Адаптация чужих идей — в бизнесе

 Копирование с пользой — это, скорее, адаптация чужих идей с целью расширения собственных маркетинговых возможностей. Сочетание собственных методов с идеями, позаимствованными у конкурентов и родившимися в ходе анализа рынка, — это весьма эффективный подход, в том числе и с точки зрения затрат. Ресурсов ведь практически всегда не хватает.

Кстати, призывы вроде «смотрите на рынок, выискивайте идеи, адаптируйте их и применяйте в своей деятельности» можно найти в работах многих известных специалистов по маркетингу.

Итак, кто они — Великие имитаторы ?

Как известные компании применяют стратегии имитации, смотрите отличные примеры: 

1. Компания American Express не изобрела кредитные карты, а скопировала эту идею у фирмы Diners Club. В 50-х годах основатели Diners Club придумали карту, которую принимали к оплате крупные рестораны Нью-Йорка. Однако им не хватило времени или фантазии для того, чтобы создать универсальный платежный инструмент. Поэтому в 1958 году это за них сделала American Express, позаимствовав идею и немного ее дополнив. В результате сегодня American Express преуспевает и является одним из лидеров рынка, а Diners Club, хотя и осталась в игре, довольствуется маленькой рыночной долей.

2. Телефонные автоответчики придумала в 50-х годах компания Code-A-Phone. А известная фирма AT&T, придя на этот рынок гораздо позже, сумела вытеснить первопроходца с рынка. Благодаря производству, расположенному за границей, AT&T смогла продавать аналогичный товар дешевле. Когда Code-A-Phone решила перенести свое производство в другую страну, было слишком поздно — оказалось, что рынок уже захвачен более быстрым имитатором.

3. В конце 80-х японские автопроизводители, в том числе Toyota, решили выйти на европейский рынок с собственными престижными моделями машин и тем самым бросить вызов гигантам немецкой автоиндустрии — Mercedes и BMW. При этом многие потребители (и тем более эксперты) невооруженным глазом видели, что форма автомобиля Lexus была практически полной копией Mercedes.

4. Известная компания-производитель часов Seiko позаимствовала идею кварцевых часов у швейцарских фирм, которым изначально принадлежало это изобретение. Имитатор оказался проворнее инноваторов — пока швейцарцы выпускали кварцевые часы в малых объемах как товар элит-класса, Seiko наладила производство недорогих аналогов этого продукта и захватила рынок. Теперь уже мало кто помнит, что идея принадлежала не Seiko.

5. Всемирно известная компания Panasonic прославилась очень хитрой стратегией минимизации затрат. Она дожидается, пока конкуренты выведут новый товар на рынок, и тут же копирует его (разумеется, внося некоторые изменения и стараясь сделать свой аналог более дешевым). Поскольку все это осуществляется вполне легальными методами, конкуренты (в том числе Sony) не могут ничего поделать. Такую тактику компания использует и по сей день, правда, с недавнего времени начала дополнять ее собственными разработками инновационных продуктов.

6. Даже такой известный инноватор, как Apple, не отказывается от использования чужих идей и даже продуктов. К примеру, когда создавался iPod, Apple «одолжила» многие его компоненты у других компаний: главную схему — у PortalPlayer, миниатюрный жесткий диск — у Toshiba, батарею — у Sony, конвертер цифрового сигнала в аналоговый — у Wolfson. Прибавив ко всему этому свой дизайн, инженерные идеи и умные маркетинговые ходы, Apple получила новый товар. Как его назвать — инновацией или имитацией — решайте сами. Apple также перенимает лучшие практические решения из других сфер. Например, когда Стив Джобс во второй раз возглавил эту организацию, он взял на работу Тимоти Кука — бывшего сотрудника компаний IBM и Compaq, который изменил систему поставок фирмы, используя свой опыт и подходы, практикуемые Dell и некоторыми другими фирмами. Apple также успешно скопировала идею специализированных магазинов у компании Gateway.

7. Procter&Gamble также не пренебрегает копированием, однако предпочитает заимствовать лишь отдельные элементы чужих товаров и идей. Но делает это с большим размахом. Как гласит статистика, на сегодняшний день более трети новых продуктов, выпускаемых Procter&Gamble, содержат элементы, придуманные вне компании. В 2000 году доля таких продуктов составляла в компании всего лишь 15%.

8. Учет по экономическим цепочкам (предусматривающий возможность отслеживания затрат от поставщика до потребителей) был придуман создателем компании General Motors Вильямом Дюраном. А затем — скопирован несколькими компаниями, в том числе известной английской сетью супермаркетов Marks & Spencer и не менее известной американской сетью Wal-Mart. Более того — одним из ключевых факторов успеха Wal-Mart стала именно эта скопированная модель учета.

Полностью статья тут: «было ваше — стало наше»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *