от легендарного Уоррена Баффета

Как и многие другие инновационные компании, которые стали осваивать новые сегменты рынка, Uber достиг определенной стадии зрелости бизнеса, когда многое зависит от качества управленческих решений, доверия инвесторов и акционеров. Стоит отметить, что с проблемами также сталкиваются компании со столетней историей, а ошибки совершенные крупным бизнесом попадают в учебники. В настоящее время накоплен большой опыт, как нельзя делать, и у Uber есть большой запас знаний, как и каких ошибок лучше избегать.

Одним из примеров молодой компании, которая сталкивается с вызовами рынка и регуляторными сложностями, является Tesla. Которая с одной стороны, подвергается нападкам критиков, а с другой стороны, еще 10 лет назад мало кто мог подумать, что на устоявшемся рынке автопроизводителей появится новый игрок, который перевернет индустрию.

Что такое коэффициент P/E, и почему он важен для инвесторов

Коэффициент P/E, или соотношение цена/прибыль – финансовый показатель, равный отношению рыночной стоимости акции к годовой прибыли, полученной на акцию. Это важный финансовый показатель, показывающий, насколько акция той или иной фирмы дорога или дешева по сравнению с ее прибылью.

Многих начинающих инвесторов настораживает то, что финансовые эксперты часто используют причудливые слова или жаргон, знакомые только им. Но такие понятия вовсе не означают что-то сложное или находящееся за гранью понимания. Большинство терминов и «формул» в мире инвестиций на самом деле довольно просты. То же самое можно сказать и о соотношении P/E.

Что такое соотношение P/E

Коэффициент P/E, также известный как отношение цены к прибыли, является простым способом оценки инвестиционной привлекательности акционерной компании. На первый взгляд, формула может показаться сложной, но это не так. 

Подробнее

7 ключевых показателей для быстрого анализа акций перед покупкой

Инвесторы, которые недавно пришли на рынок, сталкиваются с огромным количеством информации по ценным бумагам. На рынке несколько тысяч акций и множество подходов и способов, как их анализировать. 

Но для инвесторов, которые понимают, что начинать нужно с малого, изучение основных правил анализа рынка, а также терминологии, поможет сформировать общее понимание и представление об эффективности деятельности компании и ее акциях. Ниже приведены семь основных параметров, на которые начинающему инвестору стоит обратить внимание перед совершением сделки.

Далее идет мнение от первого лица эксперта USNews World Report Уэйна Даггана.

1. Прибыль на акцию (EPS)

Когда дело доходит до публикации финансовых отчетов, один из самых важных параметров – это прибыль на акцию. Отчеты публикуются ежеквартально и показывают, сколько компания получила прибыли в расчете на одну акцию за отчетный период. Чем выше EPS, тем лучше.

Подробнее


Разбор бизнес модели Убера. На CB insights вышел бомбический… | by Vit Myshlaev

На CB insights вышел бомбический материал про разбор бизнес модели Убера. Это один из лучших бизнес кейсов, в нем нет историй, есть огромная подборка фактов. Выбрал самое интересное для вас. Но лучше почитайте оригинал.

  • Uber eats самое прибыльное и быстрорастущее подразделение Убера.
  • Убер все еще очень убыточен. В Q3’18 выручка растет на 40% год-к-году до $2.95B, но убыток $1B.
  • Самая дорогая часть бизнеса — найм водителей. Бонусы для одного нового водителя могут быть $2,000 — $5,000 всего лишь за несколько поездок. А потом водители пропадают.
  • Затраты на водителей в Q2 (выплаты, продвижеие, маркетинг): $918M
  • Отток водителей (driver churn) 80% в год. Т.е. после года работы остается только 20% водителей.
  • с середины 2017 до середины 2018 количество водителей увеличилось с 2M до 3M, с учетом их оттока, уберу нужно нанимать 450 тысяч водителей в месяц!
  • В месяц через убер заказывают такси на $4B, их доля ~22%.
  • Отток водителей в Америке связан с очень низким доходом водителей. После налогов водители получают около $10/час, что очень мало для Штатов.
  • С ростом доли рынка, цена привлечения клиента постоянно падает.
  • Главный канал роста за все время — реферальная программа. $20 за скачивание приложения и совершение первой поездки.
  • 95% ранних клиентов Убера узнали о нем от друзей.
  • Обслуживает клиентов в 600 городах
  • Самая дорогая цена привлечения клиентов была в России и Китае из-за набравших силу локальных игроков. Яндекс конечно большие молодцы!
  • В Шанхае уберу одна поездка приносила 150% убытка от цены поездки. Про Россию цифр нет в отчете.
  • После сделок в Азии и России убер смог превратить убыточные рынки в прибыльные и показал впервые прибыль $2.5B в Q1’18.
  • Lyft в последнее время растет куда быстрее Убера, постоянно сокращая разрыв. Его доля рынка в Америке уже 28%, у убера 70%
  • Важнейшая часть бизнес модели Убера — отсутствие зарплат водителей. Все они Independent Contractor (типа ИП). Локальные чиновники вечно пытается запретить Убер за это.
  • Главная линия защиты Убера от чиновников закон Тревиса (Travis’ Law) — люди так любят убер, что будут сильно недовольны правительством, если они его запретят.
  • Закон Тревиса хорошо срабатывает в Америке, но в Европе и Азии нет.
  • В Германии, ЮАР, ГонКонге Убер работает с зарплатами таксистам и платит все налоги.
  • С 2016 года Нью Йорк ввел сильные барьеры для Убера. Чтобы подключить одного водителя нужно заплатить $3000 и пройти курсы в несколько недель. Затраты в $6.6M на лоббизм в Нью Йорке не помогли.
  • в Лондоне Убер запрещали на длительное время. Там понадобилось заплатить огромные страховые взносы за каждого водителя, чтобы вернуться на рынок.
  • В Канаде пришлось инвестировать около $200M в экономику страны, чтобы снять ограничения государства.
  • с 2012 по 2018 год убер не показывал рост только один квартал (2017 Q1) За остальное время вырос с $46M выручки в квартал до $3B
  • Доля Убера в цене поездки 20%-25%, что покрывает налоги, процессинг карт, маркетинг, страховки и другие расходы.
  • Убер начинался как заказ премиальным машин. Позже это стало лишь одной из опций Uber Black. Сейчас это вымирающий сегмент сервиса. Спрос невелик, машины дороги в обслуживании, часто требует лицензирования.
  • 80% всех поездок в Убере по тарифу UberX (самый дешевый индивидуальный тариф).
  • Настоящим прорывом стал тариф Uber Pool (когда в машину набирается несколько человек). Что одновременно снижает цену для каждого пассажира и повышает суммарную цену поездки.
  • Доля заказов Uber Pool (запущен далеко не во всех регионах) стремится к 20%.
  • в Q1’18 UberEats получил $1.5B выручки, всего при $80M убытка. Что на фоне других услуг убера оглушительный успех.
  • 15% выручки сегодня именно от UberEats.
  • Высокую доходность этого направления дает дополнительная комиссия с ресторанов за услуги доставки ~30% от заказа + умная система маршрутизации водителей.
  • УберЕда рассылает микро оферы со скидками, если есть вероятность заказа еды от вас и в вашу сторону уже едет водитель через ваш любимый суши бар (Гениально!) Это не просто уменьшает цену обслуживания заказа, а еще генерирует дополнительный спрос.
  • Самые прибыльные города:
  • Следующие ставки убера на альтернативные транспортные средства — самокаты и машины с автопилотом.
  • С самокатами интересно. Убер насколько коммодитизировал рынок поездок, что среднее расстояние поездки стало всего 3.2 км.
  • Ведутся эксперименты с Uber Rush — доставка товары повседневного спроса из ограниченного списка.
  • Но все же главная цель компании на пути в дикой после IPO прибыльности, это сокращение главной статьи затрат — людей. Те самые ~70% которые уходят водителям, которые постоянно уходят и так тяжело управляемы.
  • И даже в модели с автопилотами, убер не планирует владеть машинами. Просто теперь их будут предоставлять сами автоконцерны. Убер лишь будет технологическим партнером.
  • При огромных R&D затратах в $200M в квартал, компания все еще не первая. Гугл тут их обходит с их Waymo
  • Компания долго фокусировалась на обслуживании загруженных центров больших городов. Сейчас уже во всю расширяется в пригороды.
  • Все ругают убер на сжигании огромных сумм денег. Но многие успускают невероятный потенциал “негативного оттока выручки” (Revenue Negative churn)
Пример, как Negative Churn влияет на бизнес

Оригнал статьи и еще больше информации https://www.cbinsights.com/research/report/how-uber-makes-money

Uber запустил тариф c дешевыми поездками. Совместный бизнес сервиса с «Яндекс.Такси» обвинили в снижении требований к водителям

Фото: iStock

Компания Uber, которая объединила в России сервис по заказу такси с «Яндекс.Такси», запустила в Москве тестирование тарифа uberSTART, поездки в котором будут стоить дешевле, чем в uberX, сообщил Inc. представитель сервиса. Так в компании ответили на заявления координатора движения «Синие Ведёрки» Петра Шкуматова о запуске тарифа «Старт», к которому, по его словам, будут подключать водителей без проверок.


В Uber сообщили, что в среднем поездки по тарифу uberSTART будут на 20% дешевле, чем по UberX: заказы будут выполнять недорогие автомобили (например, Datsun, Renault Logan, Lada или Chevrolet Lacetti). В компании заявили, что требования к водителям останутся прежними (речь идет о рейтинге, стаже и необходимых разрешениях).

Накануне координатор движения «Синие Ведёрки» Петр Шкуматов сообщил, что в «Яндекс.Такси» запускают тариф «Старт». По словам Шкуматова, в рамках этого тарифа водители, которые получили низкие оценки пассажиров и были заблокированы, смогут вернуться к работе через «Яндекс.Такси».

Со ссылкой на водителей сервиса Шкуматов заявил, что тариф уже работает в регионах. Особенность «Старта» в том, что на него подключают «всех подряд без проверок и излишней бюрократии». Координатор «Синих Ведёрок» добавил, что тариф на поездку будет низким, при этом агрегатор будет брать большую комиссию за поездки.


Петр Шкуматов

координатор «Синих Ведёрок»

«Тариф на поездку будет крайне низким, а комиссия агрегатора повышенной. То есть такое социальное водительское дно. Разумеется, чтобы заработать на таком тарифе, надо будет впахивать все 24 часа подряд и то будет мало получаться. … А нищебродскими тарифами, которые весьма нравятся публике, вымощена дорога в ад. … Ведь такие водители будут делать всё, чтобы заработать, а это прямой путь к крайнему переутомлению и, как следствие, авариям, раненым и погибшим».

Представитель Uber заявил, что комиссия агрегатора за поездки будет ниже, чем на других тарифах сервиса. Размер комиссии составит примерно 15% с учетом налогов и сборов, добавили в компании.

В Uber заявили, что компания не восстанавливает заблокированным водителям доступ к сервису. А в «Яндекс.Такси» опровергли информацию о запуске тарифа, который позволит заблокированным водителям возвращаться к работе в сервисе.

Отметим, что в декабре прошлого года сервис «Яндекс.Такси» сообщил, что в Уфе тариф «Эконом» переименовали в «Старт». А в Ташкенте тариф «Старт» запустился в июне.

О создании совместного предприятия «Яндекс.Такси» и Uber объявили в июле прошлого года, а сделку закрыли в феврале 2018 года. «Яндекс» получил 59,3% акций совместного предприятия, Uber — 36,9%, сотрудники объединенной компании — 3,8%. Uber инвестировал в новую компанию $225 млн, «Яндекс» — $100 млн. А запуск объединенной платформы «Яндекс.Такси» и Uber был запланирован на начало июня.

В апреле российские таксисты объявили бойкот «Яндекс.Такси», Gett и Uber. Недовольство таксистов было вызвано «возрастающей комиссией за пользование этими приложениями»


Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews

Партнерство с Uber позволяет участникам программы лояльности Marriott зарабатывать баллы за поездки, а

Эмиля Майкла — на заработки.

В связи с развертыванием вакцины против COVID-19 многие американцы возвращаются в путешествие. Благодаря новому партнерству между Uber и Marriott International людям проще зарабатывать баллы, когда они снова готовы отправиться в путь.

В среду компании объявили, что участники программы лояльности Marriott, Bonvoy, теперь могут зарабатывать баллы за поездки Uber и доставку Uber Eats.

Чтобы заработать баллы, участникам Marriott Bonvoy достаточно привязать свои учетные записи к Uber через приложение Uber.

КЛИЕНТЫ UBER МОГУТ ПОЖЕРТВОВАТЬ ЗАПРОСЫ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ВАКЦИНЫ COVID-19

Согласно объявлению, участники Bonvoy могут зарабатывать три балла за доллар, потраченный на поездки Uber XL, Comfort и Black.

Между тем, участники могут зарабатывать шесть баллов за доллар, потраченный на Uber Eats, за доставку минимум 25 долларов США в отели бренда Marriott в США.Они также могут получить два балла за доллар, потраченный на доставку за пределы отеля, с минимальной стоимостью 25 долларов.

UBER УСКОРЕНИЕ ПОЕЗДКОВ И ДОСТАВКИ В ЛУЧШЕМ МЕСЯЦЕ КОГДА-ЛИБО ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ

«Мы очень рады объединиться с Marriott Bonvoy, чтобы помочь нашим общим клиентам превратить их домашние привычки в отпуск своей мечты», — Дженнифер Вессио, Об этом говорится в заявлении глобального директора по развитию бизнеса Uber. «Быстро связав свои учетные записи Uber и Marriott Bonvoy, вы на один шаг ближе к своей следующей поездке при заказе UberEats в любимом местном районе или при поездке.»

ПОЛУЧИТЕ БИЗНЕС FOX НА ГОДУ, НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ

Для продвижения партнерства Marriott Bonvoy также дает участникам дополнительные 2000 бонусных баллов, если они свяжут свои учетные записи и совершат одну соответствующую транзакцию до 31 мая.

Uber объявил что он является партнером Marriott International, поэтому участники Marriott Bonvoy могут зарабатывать баллы за поездки Uber и доставку Uber Eats. (iStock)

НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ НА FOX BUSINESS

«Мы продолжаем видеть, как наши участники возвращаются в путешествие и рады предоставить им больше возможностей зарабатывать баллы на бесплатные ночи в поездках Uber и Uber Eats », — говорится в заявлении Дэвида Флука, старшего вице-президента Marriott International по глобальной лояльности.«Эти колоссальные отношения с Uber отражают нашу цель в привлечении участников и позволяют им зарабатывать и обменивать баллы в поездках или в повседневной жизни дома».

Uber сообщил, что в марте 9000 г. количество заказов на услуги по доставке пассажиров увеличилось на 9%. Согласно отчету, опубликованному в понедельник в Комиссии по ценным бумагам и биржам,

Uber зафиксировал рекордный валовой объем заказов в марте 2021 года. Увеличение может сигнализировать о начале возрождения бизнеса по найму пассажиров, который сильно пострадал в 2020 году из-за пандемии коронавируса.

Сегмент мобильности Uber, который включает в себя бизнес по доставке пассажиров, вырос на 9% в период с февраля по март 2021 года, а годовой темп использования составил 30 миллиардов долларов. Сегмент Uber по доставке еды UberEats, который помог компании предотвратить еще большие убытки в 2020 году, удвоил свой годовой темп по сравнению с мартом прошлого года, составив 52 миллиарда долларов.

«По мере роста количества вакцинаций в Соединенных Штатах, мы наблюдаем, что потребительский спрос на мобильность восстанавливается быстрее, чем доступность водителей, а потребительский спрос на доставку продолжает превышать доступность курьерской службы», — говорится в заявлении Uber.

В феврале Uber сообщил, что он потерял 968 миллионов долларов в четвертом квартале 2020 года и имел чистый убыток в размере 6,7 миллиарда долларов за год, что лучше по сравнению с убытком в 8,5 миллиардов долларов за полный 2019 год. Его подразделение UberEats продемонстрировало рост валовых бронирований на 130 процентов. в четвертом квартале до 10,05 млрд долларов.

Uber заявил 7 апреля, что запускает «стимул» на сумму 250 миллионов долларов для своих водителей, чтобы уговорить их вернуться за руль. Компания сообщила в своем блоге, в котором объявляет о программе стимулирования, что многие водители перестали водить в 2020 году, потому что у них не было достаточного количества поездок, чтобы окупить свое время.Деннис Чинелли, вице-президент Uber по мобильности в США и Канаде, написал в своем сообщении, что «в 2021 году будет больше пассажиров, запрашивающих поездки, чем водителей, которые могут их предоставить, поэтому сейчас самое время быть водителем».

В заявлении, поданном в понедельник, Uber также предупредил, что ожидает «значительного увеличения затрат» после того, как в прошлом месяце реклассифицировал всех своих водителей в Великобритании в категорию рабочих.

Uber опубликует финансовые результаты за первый квартал 5 мая.

Исправление: В более ранней версии этой статьи говорилось, что бизнес Uber по вызову пассажиров в марте вырос на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; с февраля 2021 года по март 2021 года он вырос на 9 процентов.Мы сожалеем об ошибке.

Uber расширяет высокоприбыльный бизнес программного обеспечения для транзита в США с помощью трех новых агентств

ФОТО ФАЙЛА: На экране отображается логотип компании Uber Technologies Inc на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) в Нью-Йорке, США, 10 мая 2019 г. REUTERS / Брендан МакДерми / Фото из архива

(Рейтер) — Uber Technologies Inc. в среду заявила, что подписала соглашения с тремя новыми транспортными агентствами о предоставлении технологий маршрутизации и согласования для их парков общественного транспорта, что является последним набегом компании на транзитное пространство.

Региональный транспортный округ Денвера, Транзит округа Сесил в Мэриленде и транспортное агентство Портервилля в Центральной Калифорнии будут использовать программное обеспечение Uber для управления услугами транзита или паратранзита, сообщила компания.

Пассажиры в этих городах могут заказывать проезд в общественном транспорте или поездки для инвалидов-колясочников через приложение Uber, но, в отличие от обычных поездок с ограниченными возможностями, транспортировка будет осуществляться с помощью водителей и транспортных средств транспортных агентств.

Uber не раскрыл финансовых деталей соглашений, но в прошлом году один из руководителей сказал, что предоставление программного обеспечения дает компании более высокую прибыль, чем традиционные услуги по доставке пассажиров.

Uber заявила, что продолжает активные переговоры с несколькими другими транспортными агентствами. Компания ранее объявила о сделках на основе программного обеспечения с двумя другими транспортными агентствами в округе Марин, штат Калифорния, и округе Кейп-Мэй, штат Нью-Джерси.

Технологические соглашения отделены от других транзитных услуг Uber, которые позволяют агентствам заменять некоторые маршруты фиксированных автобусов поездками по требованию в районах с низкой плотностью населения или в непиковые часы.

В последние годы Uber постепенно углублял свое сотрудничество с агентствами и в прошлом году приобрел поставщика программного обеспечения для транспортных перевозок Routematch, в то время заявив, что сделка позволит ему быстро расширить клиентскую базу транспортных агентств.

Набег на транзит также произошел в то время, когда основной бизнес Uber по перевозке пассажиров пострадал во время пандемии коронавируса.

Uber в понедельник заявил, что его бизнес по мобильным автомобилям восстанавливается, поскольку все больше американцев получают вакцины, а его глобальный бизнес по мобильности в марте показал лучший месяц с начала пандемии.

Отчетность Тины Беллон в Остине, Техас; Редакция Стивена Коутса

Готовы ли акции Uber к взлету?

Если и есть одна компания, которая готова преуспеть в возобновлении экономического роста, то это Uber Technologies (NYSE: UBER).

Транспортный гигант управляет крупнейшим в мире бизнесом по совместным перевозкам, который был уничтожен во время пандемии, но также имеет процветающий бизнес по доставке. По мере внедрения вакцин нормальная общественная деятельность и поездки на работу начнут возобновляться в большей части мира, а это означает, что Uber должен увидеть сильное восстановление в своем сегменте мобильности, или так называемом «поиске такси».

Фактически, компания только что поделилась с инвесторами некоторыми разоблачающими данными, что свидетельствует о том, что восстановление уже назревает.

Источник изображения: Getty Images.

Убер за возвращение

В понедельник Uber сообщил, что март 2021 года был лучшим месяцем в его истории с точки зрения общего валового количества бронирований, которое выросло на 9% по сравнению с февралем 2021 года в среднем за день, что стало рекордом для компании.

В сфере мобильности у него был лучший месяц с марта 2020 года, когда валовые заказы достигли годовой нормы продаж в 30 миллиардов долларов, а бизнес по доставке — в 52 миллиарда долларов, что на 150% больше, чем год назад.

Компания также заявила, что по мере роста количества вакцинаций в США спрос на поездки восстанавливается быстрее, чем доступность водителей. Спрос на доставку также продолжает опережать доступность драйверов. В результате компания увеличивает стимулы для драйверов, что повлияет на рентабельность, но компания по-прежнему стремится к скорректированной рентабельности EBITDA к концу 2021 года.

Как выглядит Uber после пандемии

Хотя бизнес Uber в настоящее время работает на рекордных уровнях, приведенные выше цифры показывают, что в этом бизнесе по-прежнему наблюдается значительный спад, поскольку сегмент мобильности все еще не вернулся к уровню, предшествующему пандемии.Текущий показатель валовых заказов в обеих категориях составляет 82 миллиарда долларов. Это на 26% больше по сравнению с 65 млрд долларов в 2019 году, и этот рост, вероятно, ускорится по мере восстановления мобильного бизнеса.

Перед пандемией мобильный бизнес обеспечил примерно в три раза больше валовых заказов, чем доставка, и даже увеличил процент выручки. Uber разделяет заказы с доставкой с ресторанами, что означает более низкую скорость приема этих заказов.

Фактически, мобильность Uber долгое время была прибыльной на основе скорректированной EBITDA, в то время как бизнес по доставке продолжает приносить убытки — отчасти из-за характера модели с распределением доходов.Даже в 2020 году, когда нормальные бизнес-модели были значительно искажены, Uber получил скорректированную прибыль EBITDA в размере 1,2 миллиарда долларов от мобильности, но потерял 873 миллиона долларов в сегменте доставки.

Другими словами, восстановление мобильного бизнеса является ключевым фактором общей прибыльности Uber, и любой сдерживаемый спрос на его поездки только увеличит чистую прибыль.

Кроме того, за последние пару лет Uber совершил ряд приобретений, в том числе Postmates и латиноамериканский стартап по доставке продуктов Cornershop в конце 2019 года и компанию по доставке алкоголя Drizly в начале этого года.

Компании будет легче инвестировать в эти предприятия и развивать их, когда пандемия закончится и спрос нормализуется, поскольку они расширяют возможности и масштабы компании. Они могут проложить путь для новых приобретений, особенно в связи с тем, что ряд предприятий по всему миру пошатнулись из-за пандемии, потенциально обеспечивая привлекательные цены выкупа.

Генеральный директор

Uber Дара Хосровшахи недавно прокомментировал CNBC, сказав, что компания может в конечном итоге выйти на рынок доставки марихуаны, как только ей это будет разрешено, продемонстрировав свою опциональность или свою способность расширяться в новые отрасли.

Пора покупать Uber?

Несмотря на то, что Uber как бизнес выглядит хорошо подготовленным к восстановлению экономики, по-прежнему остаются некоторые вопросы по поводу его акций. Во-первых, Uber также сообщил, что после реклассификации водителей в качестве рабочих они возьмут на себя значительные расходы в Великобритании. Это напоминание о том, что Uber по-прежнему сталкивается с рядом нормативных рисков во всем мире в отношении того, как он классифицирует водителей и как он конкурирует с местными службами такси, даже несмотря на то, что традиционные операции такси сокращаются.В прошлом году компания одержала победу в Калифорнии, но битва с водителями, вероятно, останется для компании в обозримом будущем головной болью.

Если посмотреть на акции, то большая часть восстановления Uber уже выглядит оцененной, так как акции торгуются вблизи рекордных максимумов и выросли вдвое по сравнению с тем, где они начали 2020 год после провала IPO в 2019 году. Инвесторы рассчитывают, что компания добьется своей цели. скорректированный целевой показатель рентабельности EBITDA и устойчивое восстановление мобильного бизнеса в течение оставшейся части года.

После скорректированного убытка по EBITDA в размере 2,7 млрд долларов в 2019 году и убытка в размере 2,5 млрд долларов в 2020 году переход на этот показатель стал бы значительным шагом вперед для Uber. Если компания сделает это, сохранив при этом свой бизнес по доставке и извлекая выгоду из отложенного спроса на мобильность, акции могут значительно вырасти.

Эта статья представляет собой мнение автора, который может не согласиться с «официальной» рекомендательной позицией премиальной консультационной службы Motley Fool.Мы разношерстные! Ставка под сомнение по поводу инвестиционного тезиса — даже нашего собственного — помогает нам всем критически относиться к инвестированию и принимать решения, которые помогают нам стать умнее, счастливее и богаче.

Доля Uber в приобретении теперь составляет 5 миллиардов долларов после сделки SPAC

  • Сингапурская компания по прокату автомобилей Grab объявила во вторник о планах публичной публикации с оценкой в ​​40 миллиардов долларов.
  • Uber — одна из компаний, готовых к крупному выигрышу, с инвестициями в размере более 5 миллиардов долларов.
  • Это последний поворот, сделанный Uber за последние годы, поскольку он отказался от попыток сжигать наличные деньги.
  • Смотрите больше историй на бизнес-странице Insider.

Uber, возможно, сдавался во многих наземных сражениях по всему миру, но похоже, что он все равно будет наслаждаться военными трофеями.

Компания намерена стать одним из крупных победителей предстоящего выхода на публичный рынок компании Grab, компании по доставке пассажиров и доставки еды из Юго-Восточной Азии, которая объявила во вторник, что заключила сделку по выходу на рынок акций через специальную сделку. целевое приобретение компании ( SPAC ).Uber — один из крупнейших акционеров Grab. А с новой оценкой сингапурской компании в 40 миллиардов долларов, Uber получил долю на сумму более 5 миллиардов долларов.

Это может быть признаком грядущих событий для Uber, у которого есть шанс заработать на нескольких долях, которыми он владеет в своих бывших конкурентах, которые сейчас ожидают выхода на рынок, в том числе китайском гиганте по вызову автомобилей Didi Chuxing и индийской кулинарии. -доставка службы Zomato. В общей сложности доля Uber в этих мобильных компаниях может составлять около 18 миллиардов долларов, согласно отчетам о предполагаемой оценке этих компаний и раскрытиям Uber о своих долях.Это более чем в три раза превышает сумму денежных средств и краткосрочных инвестиций Uber.

Эти инвестиции когда-то были частью амбиций Uber по захвату рынков по всему миру, наряду с такими предприятиями, как автономные транспортные средства и грузовые автомобили. Но компания неуклонно сокращала эти усилия по сжиганию денег, а руководители предпочитали вместо этого сосредоточиться на укреплении основного бизнеса, связанного с вызовом пассажиров и доставкой еды на ключевых рынках.

Сегодня Uber успешно превратился в Уолл-стрит в качестве долгосрочного победителя, несмотря на продолжающиеся убытки.(В 2020 году компания потеряла 6,8 миллиарда долларов, поскольку пандемия сократила ее бизнес до доли от его предыдущего размера.) В начале пандемии акции компании находились в свободном падении, но с тех пор восстановили эти потери и торгуются вблизи рекордных максимумов. Недавно компания сообщила, что ожидает, что по крайней мере один квартал этого года будет прибыльным по скорректированной прибыли до налоги , амортизационные и прочие расходы.

Безусловно, неясно, намерен ли Uber обналичить свои доли в таких компаниях, как Grab, Didi и Zomato.Действительно, некоторые аналитики говорят, что владение Uber хотя бы некоторыми из его пакетов поможет его бизнесу на основных рынках. Сохранение этих акций, вероятно, будет считаться увеличением денежных средств для компании на Уолл-стрит, хотя Uber, возможно, не сможет определить все это как краткосрочные инвестиции. Например, у него есть место в совете директоров Grab, и он не может легко продать всю свою долю.

Но тот факт, что Uber может вскоре оказаться способным получать миллиарды от инвестиций, представляет собой удивительную победу для регионов, которые когда-то казались огромными отступлениями.

Инвестиции Grab, в частности, были «мелочью для Uber», — сказал аналитик Wedbush Дэн Айвз. «Grab сделали ставку на Юго-Восточную Азию, и они доминировали на этом пространстве вместе с Годжеком», — добавил он.

Несколько лет назад Uber, как известно, начал войну с местными конкурентами по всему миру, пытаясь стать доминирующим поставщиком услуг по вызову пассажиров почти на всех основных рынках. По сообщениям, при энергичном бывшем генеральном директоре Трэвисе Каланике компания потратила миллиарды долларов, пытаясь вытеснить конкурентов, таких как Didi в Китае и Grab в Юго-Восточной Азии.

Uber потратил почти 1 миллиард долларов на борьбу с Grab в Юго-Восточной Азии, согласно книге журналиста Майка Айзека «Super Pumped» 2019 года об Uber. И Каланик сказал в интервью 2016 года, что в то время компания теряла в Китае 1 миллиард долларов в год.

Но когда руководители компании и члены совета директоров, похоже, осознали, что эти бои оказались слишком дорогостоящими — а вероятность победы слишком неопределенной — они решили продать местные подразделения Uber своим конкурентам и получили взамен значительные доли в капитале.Эти ставки стали тотемами неспособности компании стать единоличным победителем на каждом рынке, на котором она задумывалась.

Но после того, как Uber отступил, рынок услуг по вызову водителя сместился от единственного мирового победителя к более балканизированной среде. И эти местные конкуренты сами по себе превратились в крупный бизнес.

Grab, которая также действует как служба доставки и цифрового кошелька, в 2020 году принесла 1,6 миллиарда долларов скорректированной чистой выручки, согласно ее нормативным документам. Недавно объявленная сделка компании с SPAC, спонсируемая Altimeter Capital Management, оценивает компанию в 39 долларов.6 миллиардов — рекордная оценка для SPAC. Согласно презентации для инвесторов, по состоянию на декабрь Uber владел около 16% Grab. Сделка SPAC снизит долю Uber на пару процентных пунктов.

Между тем Диди Чусин недавно подала конфиденциальную документацию для обнародования, согласно сообщению Bloomberg. В сообщении говорится, что компания может быть оценена до 100 миллиардов долларов. Ранее в этом году Uber продал часть своих акций Didi. После некоторого разбавления первичного публичного предложения компании ей будет принадлежать около 12% компании.

Uber также имеет долю в Zomato в Индии, которую он получил, когда в прошлом году продал свой бизнес по доставке еды в этом регионе. По данным The Economic Times, Zomato планирует провести IPO в конце этого года с оценкой в ​​8 миллиардов долларов. Согласно презентации для инвесторов, Uber владеет чуть менее 10% Zomato.

Айвз сказал, что Uber, скорее всего, продаст часть своих пакетов акций этих компаний. Но он сказал, что компания должна сохранить часть своей собственности, чтобы воспользоваться долгосрочными преимуществами, такими как технологическое партнерство.

В самом деле, это, похоже, отражает подход Uber к своему автономному управлению, которое он продал в декабре стартапу Aurora Innovation в обмен на 26% акций объединенной компании. Несмотря на то, что этот шаг фактически избавил Uber от водительского места, когда дело дошло до автономных транспортных средств, он оставил компанию в игре, если эта технология станет возможной в будущем.

Для Uber эта стратегия продажи пакетов акций и сворачивания бизнеса может сильно отличаться от доминирующего в мире мышления, которое помогло построить компанию.Но на сегодняшнем рынке услуг по вызову пассажиров это может оказаться более разумной игрой.

«Им пришлось сократить масштабы и масштабы и сосредоточиться на основных рынках. Но трудно спорить с их стратегией и тем, как все это разворачивается», — сказал Айвз.

Как Uber для бизнеса работает в вашей компании?

В нашем все более взаимосвязанном мире больше людей путешествуют по работе, чем когда-либо прежде. Будь то утренняя поездка в офис, полет на встречу с иностранными клиентами или поездка на встречу через город, мы не можем каким-то образом избежать использования транспорта в нашей повседневной работе — или необходимости разбираться с расходами впоследствии.

Итак, как работает Uber для бизнеса?

Uber для бизнеса — это другой способ использования нашей проверенной и проверенной службы совместного использования пассажиров. По сути, это позволяет вам создать учетную запись компании Uber, к которой сотрудники могут затем подключиться, используя свои собственные учетные записи, чтобы запросить поездку. Вместо того, чтобы оплачивать поездки со своих личных счетов, они будут списаны с центрального бизнес-счета Uber.

Процедура создания бизнес-аккаунта Uber не может быть проще.Вы можете получить доступ к Uber для бизнеса через приложение Uber или войдя на веб-сайт Uber для бизнеса, используя свою обычную учетную запись Uber. Оттуда вы можете настроить свою организацию и подключить сотрудников к своей учетной записи.

Почему Uber для бизнеса?

Принцип работы Uber для бизнеса звучит довольно просто, не так ли? Однако простое изменение часто может иметь существенное значение:

Экономия времени

Бизнес-аккаунт Uber помогает сократить время, затрачиваемое на расходы во всех подразделениях организации.Когда сотрудник запрашивает поездку через корпоративную учетную запись Uber, поездка может быть автоматически оплачена с карты компании или выделенного бюджета. Это означает, что сотрудникам больше не нужно просматривать квитанции и электронные письма, чтобы вернуть свои командировочные расходы, и команде администраторов не нужно тратить время на их обработку.

Упростите процессы

Uber for Business также упрощает управление корпоративными поездками. Имея всех сотрудников в одной учетной записи, вы можете установить ограничения на поездки компании из бизнес-учетной записи Uber.Это включает в себя общий бюджет, количество поездок за определенный период времени, общую стоимость отдельной поездки и многое другое. Более того, все данные о поездках, совершенных сотрудниками, автоматически собираются и сопоставляются в учетной записи компании Uber, которую можно в любое время просмотреть в одном простом и понятном отчете.

Вместо того, чтобы создавать политику командировок компании и вручную регистрировать информацию о корпоративных поездках сотрудников, Uber for Business может полностью автоматизировать этот процесс: от принятия решения о том, как сотрудники путешествуют, до создания отчетов о расходах на командировки.

Обеспечьте безопасность и удобство

Поскольку при использовании Uber для компаний используется та же служба запроса поездок, что и Uber, вы обнаружите все те же преимущества нашего обычного сервиса:

В оценке рисков и проверке партнеров по поездке нет необходимости, поскольку мы уже сделали и то, и другое за вас. Учетная запись компании Uber также автоматически собирает записи обо всех совершенных поездках, и сотрудники могут поделиться своим статусом поездки в режиме реального времени, чтобы друзья и коллеги знали, что они прибыли в целости и сохранности.

Как и в случае с Uber, вы можете заказать поездки в любое время дня в более чем 600 городах по всему миру. Независимо от того, используют ли они Uber для поездок на работу или спешат в офис посреди ночи, каждый в вашей организации по-прежнему сможет запросить безопасную поездку через корпоративный аккаунт.

И, конечно же, не только сотрудники могут заказывать поездки в Uber для бизнеса! Вы можете организовывать и отправлять поездки клиентам, клиентам, кандидатам на работу или кому-либо еще, имеющему отношение к вашей организации, через бизнес-аккаунт Uber.

Итак, если есть что-то, что Uber для бизнеса может улучшить в вашей политике в отношении поездок, возможно, пришло время внести это изменение. Все еще не знаете, с чего начать и может ли бизнес-аккаунт Uber помочь вашей организации? Вы можете связаться с нами или ознакомиться с нашими расширенными руководствами и часто задаваемыми вопросами по Uber для бизнеса.

райдеров, доставка еды и фрахт

Uber Technologies Inc. (UBER) зарабатывает деньги, предоставляя услуги по вызову пассажиров, и берет на себя часть платы за проезд.У компании также есть бизнес по заказу и доставке еды, Uber Eats, и бизнес по доставке грузов, Uber Freight. Они работают аналогично вызову пассажиров, за исключением того, что они сопоставляют людей с водителями-доставщиками и грузоотправителями соответственно.

Ключевые выводы

  • Uber подбирает потребителей, которые ищут поездки, доставку еды или доставку, с людьми, которые продают эти услуги.
  • Крупнейшим источником дохода Uber является бизнес по доставке пассажиров, который также является единственным сегментом, приносящим прибыль.
  • Uber завершил продажу своего подразделения беспилотных автомобилей в январе 2021 года.

Финансы Uber

Рыночная капитализация Uber составляет около 97 миллиардов долларов. Общая выручка упала на 14,3% в течение 2020 финансового года (FY) компании, который закончился 31 декабря 2020 года. Компания, которая постоянно боролась за получение прибыли, сообщила о чистом убытке в размере 6,8 миллиарда долларов за год. Тем не менее, это было улучшение по сравнению с чистым убытком в размере 8,5 млрд долларов, опубликованным в 2019 году. Скорректированная прибыль Uber до вычета процентов, налогов, износа и амортизации (EBITDA) по всем ее направлениям немного лучше, но все же зарегистрировала убыток в размере 2 долларов.5 миллиардов в 2020 году.

Бизнес-сегменты Uber

Начиная со второго квартала 2020 года компания Uber внесла некоторые изменения в способ классификации отчетных бизнес-сегментов. Сегмент «Поездки» был переименован в «Мобильность», а сегмент «Еда» был переименован в «Доставка». Кроме того, Uber продал свою услугу проката электрических велосипедов JUMP, которая была отнесена к сегменту «Другие ставки». Некоторые несущественные предложения, ранее организованные в рамках других ставок, теперь перенесены в сегмент «Мобильность».Сейчас у Uber всего четыре операционных и отчетных сегмента: 1) Мобильность; 2) Доставка; 3) фрахт; и 4) программы ATG и другие технологии. Uber также включает категорию «Все прочее», но его вклад в общий бизнес компании несущественен. Он не включен ни ниже, ни в приведенные выше круговые диаграммы.

Mobility (ранее — ездит)

Сегмент мобильности Uber — это его флагманский бизнес по доставке пассажиров. Этот сегмент является крупнейшим для Uber, составляя 55% выручки компании в 2020 году, но снизившись на 43%.1% с 2019 года. Uber сообщает скорректированную EBITDA для своих отчетных сегментов. Даже с использованием этого более щедрого показателя рентабельности прибыльным является только сегмент мобильной связи Uber. Скорректированная EBITDA сегмента в 2020 году составила 1,2 миллиарда долларов, что на 43,6% меньше, чем в предыдущем году.

Доставка (ранее Ест)

Сегмент Uber Delivery предлагает приложение, которое позволяет людям удаленно заказывать еду из ресторанов для самовывоза или доставки. Что касается доставки, клиентам подбирают водителей так же, как и в случае с Uber, занимающимся вызовом пассажиров.Сегмент был впервые запущен в 2014 году под названием UberFRESH, а затем стал UberEATS в 2015 году. Сегмент , который теперь официально представлен под названием Delivery, принес 35% выручки Uber в 2020 году, при этом выручка выросла на 178,7% до 3,9 миллиарда долларов.

Грузовой

Запущенный в 2017 году сервис Uber Freight объединяет водителей грузовиков с грузоотправителями, которые хотят перевезти груз, точно так же, как его бизнес по вызову автомобилей связывает водителей с людьми, ищущими поездку. Uber Freight составляет лишь небольшую часть общей выручки Uber, или около 9% в течение 2020 года.Но он растет, на 38,3% больше, чем в 2019 году.

Группа передовых технологий (ATG) и другие технологические программы

Программа Uber ATG по разработке беспилотных автомобилей и технологий совместного использования пассажиров. Другой важной частью этого сегмента является программа Uber Elevate по развитию системы вертикального взлета и посадки (вертикального взлета и посадки). Этот сегмент состоит из проектов на очень ранней стадии, и зарегистрированный доход в 2020 году составил всего 100 миллионов долларов, что на 138,1% больше, чем в предыдущем году.

Последние события

13 августа 2020 года судья Верховного суда Сан-Франциско Итан Шульман отказался предоставить Uber больше времени для обжалования более раннего решения, требующего от компании классифицировать водителей в штате как сотрудников. Новый закон штата Калифорния — Закон о собрании № 5 — затрудняет отнесение «кабриолетов» к независимым подрядчикам. В настоящее время Uber классифицирует своих водителей как независимых подрядчиков, а не сотрудников, что позволяет Uber избегать выплаты минимальной заработной платы, оплачиваемого отпуска по болезни и семейного отпуска, страхования от безработицы и компенсационного страхования рабочих.

20 августа 2020 года апелляционный суд Калифорнии предоставил Uber и Lyft продление в соответствии с приказом о реклассификации их водителей в качестве сотрудников. От них требовалось представить планы относительно того, как они будут соблюдать приказ, если их апелляция будет отклонена, а Предложение 22 (Предложение 22), которое освобождает их водителей от AB5, не проходит. Устные аргументы в пользу апелляции начнутся 13 октября 2020 года.

3 ноября 2020 года избиратели Калифорнии одобрили Предложение 22, гарантирующее, что AB5 не будет применяться к Uber, Lyft или Doordash.

28 сентября 2020 года транспортная лицензия Uber в Лондоне была восстановлена ​​после того, как она была отозвана в ноябре 2019 года, во второй раз за последние три года. Транспортные регуляторы Лондона сослались на неспособность Uber предотвратить использование их приложения неавторизованными водителями, что может создать опасность для пассажиров. Текущая лицензия действует 18 месяцев и зависит от того, будет ли Uber предоставлять периодические отчеты о безопасности.

19 февраля 2021 года верховный суд Великобритании постановил, что 25 водителей, возбудивших дело против Uber, являются сотрудниками, а не подрядчиками, и должны иметь права, которыми обладают сотрудники, такие как минимальная заработная плата и отпускные.Хотя это постановление применяется только к водителям, участвующим в деле, оно создает прецедент, который может облегчить другим работникам получение статуса наемных работников в будущем.

7 декабря 2020 года Uber объявил о продаже своего подразделения по производству беспилотных автомобилей компании Aurora Innovation Inc. Uber завершил продажу подразделения, которое было известно как подразделение ATG и было включено в сегмент программ ATG и других технологий. 19 января 2021 года. Сделка включала в себя вложение денежных средств Uber в размере 400 миллионов долларов, что дало ему примерно 26% акций Aurora.Сделка заключается в том, что генеральный директор Дара Хосровшахи стремится реструктурировать Uber и сделать его более прибыльным за счет сокращения дорогостоящих аспектов компании, которые не смогли набрать обороты.

Как Uber сообщает о разнообразии и инклюзивности

В рамках наших усилий по повышению осведомленности о важности разнообразия в компаниях мы предлагаем инвесторам взглянуть на прозрачность Uber и ее приверженность разнообразию, инклюзивности и социальной ответственности. Мы изучили данные, которые публикует Uber, чтобы показать вам, как он сообщает о разнообразии своего совета директоров и сотрудников, чтобы помочь читателям принимать обоснованные решения о покупке и инвестировании.

Ниже представлена ​​таблица возможных измерений разнообразия. Он показывает, раскрывает ли Uber свои данные о разнообразии своего совета директоров, C-Suite, общего руководства и сотрудников в целом, что отмечено значком ✔. Он также показывает, разбивает ли Uber эти отчеты, чтобы выявить свое разнообразие по расе, полу, способностям, статусу ветерана и идентичности ЛГБТК +.

Отчетность Uber по разнообразию и инклюзивности
Гонка Пол Способность Статус ветеранов Сексуальная ориентация
Совет директоров
C-Suite
Общее руководство ✔ (У.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *